Телевечера с Николаем Княжицким в последнее время производят наиболее приятное впечатление среди всех ток-шоу. Хотя, конечно, не все приглашенные в студию TBi одинаково интересны зрителям. Но последняя беседа Княжицкого с известным политтехнологом, работающим на партию «Батьківщина», Олегом Медведевым, безусловно, может быть признана творческой удачей ведущего.
Разумеется, говорили о грядущих парламентских выборах. Медведев обещал строже подойти к формированию избирательных списков. Было бы хорошо! Ведь чтобы не было массового депутатского предательства, необходимо, чтобы политическая сила имела свой символ веры, четкую определенную идеологию, нечто стоящее над всеми членами партии и требующее верности. Необходимо достичь баланса между неизбежным в политике прагматизмом и компромиссностью, с одной стороны, и чистотой идеалов — с другой. Одной из самых больших проблем нашего политикума является дефицит незапятнанных знамен. Наконец, тем партиям, в истории которых были эпизоды массовой «тушканизации», не обойтись без внутренней организационной люстрации. Речь ведь идет не только о Верховной Раде, а о бегстве из БЮТ на сторону власти сотен бютовских депутатов по всей стране, от сельсоветов до областных советов.
Тут, правда, возникает неприятный вопрос: готовы ли эти партии снова принимать в свой избирательный список любое ничтожество, если оно приносит кейс с деньгами? Почему оно не может продаваться и перепродаваться, если партия продает места в списке?
К сожалению, чрезмерно тактичный Княжицкий Медведева об этом не спросил. Возникает также впечатление, что никакой работы над ошибками оппозицией проведено не было. Любая армия после поражения в лице своего командования должна определить причины неудачи, перегруппировать силы, составить новый план наступления (с учетом горьких уроков) и вдохнуть веру в победу в сердца своих бойцов. А на Софийском майдане стоят битые оппозиционные «генералы», продемонстрировавшие уникальную способность проиграть даже обреченное на успех дело, — и никакого покаяния, никаких извинений перед избирателями, никакой демонстрации понимания происшедшего. И никакого намека на самосовершенствование, на то, что поражение сделало их более мудрыми и стойкими.
Гениально высказался на этот счет Михаил Чечетов: «Мы победим на выборах не потому, что мы такие сильные, а потому, что они такие слабые...» Оппозиционные лидеры никак не хотят понять, что народ не только слушает их красивые речи, но и внимательно следит за их руками и хорошо видит, что эти руки делают. И, слава Богу, сделал вывод после Майдана: политикам доверяй, но как следует их проверяй, лови на нестыковках между словом и делом, обращай внимание не столько на выступления, сколько на действия. Что ж, народ учится. А политики? А политики — нет. По крайней мере, пока результатов учебы не видно. И вообще, что предлагает оппозиция украинскому народу, кроме себя снова при власти? Где идеи? Какие изменения оппозиционеры внесут в государственное устройство, экономику, политику, право? И какие гарантии, что не будет очередного обмана? Пока об этом ничего неизвестно...
Трудно отделаться от обоснованного подозрения, что сохранение себя при власти является для оппозиции более важной задачей, чем сохранение Украины. Если бы оппозиция принципиально отличалась от власти в лучшую сторону, была бы носительницей высокой морали, то нынешняя власть не имела бы никаких шансов... Лично я буду голосовать за оппозицию при всех ее грехах. Но когда же, наконец, у нее появится желание очиститься? Беда в том, что оппозиция, как и власть, живет сама по себе, а народ сам по себе. Наша оппозиция в своем большинстве — оторванный от масс политический клуб, а вовсе не «магнит» для умного, честного и креативного в Украине. При такой оппозиции нынешняя власть при самых протестных настроениях в обществе может чувствовать себя достаточно спокойно.
Упомянул Княжицкий и румынский опыт в борьбе за честную политику, пригласив в студию общественную деятельницу из Румынии Алину Мунджиу-Паппиди, убежденную, что тех, кто постоянно меняет партии и фракции, нужно выводить за пределы политического поля. Для этой цели и создана в Румынии организация «За честный парламент», которая регулярно публикует списки продажных депутатов. Кстати, у нас в Украине эту трудную и крайне необходимую работу начала Александра Кужель, уже успевшая опубликовать список самых отъявленных «тушек», которые, по ее мнению, ни в коем случае не должны попасть в парламент.
Николай Княжицкий в связи с годовщиной известного диссидента и борца за Украину Олексы Тихого пригласил в студию его сына Владимира. Олекса Тихий — уроженец Донбасса. Ведущего интересовало, откуда мог взяться в таком регионе такой человек. Действительно, на своей малой родине эти люди преодолевают колоссальное сопротивление среды. Что, между прочим, закаляет. Ведь быть на Востоке и Юге украинцем — это совсем не то, что быть им во Львове и Киеве. Уж если в Крыму или Донбассе человек становится украинскими патриотом, за этим стоит нечто весьма глубокое, личный выстраданный духовный путь...
Крымские и донбасские (одесские, днепропетровские, запорожские и др.) идейные украинцы имеют ценное и не столь часто встречающееся в нашем народе качество — умение идти против течения, не сгибаться под давлением недружественного окружения, не покупаться на сомнительные компромиссы, не менять свою идеологическую окраску в зависимости от меняющихся внешних обстоятельств. Достаточно вспомнить уроженца Мелитополя (Запорожская область) Дмитрия Донцова, Ивана и Юрия Липу, жизнь которых была связана с Керчью и Одессой, уроженца Херсонщины Евгена Маланюка, полтавца Кирилла Осьмака и немало других. В Украине, вопреки мнению некоторых современных западноукраинских писателей, нет территорий, которые принципиально не могли бы быть интегрированы в общеукраинский контекст.
О наболевшем поговорили и у Анны Безулык в «РесПубліке» на «5 канале». Безулык, как правило, приглашает двух главных диспутантов от власти и от оппозиции. Хорошее впечатление произвело выступление Александры Кужель. Как сказала политик, в нашем государстве ежегодно идет «распиливание» национального бюджета, увеличиваются расходы на содержание власти. Не надо ждать инвесторов, они не придут туда, где процветает безнаказанное рейдерство. Богатейшие люди в Украине за этот год стали богаче на 300—500%, а социальные выплаты постоянно сокращаются. Тюрьмы забиты жертвами режима. Александра Владимировна призвала демократический мир закрыть въезд на свою территорию нынешней верхушке Украины и завершила выступление четким слоганом: эта власть не имеет права на существование в Украине.
Эксперт Виктор Чумак добавил: дисбаланс между бедными и богатыми в Украине таков, что социальный взрыв — всего лишь вопрос времени. 90% всех прибылей олигархов выводятся в оффшоры, на этом фоне просто смешно говорить о росте ВВП. У олигархов есть только интересы, но абсолютно отсутствуют ценности.
Редактор «Комментариев» Вадим Денисенко отметил: мир глобальный, а наша элита — провинциальная. А эксперт Игорь Жданов считает, что ответственной политической элиты в Украине нет вообще.
У Шустера у микрофона выступал юрист Андрей Портнов, бывший бютовец, а ныне знатный регионал — живая иллюстрация кадровой политики БЮТ. Портнов говорил о том, что надо сделать, чтобы хоть кто-то в Украине верил нашим судам. Ну, когда-то в БЮТ поверили Андрею Портнову... А в зале сидел и преданно смотрел на Портнова нардеп Писаренко, когда-то также пользовавшийся доверием БЮТ...
Региональный законник рассказал о готовящемся массовом освобождении из мест заключения лиц, совершивших экономические преступления. Ясное дело, надо готовить свободные места для политических...
Портнов рассказывал, как ПР собирается установить в Украине закон и порядок. Однако Партия регионов уже давно «в законе», а справедливости становится все меньше. Хотелось бы, чтобы ПР была способна решать проблемы не только в рамках своих узкогрупповых интересов. Ведь благие юридические намерения региональных правоведов могут вылиться в совершенный ужас, учитывая все те «понятия», по которым реально живет страна. Можно написать прекрасные вещи на бумаге, но как изменить правоприменительную практику? Кстати, в студии Шустера в то, что в Украине может появиться независимый суд, поверили лишь 28% присутствовавших.
С РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ИГЛЫ НА ФИНАНСОВУЮ?
А у Евгения Киселева на «Интере» снова очень долго отчитывался о своей деятельности вице-премьер С. Тигипко. Ведущий интересовался, даст ли МВФ денег правительству Азарова. По некоторым особенностям ответа Тигипко можно было понять, что не даст. Вице-премьер, однако, бодро намекнул, что будут просить денег у России. «Так вы хотите соскочить с российской газовой иглы только для того, чтобы сесть на финансовую?» — с удивлением спросил Е. Киселев. Тигипко особо не возражал. Ведущий сообщил Сергею Леонидовичу, что Партия регионов теряет поддержку на Юге и Востоке и спросил, не желает ли г-н Тигипко стать № 1 в избирательном списке ПР? В ответ вице-премьер призвал ПР к извинениям и покаянию перед избирателями.
Затем долго что-то щебетала о новой Конституции г-жа Ставнийчук. Какой смысл писать конституции там, где их никто не выполняет, а часто просто глумится над Основным Законом?
БОЛЕЗНЬ — ТОТАЛИТАРИЗМ
Поговорили у Киселева и о происшедшем в славном городе Днепропетровске увековечении памяти Л. И. Брежнева, в честь которого городской совет назвал новую улицу. Правда, умолчали о том, что этот же совет отказался переименовать улицы, названные в честь Косиора и Постышева, признанных судом организаторами Голодомора. Украина больна тоталитаризмом, и днепропетровский казус это еще раз подтверждает. Власть все 20 лет независимости заигрывает с этими силами. Если бы в ФРГ так заигрывали после 1945 г. с нацистами, как сегодня в Украине с коммунистами, то в Германии до сих пор ходили бы под нацистскими знаменами и кричали «Зиг хайль!».
Ведь тоталитарный СССР и все его структуры до сих пор должным образом не осуждены, массам навязывается любование советчиной, сталинщиной, на это работает множество СМИ. А красные имперско-коммунистические флаги, канонизированные Партией регионов, еще вылезут нам боком. Тоталитаризм остается в Украине мощной идеологической силой и важным фактором электоральной политики. Вот почему мы столько лет ходим по замкнутому кругу нищеты и беззакония.
Обсуждение закончилось нервозно — спичем историка Андрея Портнова, который охарактеризовал прославление брежневщины как поиск его днепропетровскими земляками «собственной идентичности». А зачем ее искать? Ее уже давно нашли в СССР, и называлась она «новая историческая общность людей — советский народ». Но при чем тут Украина ХХI века? Портнова поддержали другие участники дискуссии и предложили достойно увековечить и Щербицкого...
Камо грядеши, Украина?