В день знаний к нам вернулась Анна Безулык с программой «РесПубліка». Что ж, не будем скрывать, соскучились. Любопытно было, не появились ли какие-то новации, неожиданные повороты, изменения в стилистике. Должен сразу сообщить: не появились. Может, оно и к лучшему? А то у Киселева в «Большой политике» появляются, но все больше какие-то анекдотические, вроде футбольных ворот в студии (в честь матча сборных команд Украины и Уругвая) и удара по мячу, а еще вопросов о том, поспособствует ли удачное выступление Украины на Евро-2012 успеху партии власти на парламентских выборах. Вадим Карасев успокоил: украинцы — не горячие латиноамериканцы, а трезвомыслящий народ, способный не путать футбол с политикой. Между прочим, в 70-е годы ХХ ст. между Сальвадором и Гондурасом на почве футбола произошла натуральная война...
ПОРА НАЧИНАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ
Анна Безулык пригласила в качестве главных оппонентов Александра Турчинова и Марину Ставнийчук. Г-жа Ставнийчук — интереснейший представитель нашей нации. Какие же гибкие убеждения надо иметь, чтобы они не мешали верой и правдой служить как «оранжевым», так и «бело-синим». И везде не на последних ролях. Впрочем, в истории СССР был один деятель, о котором говорили: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» (имелось в виду — от Ленина до Брежнева). Это был мудрейший и хитрейший посланец солнечной Армении Анастас Микоян. Однако многие украинские политики уже давно переплюнули Микояна...
Представитель оппозиции и представительница Администрации Президента говорили о праздновании 20-летия независимости Украины. Разумеется, их впечатления оказались полярными. Мне были ближе эмоции г-на Турчинова. Действительно, не могу отделаться от ощущения, что торжества проходили в оккупированной стране, где оккупационная администрация великодушно позволила аборигенам отмечать какие-то их туземные праздники. Особенно неприятно было в Киеве, где власть продемонстрировала свою абсолютную чуждость местному населению, как будто Киев ныне контролируют какие-то печенеги или половцы, которые его завоевали, но чувствуют себя в нем неуютно и не знают, каких подвохов можно ожидать от завоеванных. Отсюда и обилие стражи на каждом шагу. Вспоминается недалекое прошлое, когда при Ющенко—Тимошенко Партия регионов в столице ходила где хотела и как хотела, и никто ее не трогал.
Сегодня конституционное право на мирные собрания и демонстрации фактически ликвидировано с помощью судов, которые четко выполняют все пожелания власти. Причем абсолютно зависимые суды стоят у нас выше Конституции, поскольку легко могут запретить исполнение любой нормы Основного Закона. Интересно, однако, выходит...
Но даже если суд нам что-то разрешит, это еще ничего не означает. Любой милицейский генерал может судебное решение подкорректировать. Суд позволил участникам митинга у памятника Шевченко пройти улицей Владимирской до Софиевской площади. А милиция — не позволила. Если судам можно вольно обращаться с Конституцией, то почему милиции нельзя столь же вольно реагировать на судебные решения!?
Марина Ставнийчук очень сожалела, что нет специального закона о том, кому, как и где ходить. Обычное псевдоюридическое крючкотворство.
Конституция — документ прямого действия, который превыше любого другого закона. 20-летний юбилей государства должен раскрыть глаза даже самым доверчивым и наивным людям. Отказ власти от военного парада — это момент истины. Власть показала свое отношение к независимости страны. 9 Мая для нее праздник, а 24 августа — нет. Потому, что 9-е — это общий праздник с Кремлем, а 24-е — праздник чисто украинский. Правда, холуйство и раболепие перед кремлевским «тандемом» никаких дивидендов нашей власти не принесло. Российский первый национальный телеканал (официоз!) уже открытым текстом заявляет, что «Янукович для России хуже, чем Ющенко». А почему? А потому что в представлении Кремля пророссийский политик в Украине — это тот, кто все отдает российской элите, ничего не оставляя себе. А если не все, то он «русофоб», «бандеровец», «националист».
Своеобразный итог обсуждения подвел профессор Евгений Головаха, порекомендовавший власти прекратить глупости и начинать общественный диалог. Глупости — это политические репрессии, которые отвлекают людей от необходимости реформирования того феодально-советского монстра, в котором мы ныне живем. Иначе может реализоваться угроза оказаться там, где сегодня находится Беларусь.
Кстати, у нас была группа речистых товарищей, которые не уставали живописать нам белорусское «экономическое чудо». Автор этих строк, напротив, утверждал, что «экономические достижения» товарища Лукашенко — это мыльный пузырь, который обречен лопнуть. Что и произошло. Восторженные же трубадуры минского режима в Киеве вместо того, чтобы держать ответ перед читателями, предпочли «слиться с местностью». Да и товарищ Каддафи их здорово подвел. Между прочим, в этих ближневосточных событиях наша внешняя политика снова села в лужу. Наше государство до последнего дня не решалось порвать с режимом диктатора и признать правительство ливийских повстанцев. Осмелились это сделать только после Российской Федерации, которая тоже изрядно «вляпалась» и уже подсчитывает убытки от ухудшения отношений с Ливией, Египтом, Тунисом, да и в Сирии вряд ли все успокоится. Но то — российские проблемы, мы же в очередной раз расплачиваемся за несамостоятельность, трусость и некомпетентность. Чем? А тем, что новые власти этих стран могут теперь относиться к нам не просто плохо, а очень плохо. Нам это надо?
Анна Безулык, коротко обрисовав нынешнюю геополитическую ситуацию, высказала мнение, что власть в Украине сегодня оказалась в тисках между критически настроенным Западом и критически настроенной Россией. И как власть собирается из всего этого выбираться?
А ведь есть еще и критически настроенное большинство украинского общества... Хороший рецепт дал Е. Головаха, дай Бог, чтобы его услышали. Ведущая привела и самые свежие социологические данные. Партия регионов в рейтинге общественных симпатий (по версии фонда им. Разумкова) лишь на 2% опережает БЮТ. Это о многом говорит. У власти есть все: СМИ, институты, структуры, службы, государственный аппарат, финансовые потоки, бюджет, и, несмотря на это, война за симпатии проиграна. Временно или навсегда? В обществе все больше затягивается гордиев узел неразрешимых противоречий. По мнению Евгения Головахи, его может разрубить только избиратель на выборах. Добавлю от себя: но это только при условии элементарно честных выборов, что сегодня абсолютно не гарантируется.
Снова звучал «плач Ярославны» о нашей бесталанной оппозиции.
Оппозиция нуждается во внутренней революции в ее собственных рядах. Она должна вдохновлять массы, быть светлым пятном на мрачном фоне власти, но ныне оппозиция такой не является.
В ее составе остаются те же люди, которые в течение пяти лет дискредитировали бывшую власть. Их не вытеснили свежие, здоровые силы. Кого могут вдохновлять те, на ком написано, что личный интерес для них в тысячу раз важнее общественного? За что борются они сегодня: за восстановление демократии или за персональное возвращение к «корыту»? Оппозиция должна убедить народ в том, что она лучше власти. Надеяться на то, что ухудшающиеся условия жизни сами все сделают, — ошибочно. Люди могут вследствие этого, не веря оппозиции, уходить в апатию вместо протеста.
УРОК, КОТОРЫЙ НЕ СОСТОЯЛСЯ
Евгений Киселев в «Большой политике», покончив с футбольными делами (зачем «отбирать хлеб» у профессионального футбольного аналитика Шустера?), предоставил слово для дискуссии о роли Д. В. Табачника в украинской истории профессору Киево-Могилянской академии Гараню и журналисту Чаленко. Последний немедленно обрушился на Могилянку градом обвинений. Перед этим он успел по полной программе подвергнуть уничтожающей критике УНИАН, обвинив агентство в том, что оно является «антироссийской» организацией, «националистическим вертепом», структурой, где «не любят Донбасс».
Насколько я помню, раньше от граждан требовалась «преданность партии и правительству», а теперь Донбассу... Могилянку же пламенный труженик пера объявил «националистическим кублом». Надо сказать, что лексика агитпропа ЦК КПСС и КГБ у г-на Чаленко удивительно естественна и органична. Профессор Гарань парировал тем, что с 1992 года Киево-Могилянская академия — зона, свободная от коррупции, почему она и не нравится министру и ректорам ряда других вузов, поскольку выступает в качестве «негативного» антикоррупционного примера.
Чаленко торжествующим тоном заявил, что в Украине 800 вузов, и всем их руководителям Д.В. Табачник нравится и только КМА «мутит воду». Ну, думаю, что сотням наших «воспитателей юношества» еще придется отвечать на неприятные этические вопросы, в том числе и своим студентам. И ждать этого недолго.
Какую молодежь мы хотим иметь, какой морали можем от нее требовать при таком моральном облике «воспитателей»? Если сотни ректоров продемонстрировали, что рабочее место, оклад, льготы для них неизмеримо важнее, чем какие-то моральные «абстракции»? Кое-кто успокаивает свою совесть тем, что не хотел подставлять под удар свой вуз... Оправдания всегда найдутся, но нравственная проблема остается. Ректоры имели возможность дать уникальный по глубине и искренности урок морали, дать его личным примером, но не воспользовались такой возможностью. А это означает, что в строгом смысле слова воспитателей у нас нет, а есть только чиновники от педагогики, «винтики» бюрократической машины, направленной на воспроизводство моральных рабов...
Некоторые телеканалы проинформировали: Черниговский государственный университет избрал своим почетным профессором Л.Д. Кучму... У людей в почетных профессорах — Нильс Бор, Гейзенберг, Ландау, Эйнштейн, Резерфорд, Капица, а в Черниговском университете — Кучма... находящийся, на минуточку, под следствием по уголовному делу.
ГЛОБУС «ГАЗПРОМА»
Евгений Киселев тоже «угостил» публику свежайшей социологией по версии организации «Социс». Оказалось, что случись президентские выборы в конце августа 2011 года, В.А. Ющенко получил бы аж 0,6% голосов. Меньше, чем В. Литвин с его 1%. Анатолий Гриценко мог бы рассчитывать на 2%, Олег Тягнибок — на 2,7%, Петр Симоненко — на 3,7%, Виталий Кличко — на 3,8%, Сергей Тигипко — на 4%, Арсений Яценюк — на 7,8%. «Проти всіх» набрал бы 13,7%, Юлия Тимошенко — 14,5%, Виктор Янукович — 18,2%.
Разумеется, у Киселева тоже поговорили о праздновании 20-й годовщины независимости. Московский мэтр выразил недоумение по поводу десятисуточного ареста пенсионерки Швыдкой, которая отрезала ленточку на президентском венке у памятника Шевченко. Наказание пенсионерки ведущий «Большой политики» назвал «полным перебором», видимо, чтобы не называть «идиотизмом».
Перед расставанием с г-ном Чаленко Киселев спросил его, является он патриотом Украины или «Русского мира»? Чаленко ответил, что, конечно, «Русского мира». Что ж, причина пламенной любви фигуранта к Д. В. Табачнику и ненависти к Киево-Могилянской академии предельно ясна. Сам г-н Чаленко на своем блоге на «Украинской правде» называл себя «внуком младшего офицера НКВД, который в сентябре 1939 года перешел Збруч». Внук вполне сохранил семейную традицию, по крайней мере, никогда не «оскверняет» свои уста украинским языком. Интересно, сохранили ли свою те «противсіхи», которые 24 августа вместе с г-ном Чаленко тусовались около памятника Сковороде на Подоле? И при чем тут Григорий Саввич?
В роли еще одного идеолога «противсіхства» выступила у Киселева юрист Татьяна Монтян. Ее «ария»: все плохо, все мерзавцы, кругом одни взяточники и приспособленцы, ничего к лучшему изменить невозможно, «не тратьте, куме, сили...», надежды нет и не будет, а потому — «геть усіх!» Это был апогей «противсіхства», неконструктивности и пути в никуда. В общем, как писал поэт: «Я запер дверь и проклял наши дни». Что же дальше? Ничего. Абсолютно ничего.
Казалось, что за душой у адвоката Монтян только негатив и бессильный цинизм. Этот цинизм, как кислота, разъедает все вокруг. Но он ничего не способен создать. Цинизм хорош, когда надо ломать, но плох, когда надо строить. На цинизме ничего не построишь. Для созидания нужны вера, надежда и любовь.
Киселев время от времени развлекал публику включениями из Москвы. Одно из них было отчасти забавным, а отчасти угрожающим.
Секретарь союзного государства России и Беларуси Павел Бородин, стоя у глобуса, где вся Евразия, словно стрелами наступающих войск, была разрисована линиями российских газопроводов, с вожделением ворковал: «Все будет у нас, и Украина у нас будет, и Грузия у нас будет, и Казахстан у нас будет». Сцена поразительно напоминала другую сцену, из фильма Чарли Чаплина «Великий диктатор», где главный герой тоже упражнялся с глобусом. Рано или поздно, и конец будет таким же.
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС» И РЕАБИЛИТАЦИЯ СТАЛИНИЗМА
По наивности своей автор думал, что российское телевидение уже ничем его удивить не может. Зря думал. На канале «РТР» еженедельно по четвергам идет программа «Исторический процесс», в которой Николай Сванидзе, хорошо известный и нашим зрителям, и режиссер от политики или политик от режиссуры Сергей Кургинян обсуждают актуальные проблемы прошлого и настоящего. Сергей Ервандович Кургинян — личность уникальная, деятель театра, ударившийся в политику, автор многих политических планов для российского руководства.
Не знаю, чем он отличился на поприще театра, но актерские данные там несомненные. Кургинян устраивает блестящий театр одного актера (весьма далекий от поисков истины, но действительно завораживающий зрителей). Он яростно высмеивает оппонента, не брезгуя софистикой, передергиванием, бесстыдными уловками, а иногда и прямой неправдой. Он затыкает оппоненту рот, перекрикивает его, гомерически хохочет, сардонически ухмыляется, то возвышает голос, то снижает тон до трагического шепота, то громыхает, то хихикает и подвывает, то смеется сквозь слезы, то истерически кричит, присвистывает, причмокивает... в общем, кафедра сценической речи любого театрального вуза должна стонать от восторга. На одной из передач Кургинян попытался реабилитировать сталинизм, и у него это получилось, по крайней мере по зрительским симпатиям он в семь раз превзошел своего оппонента Сванидзе. На другой передаче обсуждали события в Ливии. Кургинян пригласил в студию московского профессора Мусина, представленного специалистом по арабским странам, и, по его признанию, когда-то вручавшего какую-то научную премию Муаммару Каддафи. Г-н Мусин с места в карьер объяснил, что товарищ Каддафи — «отец и учитель» ливийских тружеников, а все, кто выступает против него, — «мерзавцы, негодяи и агенты проклятого Запада». Вершиной геополитической мысли профессора было утверждение, что террористическая исламистская организация «Аль-Каида» является стратегическим партнером... США. Для полноты маразма московскому ученому следовало рассказать о том, что террористическая организация ХАМАС является стратегическим партнером... Израиля. Но и это еще был не предел. Канал НТВ показал телефильм «Падение» из цикла «СССР. Крах империи». Надо сразу сказать, что большинство сюжетов на российском ТВ, посвященных 20-летию распада СССР, представляли собой горький плач по издохшей империи.
Действительно, как много мы потеряли — ни тебе КГБ, ни парткомов, ни психушек для инакомыслящих, ни трансляций съездов КПСС, ни поездок в столицы за колбасой, ни железного занавеса. Но более всего поразили сенсации, о которых сообщили авторы фильма: оказывается, еще в начале 80-х годов ХХ ст. президенту США был представлен секретный доклад ЦРУ, где говорилось, что в 2012—2014 гг. (какая точность!) начнутся глобальные геофизические изменения на Земле, в результате которых восточное побережье США будет затоплено. И многие мировые территории тоже. Незатопленной останется только Сибирь. Именно она станет единственным жизненным пространством для американской нации. После этого какие-то таинственные силы начали продвигать к власти человека «загадочной» национальности Андропова, а затем, тоже таинственного, Горбачева. В общем, СССР стал жертвой страшного мирового заговора. Не будь его, не было бы и никаких проблем, а «союз нерушимый» до сих пор бы цвел и благоухал. Но, интересное дело, все 70 лет своего существования СССР тратил огромные средства на развал буржуазного Запада, содержал десятки и сотни коммунистических партий и «антиимпериалистических движений», подстрекал и провоцировал. Но Запад, вопреки всему, устоял, а коммунистическая империя рухнула. Это ли не убедительный результат соревнования двух систем?
А за россиян обидно. Великая страна, наш сосед, все глубже погружается в паранойю. Последствия могут быть катастрофическими, в том числе и для нас...