Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «холодной» выдержке в «горячих точках»

Фоторепортер The Associated Press Ефрем ЛУКАЦКИЙ: «Почему фотография, на которой зафиксирован момент внесения Государственного Флага в парламент в 1991 году, не висит в кабинете спикера?»
7 сентября, 2012 - 12:02
СОЛДАТ АМЕРИКАНСКОЙ ЧЕТВЕРТОЙ ДИВИЗИИ РАЗГОВАРИВАЕТ С МАЛЬЧИКОМ ВО ВРЕМЯ ПАТРУЛИРОВАНИЯ РОДНОГО ГОРОДА САДДАМА ХУСЕЙНА ТИКРИТ (ИРАК). ДЕКАБРЬ 2003 г. / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День» ВЫЗОВЫ, КОТОРЫЕ СТОЯТ ПЕРЕД СМИ, ЗАСТАВЛЯЮТ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОВ МЕНЯТЬ ПОДХОДЫ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ. ФОТОЖУРНАЛИСТИКА ТРЕБУЕТ ОТ НАС НЕ ТОЛЬКО ДЕЛАТЬ ХОРОШИЕ ФОТО, НО И ПИСАТЬ, СНИМАТЬ НА ВИДЕО И ДАЖЕ БОЛЬШЕ — САМЫМ ОСМЫСЛИВАТЬ ЛЮБОЕ СОБЫТИЕ, УБЕЖДЕН ЕФРЕМ ЛУКАЦКИЙ ФОТО ЕФРЕМА ЛУКАЦКОГО

Как сообщал «День» в прошлую пятницу, в Украинском доме открылась выставка работ известного фотожурналиста Ефрема Лукацкого «Моменты времени». На протяжении его карьеры как фоторепортера Международного информационного агентства The Associated Press фотографии Лукацкого не раз печатались во многих авторитетных изданиях мира, в том числе в Тime, Newsweek, The Herald Tribune и даже продавались на аукционе Sotheby’s. Как сознался журналист, успех к нему пришел, прежде всего, в результате настойчивой работы над собой и возможности снимать, так сказать, в полевых условиях, не обходя самых сложных заданий. Следовательно, Ефрему Лукацкому приходилось работать в таких горячих точках, как сектор Газа, Чечня, Афганистан, Ирак. Об особенностях работы фотокорреспондента, отличиях украинского и западного подходов в этой профессии «День» в формате блиц-интервью беседовал с Ефремом ЛУКАЦКИМ.

— Те обязанности и задачи, к которым мы привыкли в профессии журналиста, уже через пять лет кардинально изменятся. Прежде всего, нивелируется разница между фотокорреспондентом и корреспондентом. Фотокорреспонденты в классическом — советском — понимании уже не будут нужны. Фотокорреспондент будущего — это человек, который умеет писать, делать хорошие фотографии и даже снимать видео. Печатная пресса должна завоевывать новые платформы, потому и фотожурналисты должны уметь делать все одновременно. Если раньше они сидели в редакции и ждали, пока придет журналист и пригласит с собой на какое-то мероприятие, то сегодня именно фотографы — первые на месте событий. Лично я давно не разделяю понятия «фотокорреспондент» и «корреспондент». Впрочем, к таким вызовам времени журналисты должны быть готовы. Сейчас кто-то покупает себе электронный фотоаппарат и думает, что он умеет фотографировать, даже не зная, что такое диафрагма и выдержка. Сделать фото — это не просто нажать на кнопку. Нужно уметь, так сказать, поймать момент. Конечно, раньше нужно было прилагать больше усилий для того, чтобы получить профессиональное фото — проявлять пленку, печатать, передавать с помощью специальных принтеров. Вспоминаю, как в «горячих точках» приходилось даже в туалете проявлять пленку и оперативно ее передавать.

Почему украинские СМИ не изменились раньше? Потому что, будем откровенно говорить, украинская пресса отличается от западной, прежде всего, тем, что она более зависима от спонсоров. На Западе издания самоокупающиеся. Стремясь заработать самостоятельно, они просто вынуждены оперативно изменять стиль работы в соответствии с требованиями времени.

— Отличаются ли требования к документальному фото в печати западной и украинской?

— Конечно. Требования кардинально разные. Западная пресса заинтересована в динамических фото, чтобы там было больше эмоций, переживаний, боли. Зато украинские газеты пока еще, по большей части, не хотят давать «живые» фотографии, особенно, если на них изображены политики в невыгодном ракурсе.

— Фотография — интеллектуальная собственность. Как можно отстоять свое авторское право, когда фотографии и видео в геометрической прогрессии «кочуют» из сайта на сайт?

— К сожалению, это действительно больной вопрос современной журналистики. В Украине откровенно крадут не только фотографии, но и авторские тексты. Часто наталкиваюсь на свои работы на разных сайтах. На Западе подают в суд и очень быстро решают все эти недоразумения. Там работают законы. У нас пока еще законы не работают. Я в суд не подаю, чтобы не втягиваться в эту рутину. Просто звоню по телефону редакторам и решаю этот вопрос «полюбовно».

— Как-то в комментарии «Дню» известный фотожурналист Василий Артюшенко сказал, что в профессиональной журналистике такой жанр как фотоочерк практически исчез, мол, то, что сегодня называют живым фоторепортажем, в действительности — обычный отчет. Почему, как вы думаете, это происходит?

— В советское время я сотрудничал с журналом «Огонек». Там в каждом номере был большой фоторепортаж, профессионально снятый известными мастерами. Были фотоочерки. Не думаю, что эти жанры отмирают. Просто в фотожурналистику сегодня часто приходят случайные люди. А те, кто профессионально занимается этим делом, идут в политику. У меня вопрос: почему вы, уважаемые журналисты, так стремитесь в депутаты, а не занимаетесь тем, что вам ближе?

— Вы зафиксировали момент внесения Государственного Флага в украинский парламент в августе 1991 года.

— Это самая уникальная моя фотография. Возможно, она единственная в Украине. Фото — это документ. Можно сказать, это один из важнейших документов в новейшей истории Украины. Не понимаю, почему эта фотография не висит в кабинете спикера? Она была напечатана в журнале Time. Потом с нее сделали почтовую марку. И все. Больше она никому в Украине не нужна. В Украинском доме во время моей недавней фотовыставки был Николай Азаров. Мы его пригласили подойти, чтобы ознакомиться. Азаров ответил, что нет на это времени. Так и не подошел. Очень многие люди посетили выставку: фотохудожники, журналисты, ученые, студенты, просто любители фото, а руководители правительства считают это искусство «пустяком».

— Чувствуют ли, на ваш взгляд, журналисты ответственность за те процессы, которые в настоящее время имеют место в Украине?

— Не нужно думать, что журналисты — особая каста избранных. Они — срез нашего общества, с теми же проблемами и болезнями. Они могут врать, обливать грязью порядочных людей и прославлять негодяев. Но достойных, которые честно делают свою работу, все-таки больше. Главное — не терять себя, оставаться верным своим принципам и человеческой морали. А также нужно всегда быть объективным. Я в секторе Газа не занимаю никакой позиции. Я не имею на это права. Просто сообщаю о том, что вижу. Кстати, фотожурналистика, в отличие от текстовой журналистики, на мой взгляд, более объективна. Фотографию никто не может отредактировать.

— 10 сентября заканчивается прием работ на ХІV Международный фотоконкурс «День»-2012». Насколько важно фотохудожникам чувствовать поддержку со стороны гражданских институций, власти?

— Украина сегодня, к сожалению, не очень заинтересована в развитии профессиональной документальной фотографии. Только газета «День», к которой я отношусь с глубоким уважением, делает очень большую работу в этом направлении. «День» организовывает единственный в Украине профессиональный конкурс документальной фотографии. И что меня удивляет — другие популярные издания не очень спешат поддерживать ваш конкурс, не присоединяются к этой акции. Кстати, я также планирую принять участие в конкурсе «День»-2012».

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ