Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О... медиаценностях

Владимир РИЗУН: «Проекты «Дня» — паспорт в профессию журналиста»
10 февраля, 2017 - 13:39
ВЛАДИМИР РИЗУН

В украинском журналистском сообществе продолжаются дискуссии о нехватке общих смысловых ориентиров. Это особенно важно в стране во время гибридной войны, которую против нас развязала Россия и главный элемент которой — «информационные войска Кремля». Что важнее — кристально чистые стандарты профессии или, прежде всего, гражданская позиция СМИ? Готовы ли к современным медиавызовам вчерашние выпускники журналистских факультетов и, актуализируя вопрос главного редактора «Дня» Лариса Ившиной, — «Для какой страны мы готовим журналистов»? Об этом «День» беседовал с известным журналистом, ученым в области редактирования, социальных и массовых коммуникаций, доктором филологических наук, директором Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимиром РИЗУНОМ.

— Владимир Владимирович, в конце прошлого года в столичном помещении НСЖУ прошел круглый стол на тему «Профессиональные и образовательные стандарты журналистики: состояние, проблемы и перспективы». Однако поднятая для обсуждения важная тема, похоже, так и не нашла продолжения в практической плоскости. Выпускники журналистских факультетов часто не готовы к тому вызову профессиональной жизни, с которым им придется встретиться, в частности, в условиях информационной агрессии со стороны РФ...

— Профессиональные стандарты в медиа, как и в любой другой сфере, прежде всего, разрабатываются работодателями, это делается не на день-два, а на длительную перспективу, — говорит Владимир Ризун. — Это действительно очень общие стандарты, где предусматривается необходимость у будущего специалиста наличия основных черт его профессии, так сказать, «атрибутов профессионала». И безусловно, эти стандарты используются в области для аттестации кадров, для повышения квалификации, продвижения по служебным ступеням работников, а также          — они ложатся в основу для разработки образовательных стандартов, во время наработок «паспорта в профессию» — соответственно, это и «конституция», которая лежит в основе учебных программ, учебников, пособий.

У нас страна молодая, и потому вопрос проблемы четкой согласованности профессиональных и образовательных стандартов почти не поднимался. Как-то четыре года назад Министерство образования и науки обращало на это внимание, но дальше проектов это не пошло.

Сегодня же, когда мы воспитываем будущего журналиста, не учитывать вызовы времени, в частности, понимание факта гибридной войны, информационной агрессии и тому подобное — просто преступление. Но этот вопрос учитывается в вариативной части. То есть каждое предприятие, в зависимости от определенных социально-политических условий, может и должно прибавить к профессиональным навыкам специалиста такие элементы.

— Еще в 2004 году, во время очередной встречи со студентами Вашего института журналистики, главный редактор «Дня» Лариса Ившина задала вопрос: «Для какой страны мы воспитываем журналистов?» Прошло немало времени — как бы вы ответили на этот вопрос сейчас?

— Для украинской Украины. Журналистов мы должны готовить как людей, которые, прежде всего, служат обществу, соответственно, они должны заботиться об интеллектуальном, умственном и моральном состоянии тех людей, для которых снимают теле- и  радиосюжеты, пишут тексты и так далее. Журналист должен уважать, понимать и любить историю, традиции, культуру своего общества. А еще — безусловно, журналисты должны быть патриотичными людьми. И во всех этих дискуссиях: что важнее — проверенные временем стандарты профессии или патриотизм для медиа в условиях войны — я разделяю позицию Ларисы Алексеевны — удачное сочетание этих двух факторов. Воспитывать патриотические чувства нужно на разных ступенях развития личности. В университет студентами приходят люди, как правило, которые почти личностно уже сформированы. И нам трудно убедить в чем-то молодежь 17 лет, изменить их позицию, переломить определенные установки. Средства для этого — преподавание необходимых дисциплин, в частности истории, в университетах. С переходом на новые стандарты, которые внедрило Министерство образования и науки при Сергее Квите, к сожалению, были отменены обязательные дисциплины. Соответственно, такие дисциплины, как история, изучение украинского языка, фактически весь социально-гуманитарный блок был отменен, его изъяли как необязательный для изучения студентов. Никто в министерстве не сказал прямо, что язык или историю не нужно изучать, но это отдали на откуп университетам. А такие вещи в стране, где идет войне, где до сих пор действует довольно большой сегмент пятой колонны, в конце концов    — для постсоветской страны         — делать нельзя. Многие университеты тогда фактически изъяли из перечня обязательных дисциплин историю Украины. Понимая, что к журналистам должен быть особый подход, мы включили в государственную аттестацию бакалавров знания по истории Украины. Мы попросили исторический факультет подготовить перечень вопросов, которые, с точки зрения специалистов по истории Украины, должны обязательно знать наши студенты, это те вопросы, которые важны для формирования личности. Кстати, мы в институте пытались наряду с международной журналистикой, политической, экономической открыть специализацию журналистики на историческую тематику. Однако нам удалось сформировать лишь одну группу. Дальше набора на эту группу не было, потому что это выборочная дисциплина. Убедить молодежь в важности изучения этого направления действительно очень тяжело. Журналистика на историческую тематику в наших условиях может быть важее, чем международная или искусства. В следующем году в магистерские программы вводится курс проблематики и идеологии современных медиа. На это выделяется немало рабочих часов — 12 кредитов. Следовательно, университет сам будет включать модули, важные для знания студентов сейчас. Мы третью часть этой дисциплины отдаем историкам, чтобы они читали историю Украины. Не школьный курс, а с точки зрения важных моментов для журнализма сегодняшнего дня, собственно — для изучения тех исторических процессов, о которых вы в «Дне» часто говорите.

Кстати, важной смысловой основой для этой дисциплины являются проекты «Дня», в частности, ваша публицистическая Библиотека, материалы Джеймса Мейса. Недавно я говорил об этом с деканом исторического факультета, доктором исторических наук Иваном Казимировичем Патриляком. Мы убеждены, что именно проекты вашего издания, как своеобразный «паспорт для профессии», необходимо включить в курс «проблематика и идеология современных медиа». Студенты должны не просто изучать и знать эти труды, а всегда вооружаться ими, в частности, во время первых шагов в профессии.

Собственно, во время «лета интенсива», которое редакция традиционно предлагает лучшим студентам в Летней школе журналистики «Дня», прочтение Библиотеки издания является обязательным требованием.

— Да, это абсолютно правильный подход. Кстати, как директор Института журналистики КНУ им. Т.Г. Шевченко хочу поблагодарить газету, в частности главного редактора, за вашу Школу. Сегодня нужно не отвергать университетское образование для медиаработников, а совмещать работу с редакциями. Мы даем базис, хорошую теорию, определенную практику. Но, конечно, любые университеты выпускают лишь специалистов с начальными навыками, тем более по творческим и таким ответственным профессиям. В наших условиях, когда мы в кавычки берем понятие медиаиндустрии (такой системы, к сожалению, почти нет, к тому же откровенно не хватает объединительной структуры в медиа, консолидации по важным вопросам), очень важно студентам проходить крещение в профессию — боем.

12 февраля вы будете отмечать свой день рождения. С каким настроением и творческими планами будете встречать 60-летний юбилей? Чтобы вы пожелали самому себе?

— Хотел бы себе пожелать сил и здоровья еще поработать для общества, реализовать те глобальные творческие планы, которые до 60 лет еще не успел. У любого человека, достигающего этого возрастного рубежа, есть настроение определенного подведения итогов. В качестве подарка коллеги сделали специальную книгу обо мне. Там есть рефлексии журналистов и ученых  на мою скромную работу, а также несколько моих авторских новых материалов, которые четко выражают философию и методологию моей образовательно-педагогической деятельности. Также планирую 23   февраля, в четверг, в 14.15 в Институте журналистики КНУ им. Т.Г. Шевченко дать юбилейную лекцию, в основу которой войдут авторские философские рефлексии на жизнь и науку. Приходите!

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ