Лицо украинской журналистики 2015 года напоминает черно-белую потертую фотографию совокупного образа нашего политикума. Медиа за год, по большому счету, не смогли воспользоваться историческим шансом и предложить качественную альтернативу, поднять планку «нормы», показать стране саму себя, своих героев и честно назвать антигероев. Заданный главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной 26 февраля 2014 года вопрос: «Изменит ли революция «сетку вещания?» — и более широкая трактовка: «Можно ли ожидать, что после Революции Достоинства состоится Революция Достоинства украинского ТВ?» — завис в воздухе. Не потому, что на этот вопрос честно не смогли дать ответ сами же медийщики. Они просто его проигнорировали, четко обозначив дистанцию между собой и своей аудиторией. Возможно, поэтому негатива в традиционном обзоре по итогам года больше, чем позитива.
КАК ЗАПУСТИТЬ ТЕЛЕСЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Одним из главных успехов медийного 2015-го стал официальный запрет российских телесериалов. Напомним, что в марте парламент проголосовал за закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины». И хотя некоторые телеканалы упрямо пытались и дальше показывать ленты, пропагандирующие страну-агрессора, со «скрипом» с экранов украинцев начали исчезать бесконечные саги о российских ментах, ФСБ-шниках и морпехах. И по сей день продолжаются дискуссии о том, стал ли этот запрет действенным толчком для нашего ТВ продуцировать свой качественный телесерийный контент. За многочисленными дискуссиями и ссорами констатируем: интересные работы появляются. Лидером можно назвать «Плюсы» со своими сериалами «Гвардия», «Слуга народа», «Последний москаль»...
Продолжая освещать ситуацию на оккупированных территориях, наши военные корреспонденты и волонтеры в этом году запустили важный ресурс InformNapalm, в котором собрана достоверная информация о конкретных военных частях РФ. А это наглядно показывает присутствие оккупантов в Украине, чего упрямо не видит не только Кремль со своими пропагандистскими медиа, но и отчасти наблюдатели ОБСЕ.
Своеобразным прорывом года в информационном пространстве стала украинская документалистика, к созданию которой активно приобщались не только профессиональные кинематографисты, но и сами военные (стоит вспомнить хотя бы ленту «Братство АТО», которую актер-нацгвардеец Мирослав Гай, ставший волонтером, снял со своими друзьями). Таких фильмов — десятки. Они поражают правдивостью картинки с передовой и получают престижные награды на международных фестивалях.
«МЫ СТАНОВИМСЯ ДЮРАНТИ»
Кто помнит, когда в украинской информационной среде вспыхнул первый медиаскандал? За уходящий год их было столько, что все уже и не вспомнишь. А зря, потому что большинство из них породили цепную реакцию негативных процессов в СМИ. Каким образом?
Уже 1 января украинский «Фейсбук» переполняли заметки праведного гнева с хештегом «Інтер-на-цвинтар» после новогоднего «голубого огонька», такого, что даже ведущий этого канала Алексей Лихман не сдержался и назвал его «российским шабашем и антиукраинской оргией». Потом было заседание Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, где каналу вынесли предупреждение, депутаты требовали у генпрокурора расследовать обстоятельства продажи вещателя, мол, за кремлевские деньги работает. Вот только чуть погодя «Интеру» успешно переоформили лицензию на вещание, там безнаказанно крутили сериал «Орлова и Александров» с душком культа Сталина (а потом глядишь — и памятники ему открывают на оккупированном Донбассе), на День Независимости выпустили шоу в советском духе для «солдат, воевавших с фашистами» и чуть ли не пролетариев, а во время местной предвыборной кампании там прочно обосновался «Оппозиционный блок» и заседания его «оппозиционного» правительства. Хотя стоит сказать, что в этом году во время выборов рекордно «кошмарило» все телеканалы, да и вообще СМИ.
С обострением политической ситуации в стране усилились и «корпоративные войны», как их называют эксперты, между каналами. Возникали скандалы: то ТРК «Украина» пыталась пропихнуть перемонтированный российский сериал «ФЭС» в эфир; то вдруг обнаружили, что у СТБ контент — почти сплошная «чернуха», в том числе и с детьми; то на «1+1» из-за «технической ошибки» не вышел вовремя в эфир «Вечерний Квартал». Хотя наблюдается интересная взаимозависимость — без «корпоративных войн» в медиасреде просто не обсуждают (публично) казусы каналов!..
Почему? Потому что «Честные журналисты — как единороги» — именно с таким плакатом вышел активист Евгений Гут на 15-ю годовщину со дня убийства Георгия Гонгадзе, убийства, которое все больше окутывается «заговором молчания» (или, может, лучше сказать «круговой порукой»?) в журналистской среде. Потому что, вместо того чтобы установить виновных, идут вести «диалоги» с убийцами. «Первой ласточкой» стал Андрей Куликов со своей поездкой в оккупированный Донецк и призывами «услышать друг друга». Кстати, пока ведущий ICTV свободно катается во всевозможные «ДНРы», украинских репортеров не пускают на некоторые локации в «зоне АТО», потому что, как сказал Александр Моторный, «закончилась война и начались хозяйственные дела». А дальше, после того как «медиасообщество» фактически проглотило это, посыпались встречи в Женеве с призывами «прекратить язык вражды» и такие же заметки в «Фейсбуке» разных «опинион-мейкеров», которые в украинских реалиях превращаются в стейкхолдеров (заинтересованные стороны), как в сказке о Золушке. Потом — Елена Бондаренко в украинском эфире как маркер особенностей Минских договоренностей (перебрасываем причинно-следственную цепочку программа-канал-владелец). И дело сделано — вот уже и мастер-классы с «ненашими солдатами» в Украинском католическом университете пошли от Анастасии Станко, и форумы в Минске с лейтмотивом «мир во всем мире». А министр информационной политики в это время подает в отставку. Еще и как подает — можно телевизионную сагу снять о том, сколько раз Юрий Стець грозился подать в отставку и что из этого вышло. По поводу того, что конкретно сделало министерство — нужно рассматривать с лупой.
Очень точный диагноз украинской журналистике поставил посетитель «дебатов» после поездки господина Куликова, который сказал: «Мы становимся Дюранти». Во всей беспринципности, безответственности и, к сожалению, безнаказанности. Продолжается эра глобального цинизма и, похоже, с концом года она не завершается.