Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О посредничестве мира и внутренней свободе

Рефлексии Церкви по поводу последних событий в Украине в рамках медиа-коммуникации
3 февраля, 2014 - 10:09
БЕЛЫЕ ГОЛУБИ МИРА, ВЫПУЩЕННЫЕ 26 ЯНВАРЯ ПАПОЙ РИМСКИМ В ВАТИКАНЕ КАК ПРИЗЫВ ПРЕКРАТИТЬ НАСИЛИЕ В УКРАИНЕ, УЖЕ ВОШЛИ В ИСТОРИЮ. СОТНИ СМИ СООБЩИЛИ, ЧТО НА ЭТИХ ПТИЦ НАБРОСИЛИСЬ ЧАЙКА И ВОРОН, НО ОНИ ВЫРВАЛИСЬ ИЗ ИХ КОГТЕЙ И ВЗЛЕТЕЛИ ВЫСОКО В НЕБО. «ДОВОЛЬНО СИМВОЛИЧНО», — ПИСАЛИ БЛОГЕРЫ В СЕТИ / ФОТО РЕЙТЕР

Когда в 2009 году в Польше происходила беатификация священника Ежи Попелушко, десятки и, может, даже сотни тысяч людей вышли в центр Варшавы и приняли участие в праздничных торжествах. В связи с этим событием меня взволновало несколько моментов. Во-первых, тогда, наблюдая с экрана телевизора за процессией, поставила себе вопрос, можно ли было бы в Украине собрать такое большое количество людей для участия в религиозной службе? Во-вторых, согласился ли бы хотя бы один из центральных телеканалов отдать 3 часа своего воскресного прайм-тайма, понеся при этом заметные убытки, ради прямого транслирования события? Кстати, тем самым показав, что польская журналистика со своей нацией. Напомню, что священник Попелушко был активным участником «Солидарности», одним из рупоров движения. Он всегда отмечал, что нужно бороться со злом, а не с его жертвами. В адрес священника раздавалось немало угроз со стороны коммунистически-атеистической власти, его преследовали, вызывали на допросы, однако это не останавливало духовного лидера. В конце концов, представители власти похитили отца и по-зверски его замучили. Личность священника Ежи Попелушко показала важность пребывания Церкви со своим народом.

МИРОТВОРЧЕСТВО И МЕДИА-ПРОТИВОРЕЧИЯ

Когда начались события на улице Грушевского в прошлое воскресенье, кроме сообщений медиа, мы также имели возможность наблюдать за реакциями Церкви. Глава Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейший Святослав, а также Патриарх Филарет призвали остановить кровопролитие и решать все мирным путем. На сайте «Дня» также была обнародована мысль Патриарха Филарета о том, что «эскалация насилия имеет внешнюю выгоду», то есть вне Украины и внутри ее присутствуют силы, которым выгоден раздор народа. В социальных сетях наиболее популярной была фотография трех монахов из Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви — отцов Мельхиседека, Гавриила и Ефрема. Они стояли стеной между протестующими и отрядами «Беркута», держа в руках иконы и крест, и призывали к миру. После в своем обращении на официальном сайте Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний заявил: «Мы одобряем этот поступок простых монахов, которые по зову своей христианской совести вышли к эпицентру противостояния и обратились к людям со словом Евангелия. Господь призывает нас к миру и согласию».

В рамках этих событий не можем не вспомнить о заочном конфликте в пределах УПЦ между наместником Киево-Печерской Лавры, митрополитом Чернобыльским и Вышгородским Павлом и пресс-секретарем Владимир-Волынской епархии УПЦ о. Виктором Мартыненко. После праздничного Богослужения по случаю Дня Соборности Украины при участии Президента Украины владыка обратился к Виктору Януковичу: «Сегодня вы несете тяжелый крест, поэтому Церковь с вами, так, как Симон Киринейский помогал нести крест Христу на Голгофу». После того, как медиа распространили это заявление владыки, о. Виктор написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Я не знаю, точно ли СМИ передают слова митрополита Павла, сказанные сегодня Януковичу, но то, что наши церковные ресурсы размещают информацию о «молитве» тех чудовищ и их посещении Лавры — это вызывает у меня глубокий стыд. Сегодня общался с многими своими друзьями — простыми волынскими священниками — от всех слышал слова возмущения». Потом священник попросил «целовать в зад» персонально, а не от имени всей Церкви. Через несколько дней после медиа-конфликта о. Виктор распространил в СМИ информацию о том, что после скандального поста в «Фейсбуке» владыка Павел позвонил по телефону к отцу, облил его грязью и угрозами, а тогда проклял.

Понимаю, что мне, как журналисту, нужно воздержаться от собственных аргументов по поводу этой ситуации, однако хотела бы сказать лишь одно — духовенство должно помнить о святости Церкви, а также о том, что подмена понятий не меняет глубины правды!

ГОЛУБИ ПАПЫ

На прошлой неделе Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций призвал глав Церквей к встрече с оппозицией и Президентом. Члены ВСЦиРО призвали прекратить убийства. В эфире для «Общественного.ТВ» и в студии «5 канала» Блаженнейший Святослав подчеркнул, что такой шаг Совета — посредничество мира и путь к прекращению насилия в Украине. В частности Глава УГКЦ заявил в медиа, что открыто говорил Президенту о важности присутствия духовенства со своим народом, о надлежащей врачебной опеке и духовном капелланстве для пострадавших митингующих.

К молитве за Украину приобщился и Папа Франциск. В прошлое воскресенье Понтифик выразил глубокую печаль по умершим, а также отметил, что в молитве находится с их семьями. После Папа вместе с детьми в знак своей солидарности и поддержки выпустил голубей. Однако вскоре в украинских медиа заговорили о несчастливой примете. Один из фотографов выложил в сети фотографии, на которых выпущенных Папой голубей атаковали чайка, а затем ворон, общипав птицам перья. Однако ученые призвали украинцев не воспринимать этот факт как пророчество, а как обычное явление. И все же для некоторых священников этот знак свидетельствует о неутомимой борьбе между добром и злом, где темные силы не планируют отступать.

В ЗАВЕРШЕНИЕ

Пять лет назад удалось просмотреть фильм, который в связи с беатификационным процессом представили в кинотеатрах Польши, — «Попелушко: свобода внутри нас». В 2009 кадры из фильма о священнике Попелушко выглядели эпизодами пройденного прошлого, которое не вернется. Однако несколько дней назад, просматривая киноленту второй раз, увидела, насколько события польских 80-х приближены к нам. Когда священник Попелушко шел на очередные допросы, друзья его спрашивали: «Что будет, когда тебя посадят в тюрьму?». На что он отвечал: «Я — свободный!». Уничтожив священника Попелушко, коммунистический режим подписал себе приговор, потому что душу народа — уничтожить невозможно. Как и тогда для поляков, так и сегодня для украинцев Церковь предоставляет посредничество мира и показывает, что свободу невозможно утратить, даже под прицелом оружия.

Давайте помнить о присутствии свободы внутри нас, понимать важность мира и человечности и не поддаваться искушениям зла.

КОММЕНТАРИЙ

о. Петр Балог ОР, доминиканец, вице-директор Института религиозных наук св. Фомы Аквинского:

— В целом, за прошлую неделю, начиная с 19 января, видны были решительность и боевой дух. Особенно на Грушевского, на передовой. «Переломным моментом в переломном моменте» стал день первых смертельных выстрелов — 22 января. Людей это не остановило, решительности не отняло, однако люди стали осторожнее.

Приобрела за последнее время иной характер молитва на Майдане. Больше, чем раньше, возносится к Богу просьб о мире, о примирении, о прекращении кровопролития и насилия. Даже монахи из Лавры и другие духовные лица, которые выстраивались несколько дней между протестующими и силовиками, стали своеобразным символом последних дней противостояния. Насколько искренне такое «умиротворение сторон» безо всякого намека на признание властью своих преступлений и грехов — это уже другой вопрос, тем не менее на участников, которые собираются на Майдане, и на тех, кто следит за событиями, это, наверное, произвело впечатление.

Чувствуется, что эти люди, которые собираются на Майдане, не отступят. Это видно по их лицам, по их глазам. И хотя здесь постоянно ведутся дискуссии о будущем, о возможных «новых», которым можно было бы доверить власть, о том, что сделать со «старыми», все, впрочем, убеждены, что прошлое и нынешнее — абсолютно не то, как должно быть. Это нужно изменить. «Перемен требуют наши сердца». Те, кто это пел и кто это слушал в далеких 80-х прошлого века, понятия не имели, какие изменения их ждут и что будет с их страной. Однако это чувство придавало им сил и радости. А также дарило надежду. Что-то подобное сейчас чувствуется на Майдане. Чувствуется радость и надежда. Несмотря на всю неуверенность, иногда драматизм, временами пессимизм относительно «новых». Несмотря на все — ведь это же Украина! — радость и надежда!

Юлиана ЛАВРИШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ