Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «СЕРЫХ ЛОШАДКАХ» ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО ...

23 ноября, 2001 - 00:00


Понятие «репутация журналиста» среднестатистический гражданин Украины склонен путать с понятием «звездность». Ведь и журналист «с Репутацией», и «звезда» — авторитет, к мнению которого прислушиваются. Хорошо, если первая и вторая характеристика относится к одному лицу. А если нет? Используя определенные технологии формирования имиджа, «звезду» вполне можно «склепать» из любого журналиста. И эта «звезда» будет действенным инструментом формирования общественного мнения...

С другой стороны, наличие у журналиста позитивной репутации вовсе не гарантирует того, что его мнение услышат массы. Вот, например, у Игоря Александрова была Репутация. Но он не был хорошо известен, потому что никто не был заинтересован в его «раскрутке».

Недавно главный редактор «Телекритики» Наталья Лигачева на виртуальных страницах своего интернет-издания (www.telekritika.kiev.ua) высказала мысль, что «наличие в стране хотя бы сотни настоящих журналистских Репутаций — за которые не стыдно — это уже сила, это реальный инструмент реальной демократии».

«День» при помощи экспертов попытался уточнить, что же все-таки подразумевает понятие «репутация журналиста»? Каковы его составляющие? И есть ли в Украине Репутации?



Валентина РУДЕНКО, PR-менеджер канала «1+1»:

— «Репутация (франц.) — слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком». Так определяет понятие репутации Толковый словарь Даля. Я считаю — журналист чрезвычайно ответственная профессия. Я не уверена, что все занимающиеся этой профессией, осознают простое: сформулированные ими собственные мысли завтра могут стать общественным мнением. Ибо именно журналисты, в первую очередь, высказывают те мысли, с которыми общество в последующем живет. Перефразируя высказывание о литературе нового Нобелевского лауреата, английского писателя сэра Видьи Найпола, можно утверждать: «Журналистика подносит зеркало к лицу современного человечества». У нас не то что сотни, как пишет в своей статье Н. Лигачева, у нас и десятка подобных Репутаций не наберешь. Ведь у нас слово «Репутация» — это то существительное, которое практически всегда употребляется с каким-либо прилагательным — например: скандальная репутация, хорошая репутация. А журналистская безупречная Репутация — я не могу сказать ни в одном из случаев. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда чьи-то субъективные мысли, претендуя на объективный характер, обретают форму оппозиционных манифестов и воззваний, а молодые умы, заряженные этим, буквально бросаются на баррикады. Глядишь, а через полгода — год автор манифеста уже в другом лагере. И ничего. Никаких ни моральных, ни нравственных терзаний. Хотя, наверное, он кажется себе классным профессионалом. Возможно, мое высказывание категорично — но это мой опыт.


Виктор НАБРУСКО, президент Национальной радиокомпании Украины:

— Репутация журналиста — это, прежде всего, уровень его значимости в обществе. Но поскольку Украина находится в условиях транзитного, переходного общества, которое только начинает политически структурироваться, определение существенных характеристик понятия «репутация журналиста» — дело проблематичное. Когда общество будет более структурированным, когда будут сформированы нормальные демократические институты (а их создают история и время), тогда, действительно, пресса, как четвертая власть, сможет реально влиять на процессы, происходящие в обществе. Тогда можно будет говорить об определяющей роли журналиста и его репутации. А сегодня, когда не сформированы нормальные демократические институты, трудно говорить о формировании влиятельности и авторитетности журналиста. Посмотрите на сегодняшние наши издания, теле- и радиокомпании. Преимущественно можно говорить только об удовлетворении интересов определенных общественно-политических образований (называйте их клановыми или олигархическими, но в любом случае они не представляют интересы соообществ, не представляют интересы гражданского общества). И поэтому постановка вопроса о репутации журналиста — это в некоторой степени обман самих себя.


Евгения ТКАЧЕНКО, генеральный продюсер телекомпании «Магнолия-ТВ»:

— Что представляет из себя репутация журналиста? Как и репутация любого человека — это общее мнение, которое сложилось о нем. Если же говорить о составляющих этого понятия, то следует сказать, что, прежде всего, репутация журналиста предполагает его известность. Репутация журналиста невозможна без известности. Что касается украинской журналистики, то она еще очень молода, она только развивается, и поэтому в украинской журналистике еще нет достаточного числа журналистов, популярных настолько, чтобы мы могли судить об их репутации. Репутации, как и известные журналисты, в Украине только появляются. А тех журналистов, которые уже имеют какую-либо репутацию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Что касается Репутации с большой буквы (если подразумевать под этим добрую, хорошую репутацию журналиста), то я считаю, что речь в данном случае должна идти о человеке, который имеет какую-то внутреннюю черту, через которую он никогда не переступит, какие бы обстоятельства на него не давили с разных сторон. Это и есть тот журналист, которому можно верить при любых обстоятельствах.

Вся трагедия в том, что никому не известны те журналисты, которые являются «серыми лошадками» — они «гонятся» за качеством производимого ими продукта, а не за собственной известностью. И поэтому трудно говорить об их репутации, поскольку, повторю, репутация, в первую очередь, предполагает известность. А ведь именно они и достойны самой высокой Репутации.


Ольга ГЕРАСИМЬЮК, «1+1»:

— Репутация может быть со знаком «плюс» и со знаком «минус». Поэтому репутации, бесспорно, у нас, журналистов, здесь есть. Разные — и с большой буквы, и с маленькой. В первую очередь, по моему мнению, репутации — это определенная последовательность. Хотя можно иметь и репутацию непоследовательного человека. Все это также у нас, журналистов, есть. Есть и определенная группа журналистов с репутацией честных. И здесь можно отметить следующее. Очень важно, когда человек, как говорится, «пишет, как и дышит». Это, конечно, трудно, так как иногда кислород перекрывают и человек задыхается. Но и тогда так и пишет, как задыхается. Есть журналисты, которым больше нечего терять, кроме собственного честного имени, что и означает репутацию. И потеря этого имени — полный крах для такого человека (а не потеря работы, поскольку работу как раз при этом можно найти еще лучше). Но процент таких журналистов в обществе незначителен. Они грамотно и вполне естественным образом распылены по стране и по СМИ — что практически исключает возможность собрать одновременно «больше трех». А следовательно, значительно повлиять на ситуацию в обществе они не могут. И вообще то, что среди нас всегда жили честные и хорошие люди, не делало наше общество хоть сколь-нибудь демократическим. Думаю, дискуссия о роли журналистской репутации имеет литературный характер. Это — как разговоры о влиянии таланта, совести, порядочности, а также белых и чернокожих на мироздание. Ясно, что хорошая репутация — это как и целомудрие: его теряют один раз. Плохую репутацию как раз потерять нельзя никогда.

Но сейчас их трудно различить простому гражданину. Ибо, к сожалению, очень часто репутацией честного журналиста наделяют не того, кто не продался, а того, кто продался тому самому, что и те, кто взял на себя роль определять, кто честный, а кто нет.

Подготовил Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ