Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О снимках «с выдержкой» и... исторический момент

Призер фотоконкурса «Дня» Андрей Нестеренко — о своем «Первоиерархе»
9 ноября, 2018 - 13:09
ФОТО МИХАИЛА ПАЛИНЧАКА

Пан Андрей работает фоторепортером в парламентской газете «Голос України» около 15 лет и с 2003-го принимает участие в конкурсе «Дня». За это время его снимки получали немало наград, а в этом году «Первоиерарх...», портрет Вселенского Патриарха Варфоломея, фактически попал в историю. Напомним, ХХ Международную фотовыставку «Дня» посетила первая леди Украины Марина Порошенко, около этой работы она вспомнила, что вскоре Президент отбывает с визитом в Турцию. Главный редактор «Дня» Лариса Ившина предложила передать этот портрет Петру Порошенко — для подарка главе Константинопольского патриархата. Первая леди поддержала идею, а 3 ноября Его Святейшиство Варфоломей получил подарок — в исторический, как высказался Президент, день. Тогда Петр Порошенко и Вселенский Патриарх Варфоломей подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским патриархатом.

«Я уже много лет занимаюсь репортажною съемкой, многое бывало, но такого — что первая леди получает мою фотографию, а глава государства дарит ее патриарху — еще нет... Это попало в тему, стопроцентная десятка», — говорит пан Андрей. В разговоре с «Днем» Андрей НЕСТЕРЕНКО вспомнил другие интересные фотоистории, которые случались за время его участия в конкурсе.

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ КАДРЕ

— Фотография «Первоиерарх...» сделана в 2016 году во время визита председателя Верховной Рады Андрея Парубия в Стамбул. Тогда там состоялась встреча со Вселенским Патриархом, на которой как раз поднимался вопрос предоставления украинской церкви автокефалии. Как фоторепортер «Голосу України» я сопровождал главу парламента и сделал эту фотографию. Через два года тема стала очень актуальной и фотография вызвала резонанс.

По работе я часто езжу по Украине: снимаю обычных людей, политиков, духовенство, часто — Патриарха Филарета (предстоятель УПЦ КП. — Ред.). Вообще, религиозной темой я особенно не интересуюсь, но по роду деятельности сталкиваюсь с ней. Конечно, если происходят такие события, как решение о предоставлении Томоса, получение автокефалии и тому подобное — это во благо. Важно то, чтобы наша церковь была независимой, чтобы был мир между конфессиями.

КАДР «ИСТОРИИ ОНЛАЙН»: ТОТ САМЫЙ МОМЕНТ, КОГДА ЛАРИСА ИВШИНА ДАРИТ РАБОТУ «ПЕРВОИЕРАРХ...» МАРИНЕ ПОРОШЕНКО

О САМОЙ ПАМЯТНОЙ НАГРАДЕ

— В конкурсе «Дня» принимаю участие ежегодно, начиная с 2003-го. За это время было много наград, призов за работы на разные темы. Наиболее запомнилось награда от представительства ООН в Украине в 2007 году. В качестве приза мне предложили сделать фотовыставку, социальный портрет жителей двух стран, Украины и другой — на выбор. Была избрана Черногория, но это как раз 2007—2008 годы, начиналось напряженность в Грузии, и мы поехали туда. Пять дней я с представителем ООН находился в западной части Грузии, объездили много сел, хуторов, были на абхазской границе. До событий в Украине было далеко, и это запомнилось. А итогом стала выставка, собственно, социальный портрет человека в Украине и Грузии. Проект демонстрировался в Тбилиси, в представительстве ООН, и в Киеве.

О СВЯТОСТИ

— Четыре года назад мне захотелось поснимать в женском монастыре на Пасху — как там готовят паски, красят яйца. Сначала пришел во Флоровского монастырь в Киеве, на Подоле. Это монастырь Московского патриархата, там были недружелюбно настроены, съемка не получилась. Договорился во Львовской области с греко-католическим женским монастырем, ездил снимать туда (сделанная там фотография «На Пасху» привлекла немало внимания на XVII фотоконкурсе «Дня»). А в прошлом году ездил в Луцк, там есть женский монастырь рядом со Свято-Троицким кафедральным собором, где я снимал, как готовят, монастырские паски, пасхальные яйца.

Мне это очень нравится — и атмосфера, и само общение. Среди монахинь — и молодые девушки, и люди с двумя высшими образованиями. Монахини создают воскресные школы для детей, привлекают своей обыденностью, не напрягая людей, не агитируя их, и это тоже поражает. Как мне говорил один монах, главное не то, ходишь ты в церковь или нет, а чтобы это было у тебя в душе.

О КРЫМЕ

— Я сам родом из Крыма, из Ялты. Уже пять лет там не был. В Крыму у меня дом, там живет мать, другие родственники. Абсолютно не поддерживаю с ними связь, не был там все эти годы. Я не поддерживаю то, что они поддержали. Понимаю людей, которые вынуждены взять российский паспорт, но если ты добровольно переходишь «в лоно» другой страны, то этого не воспринимаю...

«НА ВЕЛИКДЕНЬ»

Не тешу себя надеждой, что Крым в ближайшее время вернется под контроль Украины. Есть много таких примеров, например, часть Кипра аннексирована Турцией уже больше 40 лет. Я думаю так: Крым вернется в Украину с распадом России, когда там появится много независимых республик — Якутия на Дальнем Востоке и тому подобное, соответственно, центр будет не в Москве. Тогда, возможно, все вернется. Но главное, чтобы поднялись мы — материковая Украина. Чтобы те, кто остался в Крыму и на востоке, увидели, как мы стали жить, и сами захотели вернуться.

О ВОСТОКЕ

— Периодически я езжу на восток Украины: к Марьинку, Красногоровку, Краматорск, Славянск, на Луганщину. Когда надоест политика, беру командировка и еду куда-то на восток, занимаюсь съемкой для души — фотографирую шахтеров, военных.

О ЕВРОПЕ В УКРАИНЕ

— Иногда бываю в командировках за рубежом, и мне очень обидно видеть такую ситуацию: когда украинец приезжает в другую страну, то выполняет там законы, соблюдает все порядки, а возвращается в Украину — и курит на остановке, бросает мусор, не уступает место пожилым людям. Чтобы наше поколение, народ перестроился на европейский лад, нужно много времени. Но Америка имеет почти 250 лет независимости и демократии, европейские страны — еще больше. А в Украине за 27 лет независимости просто невозможно это построить: у нас еще «совок» в мозгах и тому подобное. Но надежда на позитивные перемены есть, все равно наша страна идет правильным курсом.

О ФОТОКОНКУРСЕ «Дня»

— Конкурс «Дня» в принципе — единственный в Украине для фоторепортеров. Есть еще фотоконкурсы, но они другого направления. А здесь фокус на репортерах, работающих в СМИ, которые присылают отснятое в повседневной жизни. Бывает так, что сделаешь фото и оно лежит, как говорится, в тумбочке, негде его использовать. Ну, в газете напечатали, где-то в интернете. А благодаря фотоконкурсу «Дня» можешь показать свой снимок общественности, чтобы люди увидели его и оценили.

Вообще, фотоконкурс газеты «День» основан 20 лет назад, когда в Украине еще и не было особого понятия о таких событиях. Сейчас цифровые технологии упростили это, а раньше нужно было напечатать фотографии, потом отправить их по почте, бандеролью или привезти. Поэтому конкурс газеты «День» — это очень хорошая инициатива.

О ПОЗИТИВЕ И МОЛОДЕЖИ

— Уже пятый год идет война, и все это время она присутствует в экспозиции вашей выставки. Конечно, нужно напоминать об этом. Вероятно, за эти годы в ваших выставках стало немного меньше позитива. Военные фотографии — да, нужны, но все равно наша жизнь многоцветна. И позитивные фотографии, которые запали бы в душу, встречаю очень редко. А так очень нравятся работы коллеги Александра Клименко, нашего фронтового фотографа, который тоже работает в «Голосі України». В прошлом году очень понравилась робота Александра Хоменко «Фея переселенцев», где девочка выглядывает в окно, этот снимок еще получил на конкурсе Приз призов. Душевная фотография.

Большой плюс, что на вашем конкурсе есть номинация «Мир глазами детей» для фотографов в возрасте до 18 годов. Смотришь на фотографии поколения, которое должно поднять нашу страну, и там встречаются очень интересные фото.

О НОВОЙ ЖИЗНИ ФОТОГРАФИЙ

— Иногда достаю из своего архива фотографию, сделанную где-то десять лет назад, и смотрю на нее совсем иначе. Бывают событийные фотографии — что вот снимок «выскочил» и все, а бывают работы, которые отлеживаются и приобретают актуальность. Вот фотография «Первоиерарх» два года лежала. Процесс получения автокефалии начался два года назад, а теперь работа приобрела актуальность и, как говорят, попала в десятку. Когда отдавал эту фотографию на конкурс, и не думал, что она так «выстрелит».

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ