Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О запросе на медиа-качество

Каким был «информационный ландшафт» уходящего года
26 декабря, 2014 - 13:02
О запросе на медиа-качество
«КОРОНА «Дня» — ПРОЕКТУ КАНАЛА «1+1» «ХРАБРЫЕ СЕРДЦА» — ЗА ПОЯВЛЕНИЕ НА ЭКРАНЕ НАСТОЯЩИХ ЗВЕЗД. НА ФОТО — ФРАГМЕНТ ТЕЛЕВИЗИОННОГО АНОНСА ПРОГРАММЫ, ГОСТЯМИ КОТОРОЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО СТАНОВЯТСЯ ВСЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОТОВ БОРОТЬСЯ ЗА УКРАИНУ

Украина пережила слишком сложный 2014-й. Но, традиционно подытоживая «плюсы» и «минусы» медиа-года, можем констатировать: только такие невероятные потрясения и жертвы наконец сдвинули с «мертвой точки» отстраненно безразличные принципы работы отечественных СМИ. Конечно, не все. Но на вызовы времени более-менее цивилизовано начало реагировать ТВ. И это — едва ли не главное достижение. Наш «телевизионный фаст-фуд», который много лет лишь непутево развлекал и, скажем откровенно, — часто дебилизировал своих зрителей, хотя и «со скрипом», но начал продуцировать государственнический контент, в центре которого — настоящие герои.

ДОЗА «НОРМЫ»

Еще свежи в памяти эфиры Первого национального, в которых умалчивали о событиях на Майдане или откровенно врали; помним новости «Интера», ТРК «Украины», ICTV и других вещателей, в которых подсмеивались над митингующими и призывали к «конструктивному» диалогу с Януковичем. Даже после первых жертв. Аннексия Россией Крыма и информационная «оккупация» Востока стали толчком для постепенной «перезагрузки» ТВ. Трудно сказать, что это только по доброй воле владельцев каналов. Произошло изменение информационного запроса общества. Страна устала от телекиллерства. Сегодня откровенную антиукраинскую позицию в эфирах почти не увидишь. Более того: некоторые центральные каналы начали прилично освещать войну на Востоке, положили начало «военным дневникам», отдельным патриотическим программам, сняли социальные ролики в поддержку нашей армии и даже провели благотворительные телемарафоны.

ПРОГРАММА ГОДА

Прежде всего, хочется отметить военно-патриотическую программу «Хоробрі серця», которая с августа этого года выходит еженедельно на канале «1+1». Передачи, во время просмотра которой вся страна плачет, но вместе с тем — гордится своими соотечественниками, на ТВ как раз и не хватало. Особенно — в такой сложный период. Уже первые выпуски показали: в нашем обществе большой запрос на то, чтобы в эфирах каналов показывали собственных героев. Прежде всего, конечно же, военных. Но не только. Храбрые сердца сегодня у многих украинцев — врачей, волонтеров, матерей солдат и даже детей.

ИЗ ЛОЖИ ПРЕССЫ — В ПАРЛАМЕНТСКОЕ КРЕСЛО. НА ФОТО — ВИКТОРИЯ СЮМАР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ С 15-ЛЕТНИМ СТАЖЕМ, БЫВШИЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ ПО ВОПРОСАМ СВОБОДЫ СЛОВА В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА ВИКТОРА ЮЩЕНКО, ТЕПЕРЬ — ГЛАВА ТОГО ЖЕ КОМИТЕТА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Тот смысл, который журналисты и ведущий Ахтем Сеитаблаев вкладывают в «Хоробрі серця», мы в «Дне» начали реализовывать еще в мае. И еженедельно обязательно рассказываем истории наших героев — живых и, к сожалению, погибших. Чтобы помнили. Приятно, что общенациональный канал со своими возможностями покрытия подхватил эту тему.

ЛУЧШИЙ ЭФИР

Как подхватил и еще одну не менее важную тему — «дело Гонгадзе». Все эти годы газета «День» была едва ли не единственным медиа, которое системно и последовательно писало о ходе «дела десятилетия». Большинство журналистов избрали другой путь — умалчивание. Конечно, это не может не играть на руку тем, кто борется против справедливости в этой истории. А недавно телепространство страны буквально «взорвалось» сенсацией в прямом эфире. В программе «Право на владу» канала «1+1» зрители увидели не привычное для всех ток-шоу, которое уже давно приелось, а содержательную и полезную передачу. Правильно подобранные главные участники и эксперты, профессиональное поведение ведущего, меткие посылы — все это сделало программу особенной.

В эфире — авторы и эксперты «Дня» — депутат двух созывов Александр Ельяшкевич, общественный деятель Алексей Подольский, которых раньше на центральные каналы не пускали и которым есть что сказать. Но сенсацией стали заявления бывшего первого заместителя генерального прокурора Украины Рената Кузьмина, который находился на включении по Skype.

Почему важна точка в этом деле? Потому что это тест для всего украинского общества. «Думаю, что в принципе никогда в действительности не существовало лучшей возможности расследовать это дело, чем сегодня, — отметил в комментарии «Дню» генеральный директор «1+1 медиа» Александр ТКАЧЕНКО. — Мы начали освещать «дело Гонгадзе» и не отступим». Слово Ткаченко сдержал. Сразу же вышел в эфир отдельный сюжет на эту тему в программе «ТНС. Тиждень» и журналистское расследование в «Українських сенсаціях». Другие центральные каналы пока отмалчиваются. Но хочется верить, что в 2014-ом лед по этому делу тронулся. По крайней мере в медиасфере.

ПОПЫТКА НОВОГО ТЕЛЕКАЧЕСТВА

Запомнился этот год и появлением новых каналов, которые, несмотря на скепсис некоторых медиаэкспертов, стали серьезными игроками информационного рынка, — «Общественное ТВ», «Еспресо.ТV» и «112 Украина». Эти каналы стартовали скорее как интернет-платформы и фактически онлайн транслировали все события на Майдане. Конечно, просто стримов или непрерывных дискуссий в студиях с экспертами было маловато для вещателей, которые ставили перед собой задание выбиться в лидеры. Поэтому в эфирах этих каналов, параллельно с освещением актуальных событий на Майдане, потом в Крыму и на востоке, активно создавался разнообразный контент. Технически в информационном плане здесь в лидеры выбился «112. Украина», который соединил сверхсовременные средства традиционного ТВ и возможности Интернета.

Новое качество показал также Первый национальный канал, который после прихода к руководству НТКУ Зураба Аласании начал «оживать» на глазах. Прежде всего, качественно изменились новости, которые вместе с Инной Москвиной была приглашена вести Илона Довгань. В итоге именно государственный канал эксперты назвали наиболее незаангажированным, на котором во время нынешних избирательных кампаний почти не было «джинсы». На канале появилось около десятка новых интересных программ, в частности журналистские расследования. И сегодня, невзирая на объективные трудности, Первый национальный становится на путь реорганизации в Общественное ТВ (детальнее читайте в интервью с Зурабом Аласанией).

Существенно в 2014-м прибавил и канал ZIK, который в этом году начал позиционировать себя как общенациональный и открыл отдельную студию в столице. Канал выдал «на гора» несколько рейтинговых программ, каждый выпуск которых активно смотрят и обсуждают в Интернете. Речь, прежде всего, о программе «Наші гроші» (посвящена незаконному использованию бюджетных средств через тендеры и государственные закупки) и авторской программе Остапа Дроздова в жанре хард-ток-шоу с одноименным названием Drozdov.

«ОЗДОРОВЛЕНИЕ» ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Важным достижением 2014-го можно назвать и то, что каналы наконец начали снимать с эфиров российские пропагандистские сериалы и фильмы. Одними из первых здесь опять же выступили «Плюсы», которые еще в мае, не ожидая указаний Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, сняли 15 российских сериалов, которые пропагандируют силовую тематику, восхваляют милицию, армию и силовиков РФ. Далее, после известных поступков и заявлений российских актеров Охлобыстина и Пореченкова, в Украине был запрещен ряд лент с ними. Корректировать программу передач вынуждены были ТРК «Украина» и ICTV.

В рамках начатой еще в июле обязательной проверки всех российских фильмов, которые хотели получить прокатную лицензию в Украине, члены Экспертной комиссии по вопросам распространения и демонстрации фильмов при Госкино Украины запретили почти сотню российских лент, пропагандирующих войну, фашизм, призывающих к свержению территориальной целостности и суверенитета Украины и несущих другие угрозы национальным интересам нашей страны.

Были в этом году еще две важные детали — создание Министерства информационной политики и прохождение в парламент известных журналистов. Впрочем, они отдельной оценки еще не заслужили.

МЕДИА-НЕГАТИВ. ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ

Наверное, одним из наиболее красноречивых «минусов» уходящего медиа-года является статистика погибших, преследуемых и пленных журналистов. По данным организации «Репортеры без границ», в Украине за 2014 год было больше всего похищенных (33), атакованных (215) или арестованных (47) медийщиков. В целом в мире в 2014 году, по данным «Репортеров без границ», произошло 66 убийств журналистов. В том числе в Украине — шесть, что вывело нашу страну на третье место по этим печальным показателям. Все эти громадные цифры искалеченных из-за своей профессиональной деятельности человеческих жизней, тоже нехарактерные для нашей страны еще несколько лет назад, принесла война. Война, развязанная не нами. Война, которая названа «гибридной» и которой предшествовала полностью конкретная информационная спецоперация в наших же СМИ.

На временно оккупированных территориях — новые «законы» для журналистов, которые напоминают методы 90-х: рекет, угрозы, сфабрикованные судебные дела, выселение, снятие с должностей «неугодных» с последующими ставленниками от «своих». Так из Крыма судами вытеснили ТРК «Черноморская», свой вектор в сторону РФ резко изменили газеты «Первая крымская», «Крымская газета», «Крымские вести»; прекратили свою работу донецкое интернет-издание «УРА-Информ.Донбасс», «Украинский медиа холдинг» (УМХ) приостановил с 1 декабря деятельность Донецкого филиала УМХ и распространение своих изданий на территории Донецкой и Луганской областей, из огнестрельного оружия обстреляли окно дачи главного редактора донецкого интернет-издания «ОСТРОВ», координатора Комитета патриотических сил Донбасса (КПСД) Сергея Гармаша... и это лишь несколько штрихов к полной картине.

Едва не самыми ожесточенными были битвы за телебашни. «Телевышки — стратегические объекты, и даже за легкий намек на попытку захвата должно быть жесткое реагирование правоохранителей», — еще в апреле отмечала в комментарии «Дню» заместитель главного редактора ИА ZIK Татьяна ВЕРГЕЛЕС. В мае несколько дней подряд террористы обстреливали телебашню в Славянске, которая охранялась украинскими военными. Но уже в июне системный администратор из Краматорска Сергей Лисицын рассказывал «Дню»: «Уже давно Краматорск зомбируют российскими каналами — никто не собирается ремонтировать телевышку на горе Карачун». В июле пресс-служба Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания сообщала, что в Луганской области из 45 провайдеров программной услуги транслируют российские каналы 13 компаний, в Донецкой области из 118 провайдеров 59 ретранслируют российские программы. По последним данным медиаэксперта из региональных СМИ Светланы Еременко, опубликованным на дочернем сайте «Телекритики» «Mediasapiens», из 1500 газет в Донецкой области (кроме мариупольских) ни одна не сообщила о мирных инициативах Президента. В областях работает десять российских каналов, которые проводят антиукраинскую пропаганду.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПЕЦОПЕРАЦИЯ

Месседжи террористов озвучивали не только российские и пропагандистские СМИ, созданные на территориях так называемых «ДНР» и «ЛНР», но и... украинские каналы. 3 октября в пятничном вечернем выпуске новостей украинский канал СТБ дал синхрон боевика Александра Захарченко, нынешнего главы террористической организации «Донецкая народная республика» (ДНР) о том, что он «со спокойной совестью может стрелять в любой украинский город». Этот скандал украинское медиасообщество проигнорировало, в отличие от другого, когда 4 мая в «Подробицях тижня» на «Интере» появился сюжет с комментарием террориста Сергея Задрилюка с позывным «Абвер» — тогда большинство медиаэкспертов резко раскритиковали «Интер».

Почему такие сюжеты выходят на украинских телеканалах, общество могло бы узнать, если бы довели до конца «дело Шувалова». 27 марта начальник департамента защиты национальной государственности Службы безопасности Украины Анатолий Дублик постановил, что «деятельность Игоря Шувалова (российского политтехнолога, советника экс-главы АП Виктора Януковича, совладельца телеканала «Интер» Сергея Левочкина. — Авт.) противоречит интересам обеспечения национальной безопасности Украины, ее суверенитету, территориальной целостности и конституционному строю». Однако уже через несколько дней СБУ дала «задний ход» и передумала выдворять Шувалова, а пресс-служба ведомства сообщила, что «решение относительно господина Шувалова было отменено в числе других решений относительно журналистов и общественных активистов из России и Грузии, которым режим Януковича запретил въезд в Украину». Сейчас Игорь Шувалов — заместитель директора по развитию компании «Национальные информационные системы» (НОС) «Интера».

ПРОТЕСТЫ И СКАНДАЛЫ

В итоге имеем разочарование общественности и нарастающее напряжение. Были завышенные ожидания от Майдана, но революция не изменила сетку вещания. Ощущение ответственности и политическая воля — это не те вещи, к которым можно апеллировать, обращаясь к владельцам СМИ. Телеканалы как были инструментами в политических играх, так и остались, потому что их хозяева не мыслят медиа в другой системе. А следовательно, имеем «вечного Шуфрича» на «Свободе слова» в ICTV, имеем русофила Ганапольского на радио «Вести», который ведет свою пропагандистскую работу с тыла, имеем Елену Бондаренко на «112-Україна» с окликами «хунта-каратели». А соответственно — фидбек от общественного общества — протестные акции против редакционной политики «Интера», «ICTV», ТРК «Украины», «112-Україна», газеты «Вести», которую прокуратура так и не смогла закрыть, хотя счета ООО «Вести Масс-медиа» и его генерального директора Игоря Гужвы были арестованы. ...И все меньше журналистов на мероприятиях, которые могли бы объединить украинское медиасообщество, как вот день памяти Григория Гонгадзе...

Кстати, само слово «медиасообщество» стало интернет-мемом благодаря скандалу вокруг тогда еще не назначенного председателя Комитета по вопросам свободы слова. Тусовка своих стала «сообществом» — такой вот эвфемизм — и защищала кандидатуру Светланы Залищук. Этот год был богат «междусобойчиками», что вообще-то странно при таких обстоятельствах: здесь и Даниил Яневский, которого «ушли» из «Общественного ТВ», и Роман Скрыпин, который на том же канале показывает своим собеседникам средний палец в прямом эфире, и конфликт журналистских поколений между Натальей Влащенко и той же Светланой Залищук. Зато на Львовском Медиа-форуме — триумф «селфиков» и «обнимашек» — среди «медиасообщества», конечно. Но если уже не война объединит украинских журналистов, то что?..

Вадим ЛУБЧАК, Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ