Поскольку Ольга Скотникова имеет очень большой опыт в сфере журналистики, она смогла поделиться с летнешкольниками самыми важными секретами успеха в работе. Студенты получили бесценные советы о работе «в поле», подготовке репортажей, обучении. Не обошли также и тему журналистской этики, особенно ввиду последних событий эта тема показалась очень актуальной.
«РАБОТАЙТЕ — И ВАС ЗАМЕТЯТ»
Ольга СКОТНИКОВА: — Лариса Алексеевна когда-то сказала мне: «Ты же застала поколение еще других журналистов». Действительно, когда я пришла на телевидение, то были люди, которые нам по-настоящему помогали, старшие коллеги. Очень многие мои ровесники сразу хотели славы. А эти пожилые люди с высоты своего опыта говорили: «Работайте — и вас заметят». Такие простые слова, казалось бы, но они очень-очень важные. Нужно много работать и нарабатывать себе, как я его называю, рабочий, корреспондентский стаж. Когда вы пройдете школу новостей, то вы сможете делать любой сложности проекты, фильмы, программы, работать в разной стилистике, но чувствовать себя свободно в любой теме. И в профессиональном плане это сделает вас намного сильнее. Если вы захотите быть продюсером, руководителем проекта, режиссером. Опыт «в поле» поможет почувствовать проект изнутри, быть его менеджером. Кроме того, обычная корреспондентская работа дает вам профессиональные мускулы. Именно так «закаляется сталь». Иначе она в журналистике не закаляется.
О... БАЗЕ ПЕРЕЖИТОГО
Марина СНИЖИНСКАЯ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Как проходит работа журналиста «в поле»? Как, прибывая на место, отличить главное от второстепенного?
О.С.: — Телевидение имеет свою особенность — технологии. Но кроме технических вещей, современному журналисту обязательно необходимо пройти полевую журналистику. Она невероятно интересная, хоть и довольно тяжелая в физическом плане. Это постоянные перелеты, умение писать нормальные тексты, работа над сюжетами в сложных условиях: это может быть полет, место под деревом или сидение самолета. И все это нужно делать очень быстро. Журналисту, который живет «неофисной» жизнью, нужно очень много работать: расшифровывать, резать на кусочки материал, отображать на видео свои впечатления. А позже — передать на базу, чтобы твой сюжет смонтировали и зритель увидел красивую картинку. Сейчас главный фокус новостей — это видео. Когда вы пишете репортаж, вы должны представить человека, который приходит, включает телевизор и смотрит ваш сюжет. Ваша задача: сделать так, чтобы он перенесся в вашу реальность. Чтобы он не просто слышал интервью или эти вульгарные куски синхронов, где люди сидят где-то на пресс-конференциях. Так не нужно делать. Нужно писать «с руки». Пойдите на пресс-конференцию, прослушайте ее, выберите какую-то наиболее интересную тему и запишите интервью «с руки» тех фигурантов. Ваш репортаж будет выглядеть абсолютно по-другому, это будут ваши синхроны. Все, что вы берете «с руки», — это ваше общение, а значит, общение со зрителем. Это детали, но когда вы после нашей встречи будете смотреть какие-то репортажи, вы их вспомните. Стандарты в телевизионную журналистику приходят именно с полей.
Это не какие-то научные разработки. Системы монтажа, системы съемок, которые работают сегодня на телевидении, — все они идут за работающим человеком. Разработчики идут за журналистами, за режиссерами. Важно, что когда вы работаете в полевой журналистике хотя бы 10 лет и потом становитесь телевизионным ведущим, вы уже абсолютно другой телевизионный ведущий — за вами стоит огромная база пережитого. Почему важно пройти «полевую» журналистику и работу корреспондента? Потому что вы становитесь свидетелями уникальных событий. Вы можете ехать на обычные переговоры президента или премьера, но никогда не знаете, что будет на самом деле. Во-первых, вы видите, как эти переговоры ведутся между фигурантами. Для журналиста важно не упустить настоящие эмоции, все эти моменты наполняют репортаж очень интересными зацепками, которые ты передаешь зрителям. Это нужно уметь делать. Следует договориться с оператором, чтобы он снимал не то, что снимают все. И тогда у человека будет живое представление о том, как это происходит. Когда ты хочешь передать репортаж, он в любой ситуации должен быть атмосферным. Он должен передать все нюансы переговоров. Тогда человек становится свидетелем политики. Не только корреспондент, но и тот, кто смотрит. Люди видят нюансы и начинают понимать намного больше. Мы даем повод обществу становиться более осведомленным. Люди тогда по-другому смотрят на политиков, на их поведение. Тогда людей не так легко обмануть.
«ОБЩЕСТВО ТРЕБУЕТ ЗНАТЬ ПРАВДУ»
Дмитрий БАЙДА, Национальный университет «Острожская академия»:
— ZIK начал свою работу на Львовщине. В 2014 году вы расширили деятельность на Киев. Расскажите немного больше о современном состоянии своих корпунктов, собкоров, и планируете ли расширяться дальше?
О.С.: — Моей задачей в Киеве было поставить службу новостей, которой здесь не было. Были интересные продакшены, программа Рахманина, расследовательные передачи, а новостей не было. Сейчас новости, которые мы запустили, идут мостом Львов — Киев — Львов, мы пересекаемся под слоганом «Две студии, два взгляда на события», потому что во Львове некоторые взгляды на события другие абсолютно. И можно сказать, что у телеканала ZIK очень качественная сеть корреспондентов на Западной Украине, на Восточной у нас их немного. Большая проблема — местные стрингеры. С корреспондентской сетью у всех каналов сложности, потому что хорошие, качественные корреспонденты надолго не задерживаются. Они впоследствии начинают делать репортаж и передавать материал на два, три канала. А все хотят иметь эксклюзив.
Телеканал ZIK находится сейчас на улице Берковецкой, будем переезжать в Октябрьский дворец, в аренду взято помещение, где когда-то была библиотека, там сейчас новая студия. Сезон полностью открывается ориентировочно 1 октября. Новый его слоган — «Главный канал расследований Украины». Будет много программ, посвященных именно расследовательной журналистике, и я думаю, что также расследовательные материалы будут и в новостях. Потому что обществу требуется много новых знаний, обществу нужно знать, что происходит на самом деле. И качественные журналисты-расследователи — это очень большая редкость, потому что людям необходимо учиться добывать информацию, добывать видео. Есть журналисты, которые и по ночам не спят, ездят куда-то, охотятся за своими фигурантами, если это расследования о коррупционерах (представляете себе эти армии охранников!), у которых есть дома, машины... Журналист имеет только камеру, оператора и отслеживает. Обычно мы это называем своеобразной «вышивкой бисером». Потому что каждое видео, каждая крошка, каждый материал, высказывание — все должно быть подтверждено источниками, чтобы было не просто мыльным пузырем, а настоящим расследованием.
«КАРЬЕРА — ЭТО КОГДА ТЕБЕ РАБОТАТЬ СЛАДКО»
Анна ГОЛИШЕВСКАЯ, Львовский национальный университет имени И. Франко:
— От обычного репортера — до шеф-редактора отдела новостей телеканала ZIK. Каким был этот путь? И какие принципы работы должны быть у журналиста-новостника?
О. С.: — Мой декан, покойный Анатолий Захарович Москаленко, однажды сказал: «Карьера — это когда тебе работать сладко. Когда ты чувствуешь огромное удовольствие от того, что ты делаешь». Шеф-редактором мне предложили стать относительно недавно, но у меня были разные проекты, которыми я руководила. Здесь была уникальная возможность создать свою команду. Когда ты приходишь в старый коллектив, куда тебя пересаживают со своими идеями, тебе нужно очень многое побороть. Иногда нужно ломать психологию, возможно, менять людей, которые не хотят меняться, переучивать. А здесь все было с нуля. И это плюс. Собственно, новости на этом канале, информационная служба формировалась с нуля. И у меня была возможность пригласить молодых коллег, когда я видела в них потенциал, большое желание работать. Предложения стать шеф-редактором или возглавить проект могут поступить вам на любом этапе жизни. Но важно, чтобы к этому вы были готовы, чтобы это была ваша штанга. Потому что мы иногда видим людей, которые приходят возглавлять каналы с громкими заявлениями и обещаниями, но ничего не получается, потому что это не их штанга, они к этому не готовы. Важно очень тщательно и правильно отработать все ступеньки. Нужно получать новые знания, расширять круг людей, с которыми вы общаетесь. Каждый журналист-информационщик должен взять за правило жить на ленте новостей. Иногда я ночью «залезаю» в свой смартфон — он лежит на подушке рядом — и смотрю новости. Возможно, для кого-то это болезнь, но мне это дает ощущение происходящего. Если ты работаешь в информационной сфере, ты не можешь выпадать из этого стрима. Ты начинаешь сравнивать разные взгляды и разные ситуации на одно и то же событие — это происходит автоматически. Очень хорошо иметь свои собственные источники. Это не только люди, работающие на тебя. Это могут быть помощники депутатов, очень интересные эксперты, которые могут что-то рассказать. В разговоре с ними нужно задавать простые вопросы. Мы не всезнайки, как и любой зритель. Каждый раз журналист в «полях» попадает на новую тему. Когда приезжаете на какое-то событие и делаете из него репортаж — обязательно смотрите, как это показали ваши коллеги. Учитесь друг у друга.
«НУЖНО ПРОЙТИ ПУТЬ «УНИВЕРСАЛЬНОГО СОЛДАТА»
А.Г.: — О каких рисках в информационной журналистике вы могли бы нас предупредить?
О.С.: — Не стоит доверять какой-то одной информации. Обязательно нужно брать два-три источника. Все очень тщательно проверять. Проверять факты и иметь несколько источников. Тогда шанс, что вы будете кем-то использованы, будет меньше. В информации, которую подают о расследовании, силовики обычно очень закрыты. Потому что идет следствие, и в его интересах закрытая информация. Нужно искать экспертов. Когда вы насобираете много разных мнений по поводу одного события, оно будет более полифоничным, а зритель увидит разные точки зрения и больше сможет понять. В плане объективности это намного лучше. Риск — это однобокость. Пытайтесь всегда иметь свое собственное видео. Очень важно приехать самому на событие и снять его, увидеть, что было, передать свои личные впечатления. Ваш материал — это такие маленькие «кирпичики», которые, честно скажу, сделают вас намного сильнее. Но планку в жизни необходимо регулярно поднимать, поскольку разные обстоятельства ее занижают. А еще не нужно себя ни в чем ограничивать. Нет невозможных вещей. Если есть, то их очень мало. Если бы вы хотели двигать украинскую журналистику: новостную, информационную, телевизионную, то уже важно пройти какую-то хорошую стажировку на CNN, BBC, Reuters, на крупных станциях в тех странах, где новостная журналистика стала индустрией. Мы знаем, что прибыль приносят ток-шоу, мода, все, что показывается по телевидению, считаются рейтинги, считаются рекламные слоты, оно продается и приносит деньги. Но такая чистая прибыль, которую приносит новостная журналистика, — это именно съемки, именно те кадры, которые вы нашли, те факты, которые вы нашли, и это самое ценное.
Мария ЧАДЮК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Недавно «ZIK» увеличил количество выпусков новостей. Теперь они выходят пять раз в день. Почему было такое решение сделать акцент на информационном контенте? Как не нарушить баланс количество/качество?
О. С.: — Телеканал существует шестой год и создавался на Западной Украине. «ZIK» имеет достаточно качественный информационный сайт. Но в Киеве новостей больше, здесь происходит много важных вещей. Поэтому решили создать корпункт, а затем — большую столичную базу. Теперь канал станет работать выигрышно: будет львовская студия и киевская. Это не просто корпункты, не просто корреспондент, который включается. На Западной Украине некоторые вещи воспринимаются по-другому. Поэтому эти два разных взгляда на жизнь очень интересны. Например, я долго училась, как освещать ЛГБТ-марш. Для Западной Украины это очень тяжелая тема. Они говорят, что не такие толерантные, как в Киеве. Следовательно, имеешь разные взгляды на жизнь на одном и том же канале. Украина вообще очень большая и очень разная. Чтобы совмещать эти вещи, нужны знания.
В конце встречи летнешкольники, как всегда, поблагодарили лектора и подарили традиционные подарки: одну из книг «Дня», фирменную футболку и значок с символом Летней школы журналистики — коньком Аллегро, символизирующим утверждение, что журналистика хоть и сложная профессия, но должна приносить радость. А пани Ольга прибавила: «Журналистика — это конек, который скачет вперед».