Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об «армии ботов»

Журналистка Инна ПАВЛЮК — о том, что может повлиять на будущие президентские выборы... и о школе «Дня»
10 августа, 2018 - 14:09
ЛШЖ СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ ОСОБЫМ ПЕРИОДОМ, КОТОРОГО Я ЖДАЛА С НЕТЕРПЕНИЕМ. КАЖДУЮ АНКЕТУ, ПРИХОДИВШУЮ НА ПОЧТУ, Я ЧИТАЛА С БОЛЬШИМ ВОЛНЕНИЕМ И ТЩАТЕЛЬНО. ВООБЩЕ БЫТЬ КУРАТОРОМ ЛШЖ — ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! И Я БЛАГОДАРНА ЛАРИСЕ АЛЕКСЕЕВНЕ ЗА ВЕРУ В МЕНЯ. ПОТОМУ ЧТО В ЭТОМ И БЫЛ ГЛАВНЫЙ УРОК. КОГДА ТЕБЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТО НЕРЕАЛЬНО, ЧТО ТЫ НЕ СПРАВИШЬСЯ, ЧТО СЛИШКОМ МНОГО ПЛАНОВ НА ТАКОЙ КОРОТКИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА ГОВОРИЛА: «НЕТ НЕВОЗМОЖНОГО. ПРОСТО ДЕЛАЙ!». ТЕПЕРЬ ЭТО МОЙ ДЕВИЗ, — ОТМЕЧАЕТ ИННА ПАВЛЮК (СЛЕВА) / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Инна Павлюк — тележурналистка на всеукраинском канале, а в прошлом — куратор Летней школы журналистики газеты «День», заместитель ответственного секретаря. Недавно Инна провела расследование и выяснила, кто же такие боты, где они живут в украинском интернет-пространстве, опасны ли для обычных избирателей, не сделают ли выбор за них с помощью манипуляций.

Сколько времени вы работали над спецпроектом «Армия ботов»?

— Над проектом «Армия ботов. Кто сделает выборы 2019?» я работала на протяжении месяца. И это был очень насыщенный период, который отличался от предыдущей работы. Прежде всего потому, что основная работа была в интернете, в частности, в соцсетях. Ведь по предварительно изученным материалам я понимала, что мои «сетевые существа» живут именно там.

— Что нового вы открыли для себя в ходе этого исследования сферы ботов?

— Новым было все. О ботах много говорили, но их никто не видел. Никто не фиксировал их массово. Но несколько фактов последних лет мировой тенденции меня побудило к тому, чтобы начать рыть (смеется. — Авт.).

2013 год. Россия. Санкт-Петербург. Журналисты разоблачают масштабную «фабрику троллей». Главное их задание — критиковать в интернете политику Украины и США, а также — восхвалять политику Владимира Путина. А уже в начале 2018 года Министерство юстиции США официально обвиняет организацию во вмешательстве в американские выборы 2016 года. В марте 2018 года несколько ведущих американских СМИ публикуют громкие статьи о том, что известная английская компания из аналитики данных Cambridge Analytic могла повлиять на выборы в США. В обоих случаях — и в Штатах, и в России — для влияния и манипуляции сознанием задействовали ресурсных ботов и интернет-троллей. Кто они такие? И существуют ли они в таких масштабах в Украине, чтобы повлиять на выборы 2019? Это я и пыталась узнать. Результат можно было увидеть в эфире или на сайте телеканала «ЗИК».

«УКРАИНСКИЕ БОТЫ СУЩЕСТВУЮТ»

— Ваш спецпроект называется «Армия ботов», в то же время вы говорите там о весомом влиянии ЛОМ — лидерах общественных мыслей. Так кто же из них играет решающую роль на президентских выборах в 2019 году? Возможно, есть определенная статистика относительно этого.

— Где-то приблизительно на полпути расследования я уже была как известный герой из культового фильма «Матрица» — Нео, когда он выбирает таблетку и начинает видеть все скрытое. Листая комментарии в соцсетях, кликая на аккаунты, через минуту-две я уже могла понять — фейковая это страница или нет. Тем более, пообщавшись с инсайдером, который на протяжении нескольких месяцев работал интернет-троллем (это та же фейковая страница, которую может вести реальный человек или бот), я создала собственную фейковую страницу, чтобы еще глубже погрузиться в жизнь «сетевых существ».

Название проекта «Армия ботов», потому что с этого все начиналось. За ними я охотилась. Но как раз-таки в ходе расследования я поняла, что нашим политикам не выгодно содержать «фабрику», наподобие российской. Украинские боты существуют — да! И их много почти в каждой политической силе! О порохоботах знает даже бабушка на базаре, что уже говорить о людях, которые ежедневно читают эти безумные переписки в комментариях. А чего только стоят фото из заседания Верховной Рады, на котором Владимир Литвин из аккаунта такого себе Антона лайкает свои же посты. Но чтобы массово влиять на сознание избирателя, манипулировать его настроением, этого недостаточно. Боты дают только популярность. Как, например, за ночь, у Виктора Медведчука на Твиттере втрое увеличилось количество подписчиков. Что это дает политику? Лишь видимость популярности. А вот лидеры общественной мысли — так называемые эксперты по всему, они могут формировать мнение людей, они — новое оружие, за которое уже борются политики.

До каких пор будет существовать явление «ботов»? Есть ли вероятность, что их полностью заменят блогеры-лидеры общественного мнения?

— Что такое бот? Это всего-навсего программка. Поэтому, если говорить об этом термине, конечно, он будет существовать. Ведь ботов используют не только политтехнологи. Есть хорошие примеры их использования в бизнесе. Что же касается ботов как политического ресурса — они будут, потому что у них немножко другая роль, чем у ЛОМ. Один из моих собеседников рассказал интересную историю. Накануне президентских выборов 2014 года Мустафа Найем у себя на Фейсбуке выставил опрос: «За кого бы вы голосовали?». Тогда набрал очень много голосов Анатолий Гриценко, и когда мой собеседник проверил тех, кто за него голосовал — оказалось, что больше всего сторонников политика из Африки и Азии. Этот факт говорит сам за себя.

«ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ДОРОГО СТОИТ»

— Почему украинские политики, власть имущие, нуждаются в помощи ботов для сохранения и укрепления своей власти?

— Все достаточно просто — общественное мнение. Оно стоит очень дорого — как в политике, так и в деньгах. А в то время, когда Интернет входит в мозг каждого — через Фейсбук, через Инстаграм, через разные ресурсы — вы можете даже проанализировать сами себя. Подняли тарифы на газ, проголосовали за законопроект, сделали заявление. Из-за нехватки времени или по другим причинам, вы ищете анализ этих событий и получаете так называемую «пережеванную информацию» от экспертов-блогеров. Вы их видите на телеканалах, читаете в газетах и начинаете им доверять.

По статистике Минфина, население Украины — 42 миллиона, 35 миллионов — потенциальные избиратели. 11 миллионов украинцев зарегистрированы в Фейсбуке. И это аудитория, которая для наших политиков «старой закалки», — новая и незавоеванная. Поэтому кто-то готовит сырники на камеру, кто-то создает страницу с фейковым именем Питер Лайн — и все это стратегии завоевания общественного мнения.

— Какова роль медиа в распространении информации среди рядовых украинцев о манипулятивных технологиях?

— Одна из ведущих. Как и в любой другой проблеме. Это одно из основных заданий медиа — распространять, предупреждать. Другой вопрос, не воспользуются ли медиа теми же манипулятивными технологиями?

«ЖУРНАЛИСТИКА — ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ»

— Вы были куратором Летней школы журналистики газеты «День». Что вам дал этот опыт, чем помог в профессиональной жизни?

— Моя история с газетой «День» началась еще в 2011 году. Я только переехала в Киев по окончании Львовского национального университета им. И. Франко. И каждый этап роста в рамках «Дня» — большой опыт. Отдельная история — «Летняя школа журналистики». Первая попытка «поруководить» школьниками была в 2013 году, тогда я стала сокуратором вместе с Юлианой Лавриш. Очень скоро ЛШЖ стала для меня особым периодом, которого я ждала с нетерпением. Каждую анкету, приходившую на почту, я читала с большим волнением и тщательно. Вообще быть куратором ЛШЖ — очень большая ответственность! И я благодарна Ларисе Алексеевне за веру в меня. Потому что в этом и был главный урок. Когда тебе кажется, что это нереально, что ты не справишься, что слишком много планов на такой короткий период времени, Лариса Алексеевна говорила: «Нет невозможного. Просто делай!». Теперь это мой девиз. И вот эту боязнь перед новым и сложным я повернула в другое, позитивное русло — вызов для себя.

— Что можете посоветовать нынешним выпускницам Летней школы «Дня»?

— Не строить иллюзий. Тем более в наше время. Журналистика — это не профессия, это образ жизни. И если уже ты его выбрал, то, будь добр, забудь о нормированном рабочем графике, а иногда — о сне и об отдыхе. Ты — журналист.

Ирина ЛАДЫКА, Летняя школа журналистики «Дня»-2018
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ