На этой неделе председатель Офиса Совета Европы в Украине Мортен Энберг публично приветствовал создание ПАО «Национальное общественное телевидение Украины», регистрация которого как юридического лица состоялась 19 января. «У Британии есть Би-Би-Си, у Австрии — ORF, у Швеции — SVT, а в Украине отныне — ПАО «НОТУ», — отметил председатель Офиса Совета Европы, прибавив, что работа по созданию общественного телевидения была «скоординированная и командная». Энберг напомнил украинской власти, что преобразование государственных телерадиокомпаний в каналы общественного вещания в соответствии со стандартами Совета Европы было одним из обязательств Украины с 2005 года. Отныне, по его словам, общественное телевидение должно стать формой общественной дискуссии и «средством для более широкого демократического участия граждан». Однако, когда де-юре созданное Общественное ТВ станет де-факто полноценным вещателем? Как будут выбирать руководство канала? Какой будет концепция? О главных вызовах и реальных перспективах запуска в Украине Общественного ТВ «День» беседовал с главой Комиссии по преобразованию НТКУ в ПАО НОТУ, председателем Госкомтелерадио Олегом НАЛИВАЙКО.
— После 19 января, когда было зарегистрировано как юридическое лицо ПАО «Национальная общественная телерадиокомпания Украины», в сущности, можно говорить о старте Общественного ТВ в нашей стране. А самое главное — что это точка невозвращения, — говорит Олег Наливайко. — Украина шла к этому около 20 лет, а с 2005 года — это еще и было наше добровольное обязательство перед Советом Европы. Мы присоединились к Совету Европы, пообещав сделать две важные медийные реформы — создать Общественное ТВ и реформировать печатные коммунальные СМИ. И когда каждый раз в Страсбурге или Брюсселе мне приходилось встречаться с европейскими коллегами, то было стыдно за эти невыполненные «домашние задания».
Создание канала шло медленно и потому, что было немало бюрократических моментов. Понимаете, мы реформировали отрасль, подразделения которой находятся абсолютно во всех областях, на момент реформы — это 8 тысяч человек, 30 предприятий, которые имеют свою хозяйственную историю сроками по 50—60 лет. Причем к хозяйственным изменениям в советские времена относились не очень серьезно, ведь большинство решений принималось в партийных комитетах. Поэтому столкнулись со многими имущественными проблемами, с проблемами земли, с форс-мажорной ситуацией вокруг крымской компании, с компаниями Донецка и Луганска.
— Можно ли говорить, что на сегодняшний день бюрократическая волокита вокруг создания Общественного ТВ полностью завершилась?
— 19 января были два важных решения — создание ПАО НОТУ, и прекращение деятельности НТКУ. В этот же день я как глава комиссии по реформированию сложил свои полномочия. Все. Точка. Больше к этому вопросу в Украине никто не возвращается.
— Днем раньше вы подписали Положение о Наблюдательном совете НОТУ, члены которого должны выбрать среди себя председателя, заместителя и секретаря, утвердить положение и объявить конкурс на председателя правления канала. Как можете оценить готовность такого состава совета к профессиональной работе?
— Там были два приказа — Положение о Наблюдательном совете, о котором вы говорите, и положение о Правлении НОТУ. В прошлый понедельник правительство возложило на нас обязанности по управлению имуществом канала, ведь это обязанности акционера. Мы не имеем права вмешиваться ни в хозяйственную деятельность, ни тем более в редакционную политику канала. Но так как государство является 100% акционером, то функция Госкомтелерадио — утверждать руководство канала инструментом Наблюдательного совета. Наблюдательный совет начал работать уже на следующий день после создания канала. У нас 17 членов этого совета — 9 от общественности и 8 от депутатских фракций. Они еще год назад были избраны, много нам помогали, кое-кто уже профессионально способствовал созданию Общественного, другие — кто не имел дела с медиа-сферой — могли пополнить свои знания. Нам помог Совет Европы, было несколько поездок членов Наблюдательного совета канала в Литву, Чехию, Польшу... где изучали опыт работы тамошних общественных вещателей. Совет Европы сделал уникальную профориентационную работу. Думаю, что как и у любого коллегиального органа, должно состояться определенное «притирание» членов, а дальше пойдет полноценная работа.
— Когда может состояться утверждение председателя и членов правления канала?
— Я надеюсь, что уже в ближайший понедельник будет объявлен конкурс, и по определенным процедурам, думаю, реально провести его в конце марта — в начале апреля. Нам важно это не затягивать. На носу Евровидение, сюда приедет немало европейских коллег. Мы хотим, чтобы Евровидение уже принимал полномочный председатель НОТУ.
— Если в апреле будет избрано руководство канала, когда, по вашему мнению, можно будет реально говорить о полноценном запуске в стране Общественного ТВ, не де-юре, а де-факто?
— Я думаю, что те кандидаты, которые будут баллотироваться и реально будут иметь шансы на победу, уже все будут идти на конкурс со своими командами. Я не думаю, что появится кто-то абсолютно случайный. Времени на раскачивание уже нет. 2018 год для полноценного запуска Общественного ТВ у нас уже не существуют. Понимаете, в 2015 году, когда был запущен бренд Общественного, состоялся своеобразный фальстарт. Зрители, в сущности, ничего не почувствовали. Если и сейчас придет новое руководство и попросит полгода, год или два на создание канала, мы просто потеряем доверие людей. По моему мнению, канал должен войти полноценно в новый телевизионный сезон, который, как известно, начинается в сентябре. Вполне реально с апреля сформировать структуру работы, творческую концепцию, определить сетку вещания, и за четыре месяца можно запустить канал.
— Как-то в одном из комментариев известный телеменеджер Николай Княжицкий сказал, что по его виденью самое лучшее общественное вещание — это телеверсия газеты «День». Согласны ли вы?
— Как читатель «Дня» с двадцатилетним стажем я полностью разделяю эту мысль. Более того — открою тайну. На сегодняшний день реальна перспектива — сделать совместный проект Общественного ТВ и газеты «День», в частности в отношении вашей книжной библиотеки. Мы с коллегами-телевизионщиками эту идею уже не раз обсуждали, говорили о том, что публикации «Дня», ваши проекты, в частности книги... концептуально ложатся на творческие принципы Общественного ТВ. И создать общий проект с газетой — просто наш долг.
К ТЕМЕ
«ХОЧУ СОЗДАТЬ КЛУБ ДРУЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТВ»
Зураб АЛАСАНИЯ, экс-генеральный директор НТКУ:
— Я провел опрос своих читателей в «Фейсбуке» в отношении того, кого они видят руководителем Общественного ТВ. В этом опросе названо немало интересных людей, которых я очень уважаю, но каждый из них в действительности занят своими делами и вряд ли готов взять и все бросить. Например, я имею в виду Юрия Макарова, который руководит департаментом документального кино канала, а возглавлять весь вещатель он не хочет. То же касается и Ольги Герасимьюк. Я убежден, что с ее опытом и непоседливостью она бы вполне могла возглавить канал. Но тоже не очень об этом мечтает. Называли имя Мустафы Найема, но он политик, с журналистикой, насколько я понимаю — завязал, и видит свое будущее по-другому. Упоминали немало раз Виталия Гайдукевича, других классных людей. Кстати, главного редактора «Дня» Ларису Ившину. Но как я могу человека с таким опытом и с такой крепкой газетой срывать с места и тянуть на канал?
Все это я спрашивал не просто так. Это попытка публично сформировать правление канала. И даже больше — команду. Согласно закону, в правление должно войти семь человек. Но команда должна быть значительно большей. Вот я и хочу создать некий клуб друзей Общественного ТВ в Украине. Эти люди должны не только и не столько работать на Общественном ТВ, а просто всячески поддерживать канал на пути его создания.
Я планирую представляться на должность руководителя канала. Разве хотим — должны. Немало людей, в частности известных профессионалов в медиа, звонят по телефону, пишут, говорят при встрече, чтобы я не бросал дело на полпути его реализации. Если ты начал — то заканчивай. Поэтому я пойду, а выберут ли меня, покажет время. Это зависит от членов Наблюдательного совета Общественного ТВ. Сейчас начинается условная предвыборная кампания, где у меня нет никакой поддержки политиков. Подчеркиваю — ни одна из политических партий публично меня не поддерживает и мне этого не нужно.
Я ожидаю, что выборы руководителя канала пройдут в середине апреля. Сроки зависят от Наблюдательного совета. Но, по моему мнению, чем раньше, тем лучше. Ведь после выборов придет май... и Евровидение. Одно на другое накладывается, и будет немало хлопот.
Я никогда стопроцентно не доверял политикам. И не верю им сейчас. После моего увольнения они добавили 72 миллиона гривен каналу. Но самое главное, что финансирование Евровидения отделили от финансирования Общественного ТВ, за что я выступал. А то, что министр Юрий Стець сейчас заявляет, что в 2017 году НСТУ при любых обстоятельствах получит все финансирование, это преимущественно касается второй половины года и, к сожалению, пока не является фактом. Перед перспективой новых выборов политики могут пообещать что угодно. Надеюсь, что досрочных выборов не будет, государство выполнит свои обязательства и в стране наконец появится полноценное Общественное ТВ.