Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Общественный вещатель вместо общественного проигрывателя

Директор «Радіо Вінниця» Игорь ШЕВЧЕНКО: Мы стремимся обеспечить качественный диалог с горожанами
24 февраля, 2012 - 13:49
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ИГОРЕМ ШЕВЧЕНКО

В определенном смысле радио для украинцев имеет особое значение. Когда страна находилась в составе Советского Союза, сквозь «железный занавес» пробивался «Голос Америки». В то время это была одна из не многих связей с другим миром. Сегодня у рядового украинца радио, скорее всего, ассоциируется с неким общественным mp3-проигрывателем. Хотя оно может служить более масштабному делу — быть площадкой для общественного диалога. Как показывает нам, в частности, пример наших северных соседей и радио «Эхо Москвы», эту задачу радио полностью успешно способно реализовать даже в условиях быстрого развития новейших технологий.

По принципу площадки для гражданского диалога на местном уровне пытается работать «Радіо Вінниця». Его команда, по словам директора Игоря Шевченко, немало внимания уделяет именно программам разговорного жанра, общению в эфире с людьми, которые интересны винничанам. Любая живая инициатива на местах интересна и «Дню». Ведь опыт показывает, что много умного и живого в сфере медиа можно найти именно в регионах. Поэтому «День» встретился с Игорем ШЕВЧЕНКО, чтобы пообщаться о винницком радиопроекте и перспективах развития радиовещания в Украине.

— Игорь, есть ли сегодня перспективы развития радиовещания в Украине, в частности, на местном уровне?

— По моему мнению, они достаточно большие. Опыт других стран подтверждает, что радио никуда не денется, а лишь видоизменится: перейдет в цифровой формат, станет качественнее. Это будет цифровое радио с мультимедийными возможностями.

Проблема перспективы радиовещания, скорее, актуальна для малых городов, таких как Винница, где около 300 тысяч населения. Здесь радио может быть не очень оправданным видом бизнеса с экономической точки зрения. Поэтому местные FM-радиостанции в малых городах создают те, кто очень любит это дело.

— О местном радио говорят, что оно формирует ощущение единства общины, в то время, как национальные медиа не всегда знают и могут информировать о событиях местного уровня. А какой вы видите свою роль в формировании винницкой общины? Имеет ли украинское радио перспективы стать своеобразной платформой для гражданского диалога?

— С самого начала наша идея заключалась в том, чтобы создать площадку для коммуникации и информирования местной общины. Мы работаем с лидерами, интересными людьми города, общественными деятелями. С каждым днем винничане все более понимают, что при посредстве нашего радио могут высказаться и будут услышаны. Нам легче быть площадкой общественного диалога, чем телеканалам. У нас меньшие расходы на производство, можем оперативно давать информацию и экономить время для подготовки более качественного контента. Планируем проводить репортажи с мест событий в реальном режиме. Привлекаем к сотрудничеству экспертов, которые бы могли оперативно комментировать события как на местном, так и на национальном уровнях.

— Если раньше разговорное радио было очень популярным, то со временем мы наблюдали сокращение количества программ подобного формата. На вашем радио можно заметить программы именно разговорного жанра. Почему решили вернуться к такому формату?

— Мы пытались разработать формат, который был бы качественно другим по содержанию, чем у других радиостанций. Нам нужно конкурировать со столичными радиостанциями, со звездными ведущими. И поэтому мы пытаемся быть интересными именно винничанам. Все наши программы связаны с Винницей, мы говорим об истории города, политике, экономике, культуре, но в интересном и живом стиле FM. Мы стремимся, чтобы даже информационно насыщенные программы (программы разговорного жанра) не утомляли и не раздражали аудиторию. Для этого мы делаем музыкальные перерывы каждые 3—4 минуты.

Еще один нетрадиционный способ сделать радиостанцию интересной. Это — трансляция частных и официальных объявлений. Казалось бы, зачем подобная информация в эфире? Но поскольку для жителей Винницы это важная информация, ее стоит передавать.

— Говорят, что хороший ведущий — это 50% успеха программы. Особенно ярко это проявляется на местном уровне, когда ведущих ток-шоу знают, их мнение уважают, а люди формируют свои политические взгляды вокруг того, что услышали от своего любимого ведущего. Кто ваши журналисты? По каким стандартам и ценностям они работают?

— Безусловно, чтобы работать в избранном формате, нам пришлось формировать команду «с нуля». К нам пришли молодые и опытные ведущие из развлекательных радиостанций, тележурналисты, есть и студенты. Те, кто работал в информационном формате, ведут более серьезные программы. Но при любом формате мы пытаемся создать условия для эффективного диалога гостей в студии с аудиторией.

Мы долго выбирали тех, кто вошел в команду, вели продолжительные собеседования с кандидатами, чтобы определить, какие убеждения и идеи у человека, наконец, как он видит городскую радиостанцию. Как результат, ныне мы выпускаем продукт, который совмещает музыкальный, развлекательный, информационный и разговорный жанры.

Каждый ведущий имеет собственные принципы, ценности и убеждения, но мы договорились, что наш продукт должен работать на Винницу и винничан. На сегодняшний день у нас восемь творческих работников. Пока мы успешно справляемся такой небольшой командой.

— Молодое поколение больше не воспринимает радио как часть повседневной жизни. Это один из вызовов для радиостанций. Чем вы привлекаете внимание молодежи?

— У нас есть вечерняя программа, которая фактически служит площадкой для молодых диджеев, музыкантов, певцов города. В эфире они рассказывают о себе и своем искусстве, играют свою музыку. Подобного никто не делал, и молодежи это нравится. Сейчас мы расширили диапазон гостей, создав программу «Тысяча и одна ночь», и приглашаем к разговору также городских художников, дизайнеров, шоуменов, эзотериков, психологов. Аудитории это интересно. В городе больше нет площадок, где аудитория в режиме он-лайн могла бы общаться с интересными людьми и получать эстетическое удовольствие от этого.

— К слову, о своем. Большинство украинских радиостанций или игнорируют собственно украинскую музыку, или транслируют ее ночью. Какая позиция вашей радиостанции в этом отношении?

— Для своей радиостанции мы выбрали хиты от 1980-х до современности. В тестовый период мы еще можем позволить себе экспериментировать с музыкой, которую выбираем. Через несколько месяцев тестовый период завершится, и мы должны будем представить Нацсовету готовую концепцию.

На первом этапе мы больше транслировали зарубежную музыку, даже не столько русскую, сколько англоязычную. Потом попробовали советские хиты в современной аранжировке. Постепенно подтягиваем украинский контент, чтобы было 50% на 50%, чего от нас требует закон.

Впрочем, я требую транслировать только хиты и с качественным и позитивным содержанием, и без крайностей. А найти таковые оказывается непросто. Много низкосортной музыки, также агрессивной или слезливой, среди которой умный и оптимистический контент теряется.

Мы пытаемся поддерживать украинский продукт, но нам было бы приятно, если бы государство тоже помогло. Например, существует большая фонотека музыки и песен, авторы и исполнители которых являются украинцами. Но в то же время в Украине отсутствует единый государственный реестр таких произведений, в котором было бы четко отмечено, кто является автором слов и музыки этих произведений. Впрочем, если мы хотим поставить ту или иную украиноязычную песню, обязаны отмечать всю справочную информацию. Соответственно, это ограничивает.

— А как относительно классики? В Британии одна из радиостанций Би-Би-Си транслирует исключительно классическую музыку. В Украине обычно сложно говорить об отдельном радиоканале для классики, но почему невозможно создать час классической музыки на украинских радиостанциях?

— Подобное направление должно создать государство. У нас есть канал «Культура». Государство должно сделать его более доступным и более интересным для широкой аудитории. Мы же будем использовать музыку разных жанров и форматов. Ведь чем больше работаем, тем больше слышим пожеланий транслировать музыку разных жанров, в том числе классическую. Есть пример, когда столичная радиостанция с определенной периодичностью транслирует классическую музыку, но здесь есть спонсоры этих трансляций.

— То есть получается, что классическая музыка может транслироваться только тогда, когда за это будет платить спонсор?

— В ответ я вам приведу пример с политикой. Есть три кандидата: глупый, вор и умный. А люди почему-то голосуют или за глупого, или за вора, но не за умного. Почему так? Мы работаем, чтобы обеспечить коммуникацию с людьми. Поэтому сначала создаем контент, который от нас ожидает аудитория, а затем начинаем его насыщать интересными, интеллектуальными, интерактивными моментами.

— Кстати, вы называете себя интерактивным радио. В чем это проявляется?

— Обратная связь — один из ключевых фундаментов всех программ. Выбирая ведущих, мы ищем людей, которые были бы хорошими модераторами. Также мы пользуемся разными каналами коммуникации. У нас две телефонные линии. Если есть много желающих высказаться по противоречивому вопросу, мы просим носителей определенной точки зрения звонить по телефону на один номер, а тех, кто придерживается противоположной, — на другой.

Для тех, кто находится в автомобиле, но хочет с нами пообщаться, мы сделали максимально дешевыми SMS.

С нашего сайта также можно бесплатно отсылать сообщение в студию. Планируем ввести скайп-звязь со студией, что позволит также видеть собеседника.

Видеотрансляция в Интернете будет отличаться от классического варианта, где веб-камера просто зафиксирована в одной точке под потолком. Нас интересует крупный план ведущих и собеседников, что-то наподобие того, как это делает американская команда Twit.tv. Этот мультимедийный интернет-канал начинал свою деятельность именно с обычной радиостудии, и именно это меня и вдохновило на новую идею. Его основатели создали видеожурнал из радиостудии, активно используя видеосвязь с экспертами. Это интересная схема работы. Второй пример, уже московской радиостанции «Эхо Москвы», подсказал, как можно сделать более интересными передачи разговорного жанра. Это — возможность одновременно наблюдать с разных видеоракурсов за ведущими и гостями студии. Также — это возможность подслушивать, о чем они говорят в рекламных паузах. Мы хотим создать что-то подобное.

Анна ПОЛУДЕНКО, Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ