Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Олег МАЩЕНКО: «Называть работу в горячих точках «военным туризмом» не стоит»

11 ноября, 2004 - 19:02
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОЛЕГОМ МАЩЕНКО

Синий защитный костюм весом в одиннадцать килограмм и шлем с надписью «TV» у Олега Мащенко всегда под рукой — на его рабочем месте в Национальной телекомпании Украины. Ведь в любой момент его, военного журналиста, могут откомандировать в очередную горячую точку. Недавно, к примеру, военный журналист вернулся из Ирака, где его съемочная группа пробыла 25 дней. Не успев адаптироваться, Олег Мащенко отбыл в Косово. В перерыве между этими поездками журналист дал интервью для «Дня».

— Французский император Наполеон I говорил, что от солдата требуется прежде всего выносливость и терпение, а храбрость — дело второстепенное. А какие человеческие качества наиболее важны для военного корреспондента?

— Думаю, то, что говорил великий полководец о человеческих качествах солдата, актуально и для корреспондентов, работающих в горячих точках. Хотя на первое место я бы для себя все-таки поставил внутреннюю собранность. Возможно, это отголоски моего тринадцатилетнего стажа службы в различных силовых структурах. Но, думаю, те качества, которые во мне воспитала эта служба, не раз спасали меня в повседневной журналистской работе.

На войне или в горячих точках, как сейчас модно говорить, ситуация иногда развивается настолько быстро, что медлить с реакцией, откладывать что-либо «на потом» — нереально. Все следует решать сиюминутно. Война не прощает несобранности. И в результате потери, которые несут в том числе и наши войска, часто являются результатом внутренней несконцентрированности.

Знание условий службы, ориентация в специальных терминах и в военной технике, с которой работает контингент, также важны для военного корреспондента. Ведь если в журналисте видят непрофессионала, то сразу теряют к нему интерес. Часто военные называют гражданских «пиджаками». «Пиджаками» для военных являются те, кто не говорит с ними на одном языке. Безусловно, необязательно, что его сразу отторгают. Однако проявлять живую заинтересованность в том, чем занимаются военные, — профессиональная обязанность каждого военного корреспондента.

Как правило, миротворцы — самые благодарные зрители. Когда сюжет о них будет готов к эфиру, они оборвут все телефоны, предупредят всех родных и знакомых, мол, «обязательно посмотрите!». Единственное, чего следует опасаться, — оказаться «пиджаком» и непрофессионалом в их глазах.

Безусловно, важна еще и самодисциплина. Ведь журналисты на поле боя, особенно во время террористических и контртеррористических операций, — первая мишень. По международным нормам, журналистская защитная форма должны быть отличительного цвета. Очень часто люди гибнут из-за того, что теряют чувство самосохранения.

У военных есть понятия «комбатант» и «некомбатант», то есть — участник боевых действий и не участник боевых действий. Журналисты являются некомбатантами, то есть как бы ни развивалась ситуация на поле боя, они не имеют права брать в руки оружие. Посему они и должны быть в отличительной форме. Но журналистов заставить сделать что-то по правилам — задача не из легких. Поэтому каждый выбирает сам — одевать форму военного корреспондента или же нет. Но, как показывает практика, когда нарушается одно правило, крен дают и другие...

— Тараса Процюка, погибшего в Ираке, иногда называли «человеком, который искал войну». Считаете ли вы себя человеком, ищущим войну, или для вас это «только» работа?

— В свое время, будучи кадровым военным, я уже «настрелялся». Для меня это не в новинку. Поэтому я ни в коем случае не считаю себя человеком, «который ищет войну». И я не совсем согласен, что и Тарас искал войну. Он просто хорошо знал свое дело, у него все получалось, он умел профессионально выполнять работу. К сожалению, так получилось, что он оказался не в самом благополучном месте. К тому же, сейчас происходит трансформация законов войны, когда обе враждующие стороны нередко идут против журналистов.

— У каждого военного корреспондента — свои «фишки» в подходах к работе. Как бы вы определили свой журналистский почерк?

— Во мне борются два человека: с одной стороны, — журналист, с другой — военный. Самоцензурой я не занимаюсь. Но благодаря тому, что я вышел из военной среды, я могу общаться с коллегами по форме на равных. Им тяжело ввести меня в заблуждение. Поэтому иногда внутри меня происходит борьба: я хочу что- то отснять, но понимаю, что следует играть по определенным правилам, когда желание не всегда совпадает с возможностями. Ведь я представляю государственный телеканал, и в первую очередь я и мои коллеги должны показывать все происходящее с государственной позиции. К тому же, нечего скрывать, мы — канал не такой богатый, как «Интер» или «1+1», к примеру. Мы, в отличие от них, не имеем возможности «сепаратно» куда-нибудь поехать.

Не искать проблемы там, где нет необходимости, — также является важной составляющей моего отношения к работе. В тех местах, где приходится работать, проблемы сами находят меня. И иногда там, где их можно меньше всего ожидать. Припоминаю, в мае наша съемочная группа побывала в Ливане, где в южной его части (на границе с государством Израиль) периодически бывают обстрелы. Украинские военные в основном занимаются там разминированием. Вот там, где, на первый взгляд, процветает радикальный исламизм, было поспокойней, чем когда мы отправились в Бейрут, где на ровном месте нашли себе на голову приключения. Оказавшись в квартале, где арабы торгуют дешевыми сувенирами, оператор стал снимать одну из палаток. Вдруг нас окружили непонятные люди с оружием. Начали разбираться. Не успели мы оклематься, как рядом уже стояли машины, собиравшиеся нас везти в неизвестном направлении. Это оказались боевики радикальной группировки «Хезболла». Долго выясняли, кто мы такие. Так вот, казалось бы, Бейрут — абсолютно цивилизованный город. И вдруг такое. Подобных ситуаций случалось очень много.

Поэтому прежде, чем куда-то отправиться, следует хорошо подготовиться. Я стараюсь перед каждым выездом из разных источников прочитать несколько сотен страниц о стране, культуре и традициях «страны назначения». Ведь Восток — действительно дело тонкое. И хотя некоторые называют выезды в горячие точки «военным туризмом», я не могу согласиться с таким определением. Если ты, мирный человек, будешь делиться пищей и кровом хоть со всем арабским миром, тебя все равно не будут воспринимать там абсолютно адекватно и миролюбиво. Для них ты — иноверец, и с этим нужно смириться. Тем более, любая иностранная армия на территории какой бы то ни было страны все равно не будет восприниматься нормально. Все равно мы там — пришлые, с чем следует считаться. Многие тут говорят, что наших миротворцев принимают в горячих точках радушно. Если это даже так, то только на первый взгляд. Все их радушие — очень напускное.

— Собираясь в дорогу, что прежде всего кладет в рюкзак настоящий военный журналист?

— Моя дорожная сумка всегда полна традиционными украинскими гостинцами: водка, сало, определенные виды сигарет... Там есть и местные сигареты, но они паршивые, а американские дорого стоят, потому как у них идет борьба с курением. Все это нужно для того, чтобы завести знакомство.

А вообще, сейчас война становится, если так можно сказать, цивилизованной. Особенно что касается Ирака. Не нужно везти с собой консервы, сухие пайки и т.д. Всем этим поделятся наши миротворцы. Вот такая она, современная война: обед всегда будет по расписанию...

СПРАВКА «Дня»

Олег Иванович МАЩЕНКО родился в 1965 году в журналистской семье. После окончания школы в 1982 году поступил на факультет журналистики Киевского государственного университета. В 1985 году перевелся во Львовское высшее военно- политическое училище. С 1991 года служил в структуре Министерства внутренних дел в телестудии Центра общественных связей МВД. С 1996 года — в гражданской журналистике, связанной с силовыми структурами. С 2003 года работает обозревателем в Национальной телекомпании Украины. Бывал в 33-х странах, среди которых Северная Ирландия, Ливия, Ирак, Либерия, Сьерра-Леоне, Чечня, Приднестровье и др.

Беседовала Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ