Музыкант рассказал «Дню» о «Країні Мрій-2010», об участии в Славянском базаре, провозгласил программу действий для украинцев, а в завершение заставил нас поверить в то, что уже скоро на наших просторах появится культурный центр Европы.
«Модно быть положительным. Культурным — что значит знать историю, культуру и язык своей страны. Модно быть экологическим, этническим. Модно читать газету «День». И не курить». Такой «модный манифест» для читателей нашей газеты и всего украинского общества Олег Скрипка провозгласил год назад. Очевидно, что эта программа действий до сих пор актуальна. Следовательно, Олег Скрипка продолжает настаивать на Своем. А свое для Скрипки — значит украинское, экологическое, музыкальное и аутентичное. Именно поэтому фестиваль «Країна мрій» выбрал «зеленое» русло и лозунг «Країна Мрій — Чиста Країна!». А еще «Слушай Свое! Потребляй Свое! Поддерживай Свое!». Это — база нации, убежден Олег Скрипка.
Наверное, именно поэтому фестиваль «Країна Мрій», в сущности, является мечтой об Украине. Он создает миф-эталон для нас самих — об Украине как «пространстве с чистой окружающей средой, светлыми мыслями и намерениями, неискаженным чувством аутентичного, источником народных традиций». И именно этот перечень, свыше всех «надутых» политических программ, и является оптимальной программой развития для нашей страны.
Собственно говоря, где-то здесь и заложена та общность мировоззрений, которая стала основой для сотрудничества «Дня» и «Країни Мрій» уже с первых лет существования фестиваля. А в настоящее время эта дружба переросла даже в отдельную номинацию в рамках Фотоконкурса «Дня»: «Лучшее фото с фестиваля «Країна Мрій».
Впрочем, поводом для нашей встречи с Олегом Скрипкой стала не только «Країна мрій». Но и, в частности, участие ВВ (наряду с другими украинскими музыкантами, а также актерами и художниками) в фестивале в русской Перми. Собственно, именно из этого — идеи (оказывается, не такой уже и утопической) поглощения украинской культурой бескрайних русских пространств — и начался наш разговор с Олегом.
Лариса ИВШИНА: — После того как вы выступили на фестивале в Перми, вам не показалось, что в России есть запрос на понимание Украины?
— В России отношение к Украине значительно сложнее, чем нам здесь кажется. Во-первых, там живет очень много украинцев, имеющих серьезное культурное и политическое влияние в стране. Во-вторых, для россиян Украина и украинцы — это символ свободы. А учитывая недавнее изменение власти в Украине, в настоящий момент им кажется, что у нас тотальный «фройндшафт».
Л. И.: — И кто на кого при условиях такой дружбы больше повлияет: Россия на Украину своим авторитаризмом или мы на них — своим «гуляйполем»?
— В каком смысле?
Л. И.: — Конечно, в позитивном. Ведь культурная «инфекция» могущественней любых политических ресурсов.
— Могущественней, но, невзирая на то, что Россия якобы играет в советские игры, ее культура сегодня — это серьезное оружие, к тому же она уже избавилась от той советской «шароварщины».
В этом контексте влияния и сдвигов в сторону свободы уместнее говорить о Беларуси. В последнее время мы туда часто ездим выступать. Там происходят процессы, очень похожие на украинские. Но для белорусов Украина также остается символом свободы.
Л. И.: — А они заметили, что у нас состоялись президентские выборы?
— Заметили, но здесь идет речь об эмоциональном уровне восприятия Украины и украинцев, который так быстро не может измениться. При всей параноидальности белорусской ситуации тамошней интеллигенции удалось найти свою нишу и сплотить вокруг нее гражданское общество. Теперь там есть независимые от власти художественные галереи, фестивали.
Л. И.: — И даже телевидение — «Белсат». Правда, вещает оно из Польши...
— Белорусы нашли способ быть самостоятельными, но вне конфронтации с властью. В России все иначе.
Мои знакомые, серьезные бизнесмены, рассказывали о смешном случае. Общались они как-то в Киеве с московскими бандитами. Типичная эстетика: цепи в два пальца, красные шеи, пиджаки. Вдруг наш парень брякнул кривое слово о Путине. Москвичи оцепенели, у них язык отнялся. И это — сидя в Киеве и нося на шее цепи в два пальца. У россиян страх перед государством настолько глубоко сидит, что говорить о свободе в их случае еще рановато.
ТЕЛЕРАДИОЛИЦЕМЕРИЕ
Л. И.: — Что в целом происходит на культурном ландшафте Москвы и Минска?
— Я исследую преимущественно территорию этнической и рок-музыки.
Беларусь — феноменальная страна, с точки зрения количества качественных артистов. Но они преимущественно запрещены, ведь если ты разговариваешь на белорусском языке, это априори означает, что ты оппозиционер. Соответственно, если поешь по-белорусски — ты запрещенный музыкант. Самые лучшие белорусские артисты — запрещенные. Абсурд заключается еще и в том, что на местном радио действует квота на 70% белорусской песни в эфире. А белорусская песня в то же самое время, в сущности, на грани запрета. Что касается России, то там в культуру вкладывают серьезные деньги, но почему-то страдает качество. Возможно, из-за моды на пост-модерн, который, в свою очередь, является реакцией на насилие. Мат, который также характерен для современной русской музыки, — это тоже, как мне кажется, реакция на несвободу.
Л.И.: — Думаю, в действительности это — антикультура.
— Но то, что мы ежедневно слышим по радио и видим по телевизору, — это также антикультура. И принципиальной разницы между теми, кто поет матом, и эстрадой нет. Потому что эстрада — это невербальный мат, который наряду с развращением остается за кулисами, а на «фасаде» — целлулоидная картинка. Это большое лицемерие.
Л.И.: — Важным сигналом для всего, так сказать, пространства «пост» был диалог Юрия Шевчука и Владимира Путина. Такого еще не было. Люди склонны верить, что только большие деньги, нефть и газ могут влиять на людей, но в действительности тонкие психологические сюжеты также оказывают влияние. По поводу этого диалога было много комментариев на тему «царь и поэт», но все они так или иначе открывают потребность русского люда, который стал жить лучше, в свободе. Так было и в Украине. Когда исчез ужас с рулонами туалетной бумаги на шее, начали бороться за свободу. Вы помните?
— Конечно! Когда ностальгирующие идиоты плачут под ремиксы Антонова, у меня сразу возникают воспоминания: я — студент, иду позади универмага «Украина», а там огромная очередь и счастливые люди с рулонами на шее. У меня эта картинка ассоциируется с Советским Союзом. Так же, как очереди за майонезом и зеленым горошком.
Л.И.: — И куриные лапы, торчащие из авосек...
— Знаете, больше всего та картина действительности — рулоны, авоськи с курицами — вызывала у меня неприятие именно с эстетичной точки зрения.
ПОДДЕРЖИВАЙ СВОЕ!
Мария ТОМАК: — Яркой особенностью нынешней «Країни мрій» станет платный вход. Украинцы уже готовы платить за свое искусство?
— В сущности, готовность поддерживать свое — это часть процесса становления нации. Зато показатель провинциальной нации — это когда чужое уважают больше своего. Когда за концерт иностранного артиста украинцы выкладывают до тысячи долларов за билет, это считается нормальным. А своих музыкантов желательно слушать бесплатно. Украинцам нужно научиться платить за свое. Думаю, со временем люди поймут, что покупая билет они делают вклад в собственную культуру. И это касается не только «живых» концертов, но и музыки на носителях. В конечном итоге человек должен прийти к тому, что проще заплатить и получить качество, чем заниматься «охотой» на даровое. Мне кажется, есть даже такой тип людей — искатели потерянных бумажников.
Л. И.: — «Шара» — это плебейский инстинкт. Пора стать другими людьми.
— Один мой знакомый, зажиточный человек, ходит на концерты только украинских исполнителей. Даже если группа ему не очень интересна, он все равно платит за билет и приходит, потому что считает: таким образом он поддерживает украинскую культуру.
Если украинцы будут исповедовать такой подход, тогда они эффективнее будут создавать нацию. Слушай свое! Потребляй свое! Поддерживай свое! Это — основа нации. Если этих принципов не соблюдать, то идет речь не о нации, а о людях без собственной идентификации, распыленных на определенной территории.
Введение платного входа — это серьезный шаг для «Країни мрій». Надеюсь, придет время, когда фестиваль сможет стабильно существовать только за счет продажи билетов.
М. Т.: — Люди, приходящие на «Країну мрій», присоединяющиеся к эко-инициативе «Зелена толока», поддерживающие харьковчан, борющихся с уничтожением парка, по сути, являются гражданским обществом. Достаточно ли мощен уже этот «третий сектор», чтобы устоять перед посягательствами на свободу?
— Оценить это мы с вами сможем через два-три года. А теперь мы пожинаем те плоды, которые взрастили за предыдущие годы свободы. Все в жизни происходит с опозданием. Культурный расцвет, наблюдаемый нами, — это результат предыдущей работы.
Л.И.: — И этому результату аплодировали, в частности, в Перми.
М.Т.: — Но вопрос не только во власти, но и в том, способно ли это сообщество защищать свои убеждения.
— Взаимодействие власти и гражданского общества — это очень сложный процесс, как он будет происходить в Украине при теперешних новых условиях — неизвестно.
Здесь можно провести такую параллель: если посадить сильное, качественное растение, которое потенциально способно пробить асфальт, то у него не будет шанса выжить, если кто-то постоянно будет проезжаться по нему катком. Но то, что гражданское общество в Украине создано, — это факт.
Моя позиция такова: с властью нужно сотрудничать. Например, мы сотрудничали с властью Пермского края, когда у нас там были выступления, так же, как и с властью Беларуси. То почему бы не сотрудничать с нашей властью?
Я просил предыдущую власть помочь «Країні мрій», но помощи мы так и не дождались. Недавно написал письмо к новому министру культуры. Но пока еще реакции также нет.
ИНТЕЛЛИГЕНТЫ НЕ СМОТРЯТ ТЕЛЕВИЗОР
М.Т.: — Кстати, о политике. Вы хоть и не принимали участия в предвыборных турах в поддержку того или иного кандидата, но в интервью газете «КоммерсантЪ» говорили, что у вас есть определенная договоренность с Юлией Тимошенко относительно поддержки проведения фестиваля «Рок-Січ» по всей Украине. Эта договоренность в силе?
— Будет ли у Юлии Тимошенко возможность помочь «Рок-Січі» — посмотрим. Я пошлю ей запрос. Так же, как и в Министерство культуры.
М.Т.: — А в каких регионах вы рассчитываете провести фестиваль? В Донецке, к примеру, можно было бы организовать «Рок-Січ»
— Думаю, — нет. Мы в Донецке уже пять лет не играли, а сделать там огромный фестиваль...
М.Т.: — Между прочим, когда ездите по стране, замечаете разницу в культурном уровне разных регионов?
— В основном я общаюсь со специфической публикой — интеллигенцией. Как по мне, в провинции она больше соответствует этому понятию, чем в столице. И это не только украинский феномен. В столице кипит жизнь, все в безумном темпе ищут свое место под солнцем, пытаются выжить. Появляется снобизм, циничность, гламурность и другие признаки столичных посткультурных тусовок. А быть интеллигентом — это такая своеобразная нравственная и интеллектуальная позиция.
Кстати, один из признаков интеллигента сегодня заключается в том, что он не смотрит телевизор.
В первую очередь, что нужно сделать украинцам, — это создать в действительности украинский медиа-холдинг. Усилия отдельных людей в информационной сфере чувствуются, но они не системны. А такой холдинг мог бы стать базисом культурного общества. Чтобы каким-то образом влиять на общество, нужно задействовать информационную политику. Только тогда, когда у украинцев будут действительно украинские СМИ, можно будет серьезно говорить о культурном феномене в Украине.
ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР — ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ
Л.И.: — Мне кажется, что производители национального продукта в Украине, хотя и через пень-колоду, но все же чувствуют себя увереннее на своем же рынке. А это значит, что все больше людей стремятся поддерживать свое. У вас есть такое ощущение?
— Потенциально люди готовы поддержать позитивное движение. Но им нужно дать знак. Например, сказать: давайте все вместе покупать украинское овсяное печенье! И тогда они посмотрят и скажут: а это классно, давайте!
Л.И.: — Расскажите, что нужно делать продвинутым украинцам. Хотим услышать от вас программу действий.
— Могу сказать с точки зрения украинских исполнителей. Нам очень нужно, чтобы люди ходили на наши концерты. Это во-первых. Во-вторых, каждому украинцу нужно знать свою историю и культуру, только тогда он может называть себя гражданином. В-третьих, нужно петь украинские народные песни. Пропагандировать потреблять украинские блюда не буду, потому что с этим, кажется, проблем у нас нет. Вообще, чуть ли не единственный беспрекословный объединительный фактор для украинцев — гастрономический. Я даже слышал такой лозунг: «Кто не любит сало, тот лох!». И, конечно же, нужно путешествовать по Украине. Когда в своей же стране ты неожиданно обнаруживаешь поразительные уголки, тебя это восхищает значительно в большей степени, чем когда ты видишь красивый замок где-то в Швейцарии. Кроме того, туризм — это инвестирование в собственную страну.
М.Т.: — Давайте теперь детальнее о том, что слушать и на чьи концерты ходить. На «Країні мрій» ежегодно выступают молодые группы. Каково ваше общее впечатление от самой молодой украинской сцены?
— Молодые группы всегда наиболее интересны, они самые талантливые, самые авангардные. Ежегодно их появляется немало. Можно взять кого-либо из них, год «покрутить» по радио — и вот вам звезда, за которой будут бегать девушки.
Л. И.: — Кто конкретно, по вашему мнению, заслуживает похвалы? Как «патриарх», вы имеете право об этом говорить.
— В этом году на «Країні мрій» будет молодая группа «Астарта». Рок-музыканты объединились с фольклористами и сделали очень качественный продукт и с точки зрения аранжировки, и с точки зрения исполнения, и с точки зрения того аутентичного материала, с которым они работают. В этом году также будет играть коллектив «Вася Клаб». Был в Украине такой роскошный автор — Вася Гонтарский. Я бы сказал, что это был украинский Владимир Высоцкий. К сожалению, он умер. Но остальные участники группы не разбежалась. Нашелся другой исполнитель, которого также зовут Василий, и поет он голосом Гонтарского. «Вася Клаб» реставрировали свою программу и с ней будут выступать на «Країні мрій».
У нас выступал также блестящий коллектив из Черновцов «Гуцул Калипсо», играющий оригинальный гуцульский фанк. Когда этих ребят видят на сцене, удивляются, почему их до сих пор нет на телеэкране. На «Країні мрій» выступали еще многие интересные коллективы, в частности, «Назад шляху немає» — украиноязычные альтернативные ребята из Луганска, которые сделали «тяжелую» фолковую программу вместе с народным коллективом «Михайлове чудо». Интересная группа из Бретани (Франция) «Ред Кардель» сыграла вместе с украинским фольклорным ансамблем «Гуртоправці». Мы планируем опять объединить их для общего выступления на «Країні мрій» во Львове.
Всем молодым музыкантам, как малым детям, нужно помогать, окунать их в качественный контекст. Такие фестивали, как «Країна мрій», дают им толчок, но только раз в год. А остальное время им нужна и клубная сцена, и музыкальные издательства, и репетиционные базы, и звучание на радио. Именно это я и имею в виду, когда говорю об украинском культурном пространстве. В конце концов, у государства должна быть определенная политика по отношению к своим масс-медиа.
ТИПИЧНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ГМО
Л.И.: — «День» часто отмечает потерю Украиной своего информационного пространства. Российское «мыло» воссоздает российскую жизнь. Пусть обывательскую и мещанскую, но оно все же «свое» для россиян. Но это самое «мыло» показывают чуть ли не все украинские каналы. Тогда как украинцы хотят видеть, условно говоря, свой, украинский офисный планктон. Это еще реально или возможно только в контексте политических изменений? Может ли быть на то добрая воля владельцев телеканалов?
— Нет, не может. Если магазин торгует ГМО, то только законом можно это прекратить. А то, что мы видим и слышим, — это преимущественно типичное культурное ГМО. Оно «маскируется» под музыку и разрушает культурный механизм. Я считаю, что качественная культурная политика всегда предусматривает определенное влияние со стороны государства. У государства должна быть определенная стратегия, для этого, собственно говоря, оно и создано. Точки, торгующие ядовитыми беляшами, закрывают, то почему же не доходят руки до медиа, которые «торгуют» ядовитыми музыкальными «беляшами»?
М.Т.: — В настоящий момент власть инициирует дискуссию вокруг так называемой новой гуманитарной политики. По вашему мнению, что должно лечь в ее основу?
— Поддержка своих и своего. Это — главное. На этом базируется любая гуманитарная политика любого государства. Если у тебя есть земля, но ты в нее ничего не посадишь, потом — не прополешь и не польешь, и при этом будешь говорить, что здесь ничего никогда не вырастет, то и результаты будут соответствующие. Людям, не знающим украинскую культуру, проще сказать, что у нас ничего нет, чем думать над тем, что конкретно нуждается в поддержке и развитии. У меня квартира завалена дисками украинских исполнителей, 99 процентов из которых никто никогда не слышал и никогда не услышит. Потому что этих коллективов уже не существует.
«НЕ НУЖНО БЫТЬ ИДИОТАМИ!»
М.Т.: — Недавно у вас была встреча с внуком Ганди. Какое у вас впечатление от общения с ним?
— Появление внука Ганди в своей жизни я воспринимаю как символ. В целом, я человек мистический. Подобные ситуации воспринимаю как шифр, который нужно растолковать.
Мне показалось, что пришло время стать на путь мудрости. Даже так: с момента этой встречи для меня в жизни борьба закончилась. Я понял, что борьба никогда не приводит к положительному результату, потому что это агрессия. С помощью борьбы ты можешь получить материальные ценности, но главного в жизни — комфорта, гармонии, общения, счастья, любви, солнечного света, воздуха — она тебе не подарит.
М.Т.: — А что же тогда делать украинцам? Какую стратегию избрать? Ведь часто в нашей истории единственное, что нам оставалось, — это бороться.
— Для украинцев рецепт простой: не нужно быть идиотами! И все! Когда я вижу, как украинцы вешают георгиевские ленты на машины вместо того, чтобы почитать, что это была за победа и что она значит для Украины... С этого начинается проигрыш собственных интересов. Украинцы должны прекратить играть в чужие игры и предложить свою игру — честную, откровенную, открытую, комфортную для всех и не антагонистичную. В чем заключается противоречие между Востоком в лице Кремля и Западом? Кремль играет в архаичные игры, применяет силу. А Запад пользуется более современными философиями непротиворечия и сотрудничества. Да, у него есть собственный интерес, но он не действует методами вил. И со временем Запад найдет, как обойти Россию с ее газом и нефтью, и эти рычаги через 10 — 15 лет уже не будут работать. Мир будет двигаться дальше, а какая-то часть земного шара будет отставать.
Украине не нужно быть мировым лидером. Нам просто нужно красиво жить. Относительно культурной среды, то здесь у нас пока еще непаханое поле, которое просто нужно немножко вспахать, засыпать туда зерно и культивировать его. Мы не попали в НАТО. Да, это печально, но у нас есть шанс создать культурный центр Европы.
УКРАИНСКИЙ «ЛАТИНСКИЙ КВАРТАЛ»
М.Т.: — А что в ближайшее время будет засеивать Олег Скрипка на благодатную украинскую почву, кроме «Країни мрій» и «Рок-Січі»?
— Я впервые еду на «Славянский базар» в Беларусь. Буду представлять там украинский джаз 30—40-х годов. До сих пор украинского джаза будто не существовало, а теперь он будет звучать на «Славянском базаре». Мы заявим о том, что в 30—40-х годах в Украине был джаз, потом, возможно, еще кто-то что-то найдет и нам удастся создать отдельное культурное пространство — украинского джаза. В действительности точечными усилиями можно делать грандиозные вещи, в корне изменять отношение общества к определенным вещам. Также я близок к реализации идеи о создании украинского клуба, где будут собираться, общаться, объединяться люди, будут делать общие презентации, начинать общие проекты или просто будут приходить на кофе, который смогут выбирать в украиноязычном меню. Выражаясь на языке Остапа Бендера, это будет украинский «латинский квартал». Возможно, эту идею я воплощу уже в этом году. Лично я — уже на уровне автоматическом — хожу преимущественно в те кофейни, где есть украиноязычные официанты и где меня понимают.
Л.И.: — Так с этого все и начинается! Когда мы будем давать деньги тем, кто в нашей стране обслуживает нас так, как мы того хотим, страна изменится.
— Есть уже даже такой феномен — языковой туризм. Люди приезжают во Львов специально, чтобы официанты в кофейне разговаривали с ними на украинском языке.
Кстати, о туризме. Некоторые иностранные музыканты, которые приезжают в Киев всего-навсего на несколько дней, чтобы выступить на «Країні мрій», и, соответственно, ничего, кроме фестиваля, не видят, уезжают отсюда с невероятными впечатлениями. И потом, встречая их через несколько лет, можно услышать такое: «У вас в стране фантастическая атмосфера! Там все ходят в вышиванках...» Украинская реальность для них остается непознанной. В их представлении Украина — это «Країна мрій».
СПРАВКА «Дня»
VII Международный этнофестиваль «Країна мрій» состоится 10 и 11 июля на Спивочем поле в Киеве.
Организаторы уже обнародовали ориентировочную программу забавы. На территории «Країни мрій» традиционно расположится целый ряд сцен. Каждая со своими уникальными действами — «Кобзарская», «Под стенами Лавры», «Мастерская танцев», «Зеленая поляна», «Вечерняя сцена». Кроме того, уже традиционно будут работать Аллея Мастеров, Детская Мастерская, площадка Украинско-японского центра, интерактивные забавы от братства казацкого обычая «Спас».
Граждан «Країни мрій» в этом году ожидает отдельная литературная программа, которая будет разворачиваться одновременно на трех сценах. Книжную часть для фестиваля разработало издательство «Зеленый пес» и братья Капрановы.
— «Країна мрій» — это не тоталитарное государство, а федерация. Поэтому литературную часть для фестиваля разработали «под ключ» братья Капрановы, — рассказывает Олег Скрипка.
Следовательно, целый ряд литературных событий — в частности, первый в Украине Кобзарский слем, то есть, соревнование среди кобзарей в поэтическом мастерстве, победителя в котором определят зрители; представление литературы этнических сообществ Украины (болгары, румыны, венгры, ромы, греки-урумы, татары, гагаузы, караимы); литература регионов Украины (Одесщина, Буковина, Криворожье, Закарпатье, Слобожанщина); мастер-классы по каллиграфии, изготовлению бумаги, переплетению и иллюстрированию книжек — на площадке мастер-класса; поэтические чтения, встречи с украинскими писателями, песенная поэзия, а также большая книжная ярмарка. Напомним, что литературная ярмарка во время «Країни мрій» проводится не впервые. Впрочем, в этот раз она будет самой масштабной.
Входной билет на территорию «Країни мрій» будет стоить 30 гривен, а в партер около сцены — 100 грн. Вход на книжную ярмарку и литературные мероприятия — свободный.
Более детальная информация о фестивале — на сайте www.krainamriy.com.ua