Независимая ассоциация телерадиовещателей провела ежегодную (уже 9-тую) конференцию «Новые медиа — новые возможности», посвященную развитию цифровых медиа в Украине. Во время мероприятия, информационным партнером которого выступила газета «День», участники обсудили проблемы digital-рекламы, зачем digital радиостанциям, как контент блогеров влияет на качество человеческой жизни и что с этим делать...
В 2018-м глобальный рынок рекламы, по данным Zenith, составит 578 млрд долларов США. 80 миллиардов из которых — это digital-реклама. Причем свыше половины (61%) бюджетов онлайн-рекламы практически монопольно разделено между двумя глобальными игроками — AlphabetInc (материнская структура — Google) и Facebook. И это при том, отмечают специалисты, что стоимость рекламы у них в разы выше, чем у других игроков рынка.
После прошлогоднего скандала с размещением рекламы в «недружественном» контенте на платформе YouTube (входит в Google) крупнейшие рекламодатели значительно урезали бюджеты на digital. В частности компания P&G — на 41%, компания Unilever — на 59%. Львиную долю этих денег перераспределили на ТВ, которое может дать компаниям необходимые охватывания. В абсолютных суммах (в случае P&G) речь идет о распределении 7 миллиардов долларов.
Все больше денег рекламодателей выделяется на нативную рекламу (активнейший рост), поскольку она позволяет «убрать шлейф недоверия пользователей к рекламе». При этом рекламодатели хотят тратить больше даже не на «натовку», а на создание контента.
Один из интересных примеров, как технологии меняют рынки и рынок рекламы в частности, — применение искусственного интеллекта. Например, алкогольная марка JohnnieWalker использует ботов для общения с пользователями в соцсетях, искусственный интеллект использовал и Сanal + при запуске сериала «Молодой папа»: пользователи не подозревали, что имеют дело с ботом, думая, что общаются с реальными работниками компаний.
Украинский digital-рынок в этом году составит 200 миллионов долларов (данные Всеукраинской рекламной коалиции) — и это лишь 0,07% мирового. Кстати, Google и Facebook съедают 60% бюджета украинской онлайн-рекламы.
Эксперты оптимистично заявляют: нам есть куда расти, и мы будем расти. В частности, председатель Всеукраинской рекламной коалиции Максим ЛАЗЕБНИК во время конференции «Новые медиа — новые возможности» рассказал о тенденциях развития рекламного рынка в digital-сегменте. Во-первых, с 2016-го наблюдается рост бюджетов (после кризиса 2014 го) — правда, растут они пока только в гривневом эквиваленте. Во-вторых, вместе с ростом бюджетов увеличивается количество брендов, которые хотят рекламироваться, и это, подчеркнул Лазебник, «очень хороший сигнал».
Руководитель интернет-исследований Kantar TNS Анна ШАХДИНАРЯН, ссылаясь на данные исследования, отметила, что только за последний год количество интернет-пользователей выросло на 7%: если в начале 2017-го 63% населения Украины в возрасте от 12 до 70 лет пользовались интернетом, то в начале 2018-го — уже 70%.
В среднем украинцы тратят на интернет 5,5 часа в день, что значительно больше наших европейских соседей (4—5 часов). В мире этот показатель в среднем составляет 5 часов. Причина такой любви украинцев к интернету — его невысокая (по сравнению с соседними странами) стоимость. Выходят в интернет по-прежнему с помощью компьютеров и ноутбуков — 82%, но смартфоны за год выросли на 150%, достигнув отметки 74%. Часть планшетов — 21% (в основном благодаря мамам с детьми).
В интернете украинцы, прежде всего, «гуглят», сидят в соцсетях и пишут мейлы. Кстати, по данным Kantar TNS, просмотр видеоконтента несколько уступает в популярности чтению новостей на информационных интернет-страницах.
Главной дискуссией конференции стал разговор о качестве контента, предлагаемого блогерами. Обсуждение прошло при участии ведущего «Нового канала» и начинающего YouTube-блогера Александра Педана, генпродюсера «Украинского радио» Дмитрия Хоркина, популярного YouTube-блогера Андрея Немодрука (канал NDproduction и пр.). Модерировала обсуждение Вера Сливинская, директор агентства AIR Brands, которое занимается продвижением блогеров, будучи сертифицированным партнером YouTube. Участников панели представила исполнительный директор НАМ Екатерина МЯСНИКОВА. Она акцентировала внимание на главной теме секции: «Онлайн-»дебилизация» Реальная или мнимая угроза?» По ее мнению, контент YouTube-блогеров не выдерживает критики: «это такая игра на понижение, в которой очень трудно остановиться, потому что каждый новый треш требует еще большего треша в будущем блоге (видеоблоге)».
Эта тенденция также, очевидно, не является сугубо украинской. Многие называют того же Дональда Трампа шоуменом и считают, что именно популярность реалити-шоу в США привела к тому, что Трамп с присущим ему часто вульгарным и скандальным поведением смог получить поддержку на выборах.
По сути, диджитализация запустила определенные культурные сдвиги человечества. О них много говорят, называя это «визуальной культурой», «клиповым мышлением», «психологией компьютерных игр», «режимом гипертекста» (текст со ссылками) и тому подобное. «Постмодернизм». Информационная революция, которую породил интернет, подорвала за последние 15 лет весь мир и засыпала планету Земля и головы ее жителей информационными продуктами в астрономических масштабах. За какие-то 10—15 лет человечество сделало квантовый прыжок от недостаточного количества информации к ее безумному избытку. Как с этим справиться? Почему молодежь — в частности украинская — ищет в сети только развлечения, а интеллектуальный контент — тот, скажем, который сейчас пытается продуцировать «Суспільне ТБ» — не находит поддержки? Если рассматривать видеоблогеров как часть новых медиа, то не нуждаются ли они в стандартах работы, похожих на тех, по которым работают классические СМИ? И вообще, насколько возможно ввести в рамки интернет — среду информационной свободы, которая давно превратилась в информационную анархию? Если да, то кто должен это сделать? Искусственный интеллект? Алгоритмы вроде тех, которыми сейчас YouTube цензурирует видео, которые заливают его пользователи, на предмет порнографии, насилия? Все эти вопросы, к сожалению, несмотря на яркую и острую словесную перепалку между участниками дискуссии, остались без ответа. Уже во время перерыва в частном разговоре с журналистом «Дня» Александр Педан признался, что он выход видит в том, чтобы каждый, кто работает в интернете — размещает блоги, пишет новости, комментарии, истории и тому подобное, — был социально ответственным: нам же еще жить и стареть в этом мире. А еще дети, которые в будущем являются клиентами новых и классических медиа, должны учиться воспринимать сеть не только как источник бесконечных развлечений, но и как инструмент самообразования. А здесь уже без помощи школы, государства новым медиа не обойтись.