Признаться, с большим нежеланием смотрю канал ICTV. Мало что интересное можно там увидеть. Сплошные российские сериалы о показательных расправах с врагами РФ, о подвигах федералов в мятежных провинциях или наоборот: голливудские боевики с бесконечной стрельбой, да еще прилизанные и причесанные новости. Вот и все меню. Правда, есть еще нудное действо, именуемое «Свобода слова». Когда автор этих строк щелкнул кнопкой на пульте и с некоторым опозданием подключился к этой передаче, у трибуны стояла симпатичная дама, бодро вещавшая о какой-то процветающей стране, где стремительно возрастает благополучие ее граждан, в доказательство чего на мою голову обрушился водопад подтверждающих цифр. Сначала я подумал, что говорят о какой-нибудь Швейцарии, Нидерландах или Австрии, но оказалось... об Украине. А симпатичная дама — это Ирина Акимова, заместитель главы АП Левочкина. Ну, все понятно: выборы на горизонте. И нужно рассказать гражданам, как хорошо они живут под благодатным солнцем Партии регионов, а то ведь сами могут не догадаться... В долгом выступлении Ирины Акимовой звучали разные вариации на тему знаменитого предвыборного слогана: «Почую кожного!». Оказывается, лицо, произносившее его со всех рекламных щитов в 2010 году, снова готово слышать.
У А. Куликова обсуждали социальные инициативы Президента. Известный экономист г-н Розенко поинтересовался: «А где вы деньги на все эти благодеяния возьмете? Вам ведь ничего не остается, как печатать все новые инфляционные деньги». Г-жа Акимова немедленно применила то, что в логике называется argumentum ad hominem, проще говоря: а ты сам кто такой? Действительно, г-н Розенко был заместителем одного из министров экономического блока в правительстве Тимошенко. И, наверное, при желании в его прошлой деятельности можно найти изъяны. Но в данном случае это абсолютно ничего не меняет. Факты есть факты, независимо от того, кто их озвучил. Печальная же истина, на которую указал Розенко, состоит в том, что денег в бюджете нет. Откуда же упадет на население эта региональная манна небесная? Рассказы о налогах на богатство, введенных Партией регионов, вообще ничего, кроме улыбки, вызвать не могут. Это что, они себя любимых начнут «ощипывать»? Скорее все окончится очередным ограблением среднего класса. Нет, конечно, до выборов они поговорят, пламенные большевистские спичи произнесут, даже будут призывать к «черному переделу», но закончатся выборы — и прекратятся все эти «якобинские» речи...
Оппозиционер Сергей Соболев спрогнозировал, что в 4-м квартале 2012 года нас постигнет крах системы здравоохранения и образования, что вполне накладывается на катастрофические предсказания экономиста Владимира Ланового. Оппозиционера решила немедленно поставить на место представительница консалтингового центра с характерным названием «Партія влади». Вопрос задала вполне в духе названия: «Нужно ли повышать социальные стандарты?». А что бы вы ответили, если бы спросили вас: «Хорошо ли быть богатым и здоровым?». По словам Соболева, все миллиарды, выделенные якобы на народное благо, уйдут в оффшоры, скорее всего, на Кипр, в банках которого содержится до 80% всех незаплаченных в Украине налогов. Депутат напомнил, что до прихода к власти ПР в Верховной Раде четыре раза голосовали за разрыв оффшорного соглашения с Кипром. Но все голосования провалились, может, и потому, что Партия регионов ни разу не дала ни одного голоса «за». Правильно. Они что, самоубийцы, что ли?
А у Шустера обсуждали кошмарное преступление в Николаеве, где трое выродков изнасиловали, искалечили и пытались сжечь девушку. А местная юстиция двоих из них выпустила погулять на свободе. Одного морального урода показали на экране, честно говоря, он мало производил впечатление человека. Разгоревшийся скандал был связан с тем, что Украина снова столкнулась с проблемой мажоров, постоянно претендующих на особое правоприменение и за редчайшими исключениями его добивающихся. Мажоры в Украине имеют негласный юридический иммунитет. А их беспредел связан с культивируемой в стране атмосферой безнаказанности социальной верхушки, отсутствием равенства всех граждан перед Законом, коррумпированностью судов и правоохранительных органов. У нас есть слой населения небезосновательно убежденный в том, что от ответственности за любое преступление они всегда смогут откупиться или спрятаться за спины высшей власти. Возмущенные жители Николаева вышли на площадь, потому что люди хотят законности, той законности, которой нет сегодня в нашем клептократически-феодальном государстве. Среди николаевцев, собравшихся перед телекамерой Первого Национального телеканала, не нашлось ни одного человека, который бы доверял нашей судебной системе. Власть покрывает мажоров. Но, кроме этого очевидного обстоятельства, есть еще одно. Наше общество опустилось на нижние цивилизационные этажи, в те уже преодоленные человечеством формы социальной организации, где существуют разделения людей на первый, второй, пятый, десятый сорт. У нас формируются (уже сформировались!) социальные касты, как в древней Индии. Есть граждане, которым можно все, и есть те, кто лишен всякой защиты со стороны государства.
Кроме протестов, звучали и конкретные предложения. Например, чтобы судьи не назначались, а избирались населением. Тогда можно было бы распустить и Высший совет юстиции, который несет огромную ответственность за нынешнее состояние судебной системы. Не мешало бы, кроме общегосударственной милиции, создать и муниципальную, руководители которой избирались бы гражданами конкретного населенного пункта и отчитывались перед ними (вспомним систему шерифов в США).
Коммунистический вождь Петр Симоненко предложил вернуть смертную казнь. Ну, любят коммунисты это дело. Хотя есть основания опасаться, что при нашем весьма своеобразном правосудии казнить будут совсем не тех, кто этого заслуживает. А уж мажоры точно не получат «вышку»... Жаль только, что П. Симоненко не знаком с сентенцией своего «отца и учителя» В. И. Ленина о том, что «дело не в жестокости наказания, а в его неотвратимости».
Реакция жителей Николаева на реакцию властей на жестокое преступление показывает, что «третье сословие», простые люди, постепенно поднимаются против диктатуры отечественных неофеодалов.
Затем к Шустеру пришел С. Тигипко, завершивший свой политический путь, как и следовало ожидать, в Партии регионов. Шустер, очевидно, долго думал, прежде чем родить «изощренный» вопрос вице-премьеру: «Социальные инициативы Президента — это борьба с бедностью или борьба за избирателя?» Как отвечают в таких случаях в славном городе Одессе: «Или!». Комментировать рассказы С. Тигипко о колоссальном росте жизненного уровня украинцев за 2 года «эры Януковича» я не стану, тем более, что моя землячка, крымчанка Людмила Денисова, экс-министр социальной политики, обвинила С. Тигипко и теперь уже его Партию регионов в шулерстве и манипуляции цифрами. Тигипко отбивался, обижался и возмущался, но как-то неубедительно...
Евгений Киселев на «Интере» набросился на редкого гостя прямого эфира Александра Турчинова с то ли вопросом, то ли обвинением: «Почему у вас рейтинги плохие?». Плохие — это 13,1% за «Батьківщину» (по версии Киевского международного института социологии) против 17,3% за Партию регионов. Учитывая разницу в их объективном положении, для «Батьківщини» это весьма позитивный результат. Турчинов посочувствовал ПР, но обнадежил регионалов тем, что Институт социологии НАН Украины теперь, после принудительного посещения его Ученым советом СБУ, будет давать им намного более радужные рейтинги. Он также сослался на социологическую фундацию «Рейтинг», по данным которой «Батьківщина» опережает Партию регионов, и разрыв растет. Евгений Киселев, и это было заметно, несколько нервничал. Вряд ли тем, кто стоит за телеканалом «Интер», очень симпатичны такие гости ведущего, как Александр Турчинов, хотя он и не принадлежит к блестящим публичным политикам, это скорее типичный «серый кардинал».
Гость обратил внимание на то, что ныне до 20% граждан Украины отказываются отвечать на вопросы социологов. Боятся. Раньше такого не было. Турчинов еще раз повторил вещи общеизвестные: в Украине нет правосудия. Позволю себе снова процитировать древнего богослова Августина Блаженного: государство, где нет правосудия, это просто шайка разбойников.
Прозвучали и вопросы от журналистской общественности, в том числе экзотические. Журналист Калныш спросил: почему Ю. Тимошенко, находясь в СИЗО и колонии, не выступила с программным заявлением, эдаким «Качановским манифестом?». Когда г-н Калныш окажется в СИЗО (не дай Бог ему такого!), я посмотрю, сможет ли он там написать книгу очерков. Состояние нашего журналистского сообщества — отдельная и печальная история. Тот же Калныш добивался раскрытия диагноза Ю. Тимошенко, видимо, напрочь забыв о понятии врачебной тайны.
Но были и вопросы вполне справедливые, по делу. Жаль, что Турчинов не стремился на них отвечать. Вот, например: почему народ, глубоко презирая власть, не верит оппозиции и не спешит ее поддерживать? А журналист Высоцкий прямо бросил Турчинову: разве не вы строили партию на поддержке «денежных мешков» и тем самым запрограммировали «тушканизацию»? Вопрошаемый от ответа уклонился. Беда в том, что честные, порядочные люди, истинные борцы нашей номенклатурной оппозиции не нужны, поскольку у них нет «золотого запаса». Зато другие сразу находят путь к сердцам оппозиционных начальников. Не зря ведь ходят слухи о том, что от «Батьківщини» по одному из мажоритарных округов пойдет известнейший кучмист Александр Волков, которого во времена пребывания у власти его патрона называли «директором Верховной Рады». Случись такое, и очень многие избиратели отвернутся от оппозиции. Почему не делаются выводы? Тимошенко уже брала на «перевоспитание» кучмовских олигархов, и это окончилось для нее тюрьмой.
Есть еще одна принципиальная проблема: оппозиция хочет поменять персоналии во власти или саму систему власти, в чем действительно нуждается Украина? Складывается впечатление, что оппозицию не устраивают люди у властных рычагов, а не порочная организация власти как таковой. Необходимо фундаментально изменить сами правила игры в обществе, иначе чехарда начальников ничего не даст. Но вот на эти темы наши пламенные оппозиционеры спорить не любят. Кажется, во власти их устраивает все, кроме того, что их самих там нет. Вадим Денисенко, редактор «Комментариев», задал провокационный вопрос: появится ли в избирательных списках оппозиции В. Ющенко? Турчинов ответил: «Ющенко сделал все, чтобы Янукович стал Президентом, а потому В. Ющенко заслужил почетное место в избирательном списке Партии регионов».
А в одной из программ «Итоги дня» на «5 канале» обсуждали запрет (или слухи о таковом) российского пропагандистского фильма «Август. Восьмого». Не буду характеризовать сам фильм, немало коллег это уже сделали. Обращу внимание лишь на особенности дискуссии в студии «5-го», куда пригласили гражданина соседней страны, руководителя российско-украинского информационного центра Олега Бондаренко. Это до боли знакомый тип шустрых и беззастенчивых московских юношей. Было крайне неприятно наблюдать, как О. Бондаренко мимикой и издевательским смехом демонстрировал свое отношение и к Грузии, и к Украине. Сначала москвич авторитетно проинформировал украинцев о том, что в России «не снимается пропагандистское кино». Без комментариев. Затем он с удовольствием высмеял стремление украинцев к равноправию с Россией, популярно объяснив, что мир делится на страны, которые принимают решения (к числу которых бесспорно принадлежит РФ), и страны, которые должны их выполнять (к числу которых относится Украина). Бондаренко продемонстрировал, что социуму, который он представляет, категория равенства, равноправия неведома. Фактически он заявил, что никакие равноправные отношения между РФ и Украиной невозможны в принципе. Действительно, Россия с ее Евразией, «ЕЭПами», «таможенными союзами» — это вам не Европейский Союз, где крохотный Люксембург имеет такой же один голос, как и экономически огромная ФРГ. Бондаренко против своей воли признал, что в любом союзе с Россией Украина будет второсортной и бесправной. Что ж, россиянину Олегу Бондаренко — отдельное спасибо за то, что он еще раз об этом напомнил, честно и искренне подтвердив все тезисы украинских националистов по поводу украинско-российских отношений...
Относительно запрета (?) российского фильма ведущий Святослав Цеголко наивно выразил опасение на предмет возможной информационной войны со стороны России. А что мы имеем все 20 лет нашей независимости? Неужели информационный мир? Российская информационная оккупация Украины — это факт, который должен быть осознан и преодолен, причем не пустым отрицанием, а созданием собственной мощной информационной сферы.