Скандал вокруг последнего выпуска программы «Закрытая зона» на телеканале «Прямой», в принципе, не является ни неожиданностью, ни примечательным событием для украинского медиапространства. Политиками-телеведущими и компроматом на политических оппонентов в эфире нас уже давно не удивишь. Впрочем, передача «Закрытая зона» от 17 февраля вызвала невероятный резонанс в медиасреде и социальных сетях.
Возможно, дело в личностях как фигурантов скандальной программы, так и ее автора.
Владимир Арьев — без какого-либо преувеличения — является метром современной украинской журналистики. Один из его наиболее известных телепроектов — программа журналистских расследований «Закрытая зона». Передача выходила на «5-ом канале» в период Помаранчевой революции, с марта 2004 по декабрь 2005 года. «Закрытая зона» была пионером журналистских расследований и получила в свое время две премии «Телетриумфа».
Многие до сих пор помнят громкие расследования команды Арьева, которые всегда вызывали споры, провоцировали скандалы и порождали подозрения в заангажированности.
Программа-расследование имела самые рейтинговые показатели на «5-ом канале». Всего тогда вышло 150 выпусков «Закрытой зоны». Творческий успех «Закрытой зоны» в целом и побудил к развитию этого жанра в украинских медиа.
В 2007 году Владимир Арьев ушел в политику.
Он избирался народным депутатом трех созывов: 6-го — от «Нашей Украины — Народной самообороны» (НУНС), 7-го — от «Батьківщини» и 8-го — от Блока Петра Порошенко. В январе 2015 года он был избран главой украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы. Владимир Арьев является вице-президентом этой организации, был главой на пленарных заседаниях.
Экс-журналист сделал очень много, чтобы Совет Европы не снял санкции с РФ, чтобы российская делегация, обходными путями, не вернулась на заседание ПАСЕ вопреки решению Ассамблеи. Впрочем, в прошлом году он решил вернуться на телевидение со своим «звездным» проектом «Закрытая зона». Эфир для возрожденной программы предоставил телеканал «Прямой».
«Легендарная программа Владимира Арьева «Закрытая зона» была первой и значимой программой журналистских расследований в украинском медиапространстве. Для нашей команды большая честь, что Арьев согласился возродить ее именно на нашем канале», — так в прошлом году прокомментировал решение канала генеральный продюсер «Прямого» Алексей Семенов. «...Это будет новая программа, абсолютно другой формат. Все будет современно и красиво подано, элегантно. Обещаю, будет круто», — рассказал тогда Семенов в интервью «Дню».
Сам Владимир Арьев заявил (написал в «Фейсбуке»), что речь идет «о просветительском проекте, который поможет разобраться в информационном потоке». «Я вижу, что сейчас очень много манипуляций, лжи и дезинформации, которая не соответствует действительности. В этом потоке люди не разбираются. Я хочу научить людей думать, а не рефлексировать. Именно это и побудило меня восстановить проект в новой форме», — добавил он в интервью «Укринформу».
Политик отметил, что новая «Закрытая зона» станет не журналистским, а творческим проектом. «Это авторская творческая деятельность, которая разрешена законодательством, это не журналистская деятельность», — отметил Арьев, добавив, что творческая деятельность народных депутатов Украины разрешена законодательством и что он не будет получать заработную плату на телеканале.
От «старой» «Закрытой зоны» новая программа отличается более статическим (экономным) подходом к сюжетам, более политическим, а не общественно-важным, подходом при отборе тем, а также фиксацией не на самих событиях или фактах, а на личностях. Обычно речь идет о политиках. Если первое можно объяснить более скромным финансированием, то второе, наверное, и является проявлением новой концепции «Закрытой зоны» как авторского, творческого продукта.
В результате программа теперь больше похожа не на журналистские расследования, а на презентацию авторской версии событий и авторскую оценку персон, которые принимают участие в этих событиях. Впрочем, скандальность и противоречивость «старой» «Закрытой зоны» сохранилась и в новом варианте программы.
Яркий пример — программа от 17 февраля, которая вызвала большой и неоднозначный резонанс.
«Владимир АРЬЕВ: Несколько недель назад я прочитал признание Олега Рыбачука, бывшего главы Администрации президента Ющенко, а ныне руководителя «зонтичной» структуры избранных общественных организаций. Он сказал, что сотрудничал с КГБ СССР. Тогда команда «Закрытой зоны» решила выяснить, кто из бывших топов является или был сотрудником советских и российских спецслужб, где бывших, как известно, не бывает. В ходе поисков журналисты раскрыли самые неожиданные имена. Журналисты «Прямого» обнаружили, что связи Валентина Наливайченко ведут на Лубянку», — так начинается программа.
Дальше — все в том же духе, с привлечением экспертов, как из числа бывших спецслужбистов, так и т.н. активистов, которые единодушно поддержали именно эту версию.
Мнения Наливайченко и Рыбачука в передаче не прозвучали.
После выхода программы Олег Рыбачук, соратник Валентина Наливайченко Маркиян Лубкивский, журналистисты других телеканалов — ведущий Эспрессо.TV Сергей Руденко, шеф-редактор департамента информационного вещания и информационно-аналитических программ ZIK Роман Недзельский в довольно жесткой форме выразили в «Фейсбуке» свое возмущение необъективностью передачи.
Рыбачук, в частности, написал: «Хочу поддержать «разаблачительные потуги», которые никак не становятся хайпом. (Владимир Арьев, сделайте общую программу с Пиховшиком, он много лет фундаментально расследовал мою подрывную деятельность как агента ЦРУ. Меняются режимы — меняются «разоблачения»), надо копать глубже — где-то точно должен появиться «Моссад».
Роман Недзельский во время обсуждения на ФБ «Закрытой зоны» с автором передачи отметил: «Если даже вы хотели донести, по вашему мнению, правду, из-за нарушения стандартов это теперь воспринимается, как политическое мочилово».
Но Арьев не согласился с обвинениями в свой адрес. «Я не журналист, а автор программы, который не скрывает своих политических взглядов. И, в отличие от «ньюсванов-зиков», которые сервильно относятся к врагам Украины, я иду против них открыто. Мне, если честно, не интересно, что думают обо всем этом в украинской медиатусовке, ведь меня, в отличие от нерентабельных сучукрмедиа, купить невозможно. Говорю то, что думаю. И продолжу так же — нравится это или нет», — заявил депутат.
В принципе, Владимир Арьев с самого начала предупреждал, что передача будет только творческой наработкой его как народного депутата, а не журналистикой. То, что его программа ВЫГЛЯДИТ, как журналистская работа, не меняет того факта, что она является всего лишь ЗАЯВЛЕНИЕМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОЛИТИКА, просто поданном В ФОРМАТЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ. Согласитесь, странно требовать от политического памфлета соответствия нормам и правилам журналистики.
Другой вопрос, что теперь телепространство Украины под завязку заполнено вместо полноценных информационно-аналитических программ авторскими передачами депутатов или политических деятелей пока без мандата, которые с утра до ночи ведут свои разговоры о политике. И Арьев, кстати, не единственный бывший журналист, который выходит в эфир, имея на руках мандат нардепа.
Это системная проблема, и чем ближе к выборам, тем актуальнее она будет становиться. В один прекрасный день на наших коммерческих телеканалах может не остаться НИ ОДНОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОГРАММЫ. Вместо этого все заполнит творчество нардепов, лидеров партий, других политиков помельче.
Понятно, почему происходит этот процесс медиамутации. Если вместо телеканалов-СМИ у нас есть телеканалы как инструменты влияния, то и методы работы в них будут соответствующими. Если владелец и/или инвестор медиа хочет видеть и заказывает откровенную пропаганду, прямое мочилово политических оппонентов, то ничего нельзя сделать — именно такие передачи мы будем видеть каждый раз, когда будем включать свои телевизоры.
Самым страшным в этом явлении политизирования ТВ является тот факт, что аудитория одобрительно относится именно к таким форматам. Чем больше громких обвинений, пикантных подробностей и скандальных разоблачений, тем выше будут рейтинги программ. Даже если однажды их авторы вообще отбросят объективные факты и начнут транслировать сплошную «свою точку зрения». Если будет весело, интересно, не скучно — что еще людям надо? В конце концов, они же с радостью смотрят шоу экстрасенсов!
Как можно спасти телеканалы от деградации и превращения их исключительно в инструменты политической борьбы, манипулирования и внушения? Ответ очень простой — нужно, чтобы ТВ наконец начало создавать, а зрители начали смотреть и обсуждать настоящие журналистские (!) программы. Как, в принципе, и происходит в любых демократических странах. Это раз. И два — политикам нужно все же как-то изменить свое отношение к СМИ исключительно как к инструменту влияния на электорат. Подмять под себя «четвертую власть», конечно, нетрудно, но без независимых СМИ построить в Украине европейскую демократию невозможно. Впрочем, кажется, этот факт никого не останавливает.