Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От Черного хребта до черной комедии

В Киеве завершился 49 международный кинофестиваль «Молодость»
4 сентября, 2020 - 12:54
ЕДВА ЛИ НЕ ГЛАВНЫМ ТРИУМФАНТОМ В КОРОТКОМ ЖАНРЕ ОКАЗАЛСЯ «БУЛЬМАСТИФ» АНАСТАСИИ БУКОВСКОЙ — ДОЧЕРИ ВЕДУЩЕГО УКРАИНСКОГО ДОКУМЕНТАЛИСТА СЕРГЕЯ БУКОВСКОГО

Церемония награждения состоялась под Аркой дружбы народов. После вручения призов прошла украинская премьера документального фильма режиссера Ирины Цилык «Земля голубая, будто апельсин».

Долгое время само проведение фестиваля было под вопросом. В конце концов, в начале лета стало известно, что «Молодость» состоится, правда, в совершенно нетипичное для нее время — с 22 по 30 августа.

В условиях, когда кинотеатры длительное время не работали, когда новых фильмов в прокате все еще мало, когда главный конкурент — Одесский фестиваль — ушел в интернет, нынешняя «Молодость» получила шанс стать ведущим кинособытием года — и воспользовалась им.

Конкурсы проходили в 4 категориях: полнометражный игровой дебют, короткометражный фильм, студенческий фильм, национальный короткий метр. В каждой из категорий присуждается статуэтка «Скифский олень» и денежная премия $ 2000. Гран-при за лучший фильм — «Скифский олень» и $ 10000.  Есть также призы ФИПРЕССИ, экуменического жюри и параллельный конкурс фильмов на ЛГБТ-тематику Sunny Bunny ( «Солнечный зайчик «).

Международный конкурс оценивало жюри, в которое вошли основатель компании по производству и дистрибуции LOCO FILMS Лоран Даниэлу (Франция, председатель), украино-голливудская актриса Иванна Сахно, актриса и кинопродюсер Айсте ДИРЖЮТЕ (Литва), экс-глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко (Украина), режиссер Виктория Трофименко (Украина).

Лучшим студенческим фильмом признали «Спокойной ночи» (Энтони НТИ, Бельгия-Гана), а лучшей короткометражкой — новеллу «Бульмастиф» (Анастасия Буковская, Украина).

В Национальном конкурсе имел первенство «Схрон» (Оксана Войтенко, Украина).

Приз зрительских симпатий и приз жюри международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ достался «Двум» (Филиппо МЕНЕГЕТТИ, Франция-Люксембург-Бельгия).

Лучшим полнометражным дебютом жюри назвало «Мой утренний смех» (Марк Джорджевич, Сербия).

Наконец, Гран-при разделили между фильмами, снятыми в разных частях Америки женщинами-режиссерами: «Особыми приметами» (Фернандо Валадес, Мексика-Испания) и «Твоим ходом» (Мириам Верро, Канада).

Далее мы расскажем о главных призерах и об украинском кино на фестивале.

МИР

Выходя на сцену, члены жюри отметили, что выбор перед ними стоял сложный, поскольку уровень большинства конкурсных картин был высоким. И это не фигура речи: последнее десятилетие команда «Молодости» ведет тщательный отбор в свои программы, в том числе на крупных зарубежных кинофорумах, что и позволяет формировать сильный полнометражный конкурс. Большинство работ в нем составили камерные, семейные драмы. Центральные мотивы историй — конфликт между родителями и детьми ( «Мой утренний смех», «Двое», «Вполне нормальная семья» (Дания), «Смерть кино и моего отца» (Израиль), «Копатель» (Греция) «Вкус фо «(Польша)), противостояние традиционного и современного укладов («Вкус фо», «Копатель», «Твой ход»), трудности взросления («Твой ход»,» Вполне нормальная семья»,» Охос-Негрос «( Испания)). С манерой выражения дебютанты не экспериментировали. Исключения подтверждают правило: в «Смерти кино и моего отца» Дани РОЗЕНБЕРГ смешивает основную историю и сюжет киносъемок так, что одно нельзя отличить от другого, и это скорее вредит повествованию, а литовский режиссер-антрополог Мантас Кведаравичюс в «Парфеноне» разрушает фабулу ради создания визуального потока сознания главного героя и в результате получает разрозненную последовательность более или менее ярких эпизодов — но не фильм как таковой.

Как представляется, в картинах-призерах стилистика и содержание были сбалансированы должным образом.

«Двое»

Итальянец Филиппо Менегетти (1980 г. н. р.) начинал как документалист, а в игровом дебюте ему сопутствовала редкая удача: получить в актерский состав легендарную Барбару Сукову. Снималась у Райнера Вернера Фассбиндера, Маргареты фон Тротт, Фолькера Шлендорфа, Ларса фон Триера, Дэвида Кроненберга, увенчанная наградами Канн и Венеции, и сейчас, в свои 70, она находится в отличной актерской форме. В «Двух» Барбара играет Нину — пожилую лесбиянку, скрывающую связь с более решительной и настойчивой Мадлен (Мартин ШЕВАЛЬЕ) от собственных детей. Они мечтают наконец «выйти из шкафа», сделать каминг-аут, переехать в Рим, но для Нины все непросто, тем более что в самый неожиданный момент ее разбивает инсульт. С этого момента фильм становится мастер-классом Суковой: настолько выразительно играть полностью парализованную женщину, а потом исполнять постепенный выход из паралича вместе с любовными порывами может только она. Собственно, это осмысленное и тонкое присутствие на экране и держит на плаву всю картину, в других моментах близкую к мелодраме.

«Мой утренний смех»

Главный герой «Моего утреннего смеха» Деян — удивительное создание, которое в свои тридцать полностью зависит от не в меру заботливой мамы и не имеет ни девушки, ни нормальной работы (подменяет время от времени учителя истории в школе). Мать пытается найти довольно оригинальные пути к развитию сына: консультация у строгого мужика-астролога, дающего советы Деяну о правильной мастурбации — это настоящий фильм в фильме. Апогея весь этот невидимый миру смех достигает в финале — столь затейливо снятую и сыгранную сцену секса сложно даже вспомнить.

Общий эффект усиливает преувеличенно серьезная игра. Никто не смеется ни утром, ни в другое время суток. Непроницаэмые лица, с которыми актеры и актрисы делают то, что делают, — пожалуй, единственно верная интонация на этом параде тихого абсурда. Фильм Джорджевича — очередное доказательство того, что сербам как наследникам югославской киношколы, несмотря на все потрясения, удалось сохранить лучшие черты этой традиции — в первую очередь умение делать комедии, пропитанные первоклассным черным юмором.

«Особые приметы»

«Особые приметы» посвящены одной из самых страшных тем сегодняшней жизни в Мексике — убийствам и исчезновением людей, которые отправляются в США на нелегальную работу. Героиня, 48-летняя Магдалена (Мерседес Эрнандеса), которая выглядит на все 60, отправляется на поиски своего сына, пропавшего на пути к границе. Проезжая безлюдные города и пустынные пейзажи, она знакомится с Мигелем — юношей, которого недавно депортировали из США. Дальше отправляются вместе: Магдалена ищет сына, а Мигель стремится снова увидеть свою мать на территории, где давно исчезла даже иллюзия правопорядка. Реальная власть принадлежит бандам, грабящим и убивающим всех приезжих. Сильная сторона фильма — эффектные натурные съемки (Клаудиа Бесерриль), и тем невыносимее события, разворачивающиеся на этих впечатляющих подмостках. Мигель в конце концов погибает, а Магдалена все же встречает сына — но лучше бы она оставалась в неведении, поскольку он теперь — один из убийц. История простая и трагическая, без лишних оттенков и двусмысленностей — что особенно ценно в эпоху постправды.

«Твой ход»

«Твой ход», снятый на северной оконечности континента, также полон завораживающих картин природы (оператор — Николас КАННИЧОНИ), впрочем, конфликт здесь иного рода: между традиционным укладом и западной модернизацией. Сюжет строится вокруг отношений двух подруг в обществе индейцев-инну — аборигенов Квебека. Они живут в резервации, при этом у Микуан есть любящая семья, а Шанисс связалась со склонным к насилию Грегом. Еще в детстве девушки пообещали друг другу держаться вместе несмотря ни на что. Однако на пороге совершеннолетия их дружба оказывается под угрозой: Микуан влюбляется в белого парня и хочет уехать из резервации, чтобы развивать свой талант писательницы.

Весь фильм — это признание Мириам Верро в любви к инну, к их культуре, обычаям. Микуан заканчивает колледж и становится голосом своего народа. На самом деле западный и традиционный типы цивилизации вполне могут сосуществовать и обогащать друг друга — таков главный итог «Твоего хода».

УКРАИНА

Особенно радует, что национальный кинематограф был представлен на «Молодости» широко и разнообразно, в частности, во всех трех международных конкурсах: в студенческом — «Дом, милый дом» (Анна МОРОЗОВА), «Мы больше никогда не заблудимся вместе» (Евгений КОШИН, Украина-Турция), в короткометражном — «Бульмастиф», в полнометражном — «Парфенон» (Мантас Кведаравичюс, Литва-Украина-Франция). В Национальном конкурсе одних короткометражек — 24. Отдельного внимания заслуживали «Украинские премьеры» — 8 полнометражных работ, снятых в течение последних 2 лет.

Победительница Национального конкурса, новелла о воинах УПА «Схрон» интересна тем, что пафос, присущий историческом кино, в ней уравновешен непростым этическим выбором, перед которым предстали как командир повстанцев, так и командующий отрядом НКВД. Получая награду, режиссер Оксана Войтенко не могла сдержать слез — фильм снимался, по сути, на волонтерских началах и стоил группе больших усилий.

Чуть ли не главным триумфантом в коротком жанре оказался «Бульмастиф» Анастасии Буковской — дочери ведущего украинского документалиста Сергея Буковского (который, кстати, в 1987 г. получил приз «Молодости» за фильм «Завтра праздник», в «Бульмастиф» сыграла его мать — опытная актриса Нина АНТОНОВА) — кроме победы среди профессиональных коротких метров, он получил награду экуменического жюри и специальный диплом жюри Национального конкурса.

Этот сюжет основан на реальных событиях. Молодой человек, ветеран АТО (в исполнении Евгения Ламаха, чья звезда взошла после главной роли в военной драме «Черкассы») с тяжелой формой посттравматического стрессового расстройства, подбирает на улице огромного заблудившегося пса породы бульмастиф. Несмотря на грозный вид и недобрую славу породы как «псов-убийц», Рой оказывается добрым и преданным другом — настоящим спасением для измученного героя. Но вдруг находится предыдущий хозяин собаки — тоже ветеран АТО, который находится в еще худшей ситуации. И тогда парень отправляется в приют для бездомных животных, чтобы спасти от усыпления другое заброшенное существо.

Мастерская драматургия и четкий нравственный императив делают эту картину незабываемой.

Если же говорить о самых заметных внеконкурсных событиях, то одна из них — долгожданная премьера украинского англоязычного триллера Let It Snow.

Еще в начале июля стало известно, что крупнейший в мире американский прокатчик Lionsgate через свою компанию Grindstone Entertainment приобрел права на эту картину. Главные роли в фильме исполнили Иванна Сахно ( «Леся + Рома», «Иван Сила», «Шпион, который меня бросил», «Тихоокеанский рубеж: Восстание»), Алекс Хафнер («Погружение», «Советник») и Тинатин ДАЛАКИШВИЛИ ( «Звезда», «Любовь с акцентом», «Эбигейл»). Фильм создан в копродукции Украины, США и Испании. Режиссер картины — Станислав Капралов, продюсер — Сергей ЛАВРЕНЮК (Solar Media Entertainment), ко-продюсеры — Ян Фишер, Роджер Корби (FishCorb Films) и Станислав Капралов.

Let It Snow ( «буквально «Пусть идет снег») — название популярной рождественской песни. Сюжет фильма разворачивается среди зимних гор. Молодая сноубордистка (Иванна Сахно) приезжает с женихом в Грузию, на горнолыжный курорт. Особенно их привлекает Черный хребет с крутыми заснеженными склонами, и они отправляются туда даже несмотря на слухи, что там регулярно исчезают или погибают туристы. Слухи оказываются правдой: на пару устраивает настоящую охоту безликий, безжалостный и изобретателенный в этой безжалостности водитель на черном снегоходе.

Триллер — жанр очень сложный, тем более для кинематографов, только встающих на ноги. Тем не менее, Капралову удалось, насколько это возможно, приблизиться к профессиональному стандарту. Let It Snow захватывающий, напряженный, местами пугающий. Сахно раскрывается как искусная драматическая актриса. Отдельно хочется отметить работу оператора Евгения Усанова — его съемки гор и того, что в этих горах происходит, имеют истинно голливудский размах и зрелищность.

Во внеконкурсной программе «Украинская премьеры» хватало зрелищных и интересных работ, но отдельно хочется рассказать о трех неигровых фильмах.

Два из них имеют вполне красноречивые названия: «Поезд «Киев — Война»» (Корней ГРИЦЮК) и «Парень войны» (Сиприен КЛЕМАН-ДЕЛЬМАС, Игорь КОСЕНКО, Германия-Чехия-Украина). Впрочем, в обоих случаях показана не война, а приближение к ней.

Грицюк, чье имя стало известным после стилизованной под документалистику антиутопии «2020. Безлюдная страна « (2018), сам родом из Донецка. В поезд «Киев-Константиновка», собственно и известный как «Киев-война», он садится, чтобы сделать срез общества, так или иначе привязанного к войне, — общается с проводниками и пассажирами. Кто-то за Зеленского, кто-то против; есть «ватники», есть и патриоты Украины. Много людей, травмированных войной, а есть те, кто ее не замечает, вполне комфортно замкнувшись в своем «мыльном пузыре». Грицюку удалось собрать впечатляющие истории, описать красивые портреты, но, кажется, местами он не знает, как справиться со столь обильным и разнообразным материалом, который таки не сложился в целостный рассказ.

 «Парень войны» — работа гораздо более камерная. Сиприен Клемон-Дельмас и Игорь Косенко познакомились в киношколе ESCAC в Испании и уже имеют опыт сотрудничества. Сиприен — фотограф и кинематографист из Парижа. Занимается социальными проектам, среди которых — киномастерская для заключенных. Режиссер Игорь Косенко родился в 1983 г. в Украине. Учился в Американском институте киноискусства, работает кинооператором в Лос-Анджелесе.

Герой — восемнадцатилетний Артем, этнический русский, одержимый оружием и военным делом, из семьи военных. Его отец погиб в Афганистане, брат служит в ФСБ, сам Артем решает пойти в добровольческий батальон защищать Украину. Весь фильм видим его подготовку, его бег с автоматом, учебные стрельбы из пистолета под наставничеством деда — ветерана другой войны, Второй мировой. А также — его отношения с матерью, представленной озабоченным голосом в телефоне, с девушкой Машей. Сиприен и Игорь вроде бы только наблюдают, пускают сюжет по течению ежедневной рутины, но именно эту повседневность улавливают и передают с такой кинематографической убедительностью, что до последнего момента сомневаешься — это игровой фильм или нет. Артем все никак не попадет на передовую, даже в финале сидя на кровати в казарме и довольно умело передавая звуки стрельбы губами. Но война вспыхивает уже за кадром — канонадой и взрывами на заключительных титрах, и это производит гораздо более сильное впечатление, чем настоящий бой перед нашими глазами.

«Зарваница» — о мирных территориях. Соавторы Ярема МАЛАЩУК и Роман ХИМЕЙ в качестве видеоартистов получили специальную награду PinchukArtCentre в 2018 г. и главную — в 2020 г., Гран-при в конкурсе «Молодые украинские художники» (МУХи) в 2019 г. Как операторы сотрудничали с голландским дуэтом Metahaven ( «Родной город», 2018) и режиссером Филиппом Сотниченко ( «Сын», 2015, «Технический перерыв», 2017). Их сквозная тема — толпа, человеческое сообщество.

В Пинчук-центре они победили с 16-минутным видео «Прямая трансляция», где ансамбль танцоров в советских военных мундирах в каком холодно-официальном вестибюле без музыки (!) исполнял номера из своего радостного репертуара, удивительным образом вписываясь в привычную жизнь учреждения. С виду документальная, эта работа на самом деле была тщательно срежиссирована.

В «Зарванице» Ярема и Роман исходят из диаметрально противоположных обстоятельств: снимают группу паломников, отправляющихся в 7-дневный пеший поход: никакой постановки, неигровое роуд-муви, в котором точно известна только конечная цель.

Зарваница — особо почитаемое место грекокатолицизма. Здесь находятся знаменитая икона Божьей Матери Зарваницкой, одна из крупнейших подольских святынь УГКЦ — Зарваницкий духовный центр, а также построенный в 2018 г. «Украинский Иерусалим» — уменьшенная реплика комплекса культовых сооружений Святой Земли. Ежегодно туда стекаются тысячи верующих. Малащук и Химей следят за паломниками из знаменитого села Криворовня, выделяя несколько характеров из живописной толпы.

У каждого здесь своя тихая доблесть, своя красота и свое чудачество. Режиссеры и не скрывают своего восхищения. Один из самых трогательных моментов — когда Ярема для удачного кадра руководит на удивление красивой юной парой; оба в конце оказываются глухонемыми.

В общем, визуальное поле фильма — с его видами, ритуалами, поющими процессиями, откровенным китчем (вроде белого лебедя из шин) достигает местами истинно барочной насыщенности. Финальные титры, вполне логично, чередуются с изображениями наивно-лубочных, еще и анимированных на компьютере икон.

В итоге складывается образ, иногда ироничный, но вполне дружелюбный, некоего народного христианства, не всегда близкого догматам и установкам церкви.

Как для дебюта — вполне профессионально. Малащук и Химей смогли переключиться на принципиально иной жанр без особых потерь. За этим дуэтом стоит следить.

На следующей неделе читайте в нашем издании интервью с Иванной Сахно о съемках Let It Snow и особенностях работы в Голливуде.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ