Церемония награждения состоялась под Аркой дружбы народов. После вручения призов прошла украинская премьера документального фильма режиссера Ирины Цилык «Земля голубая, будто апельсин».
Долгое время само проведение фестиваля было под вопросом. В конце концов, в начале лета стало известно, что «Молодость» состоится, правда, в совершенно нетипичное для нее время — с 22 по 30 августа.
В условиях, когда кинотеатры длительное время не работали, когда новых фильмов в прокате все еще мало, когда главный конкурент — Одесский фестиваль — ушел в интернет, нынешняя «Молодость» получила шанс стать ведущим кинособытием года — и воспользовалась им.
Конкурсы проходили в 4 категориях: полнометражный игровой дебют, короткометражный фильм, студенческий фильм, национальный короткий метр. В каждой из категорий присуждается статуэтка «Скифский олень» и денежная премия $ 2000. Гран-при за лучший фильм — «Скифский олень» и $ 10000. Есть также призы ФИПРЕССИ, экуменического жюри и параллельный конкурс фильмов на ЛГБТ-тематику Sunny Bunny ( «Солнечный зайчик «).
Международный конкурс оценивало жюри, в которое вошли основатель компании по производству и дистрибуции LOCO FILMS Лоран Даниэлу (Франция, председатель), украино-голливудская актриса Иванна Сахно, актриса и кинопродюсер Айсте ДИРЖЮТЕ (Литва), экс-глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко (Украина), режиссер Виктория Трофименко (Украина).
Лучшим студенческим фильмом признали «Спокойной ночи» (Энтони НТИ, Бельгия-Гана), а лучшей короткометражкой — новеллу «Бульмастиф» (Анастасия Буковская, Украина).
В Национальном конкурсе имел первенство «Схрон» (Оксана Войтенко, Украина).
Приз зрительских симпатий и приз жюри международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ достался «Двум» (Филиппо МЕНЕГЕТТИ, Франция-Люксембург-Бельгия).
Лучшим полнометражным дебютом жюри назвало «Мой утренний смех» (Марк Джорджевич, Сербия).
Наконец, Гран-при разделили между фильмами, снятыми в разных частях Америки женщинами-режиссерами: «Особыми приметами» (Фернандо Валадес, Мексика-Испания) и «Твоим ходом» (Мириам Верро, Канада).
Далее мы расскажем о главных призерах и об украинском кино на фестивале.
МИР
Выходя на сцену, члены жюри отметили, что выбор перед ними стоял сложный, поскольку уровень большинства конкурсных картин был высоким. И это не фигура речи: последнее десятилетие команда «Молодости» ведет тщательный отбор в свои программы, в том числе на крупных зарубежных кинофорумах, что и позволяет формировать сильный полнометражный конкурс. Большинство работ в нем составили камерные, семейные драмы. Центральные мотивы историй — конфликт между родителями и детьми ( «Мой утренний смех», «Двое», «Вполне нормальная семья» (Дания), «Смерть кино и моего отца» (Израиль), «Копатель» (Греция) «Вкус фо «(Польша)), противостояние традиционного и современного укладов («Вкус фо», «Копатель», «Твой ход»), трудности взросления («Твой ход»,» Вполне нормальная семья»,» Охос-Негрос «( Испания)). С манерой выражения дебютанты не экспериментировали. Исключения подтверждают правило: в «Смерти кино и моего отца» Дани РОЗЕНБЕРГ смешивает основную историю и сюжет киносъемок так, что одно нельзя отличить от другого, и это скорее вредит повествованию, а литовский режиссер-антрополог Мантас Кведаравичюс в «Парфеноне» разрушает фабулу ради создания визуального потока сознания главного героя и в результате получает разрозненную последовательность более или менее ярких эпизодов — но не фильм как таковой.
Как представляется, в картинах-призерах стилистика и содержание были сбалансированы должным образом.
«Двое»
Итальянец Филиппо Менегетти (1980 г. н. р.) начинал как документалист, а в игровом дебюте ему сопутствовала редкая удача: получить в актерский состав легендарную Барбару Сукову. Снималась у Райнера Вернера Фассбиндера, Маргареты фон Тротт, Фолькера Шлендорфа, Ларса фон Триера, Дэвида Кроненберга, увенчанная наградами Канн и Венеции, и сейчас, в свои 70, она находится в отличной актерской форме. В «Двух» Барбара играет Нину — пожилую лесбиянку, скрывающую связь с более решительной и настойчивой Мадлен (Мартин ШЕВАЛЬЕ) от собственных детей. Они мечтают наконец «выйти из шкафа», сделать каминг-аут, переехать в Рим, но для Нины все непросто, тем более что в самый неожиданный момент ее разбивает инсульт. С этого момента фильм становится мастер-классом Суковой: настолько выразительно играть полностью парализованную женщину, а потом исполнять постепенный выход из паралича вместе с любовными порывами может только она. Собственно, это осмысленное и тонкое присутствие на экране и держит на плаву всю картину, в других моментах близкую к мелодраме.
«Мой утренний смех»
Главный герой «Моего утреннего смеха» Деян — удивительное создание, которое в свои тридцать полностью зависит от не в меру заботливой мамы и не имеет ни девушки, ни нормальной работы (подменяет время от времени учителя истории в школе). Мать пытается найти довольно оригинальные пути к развитию сына: консультация у строгого мужика-астролога, дающего советы Деяну о правильной мастурбации — это настоящий фильм в фильме. Апогея весь этот невидимый миру смех достигает в финале — столь затейливо снятую и сыгранную сцену секса сложно даже вспомнить.
Общий эффект усиливает преувеличенно серьезная игра. Никто не смеется ни утром, ни в другое время суток. Непроницаэмые лица, с которыми актеры и актрисы делают то, что делают, — пожалуй, единственно верная интонация на этом параде тихого абсурда. Фильм Джорджевича — очередное доказательство того, что сербам как наследникам югославской киношколы, несмотря на все потрясения, удалось сохранить лучшие черты этой традиции — в первую очередь умение делать комедии, пропитанные первоклассным черным юмором.
«Особые приметы»
«Особые приметы» посвящены одной из самых страшных тем сегодняшней жизни в Мексике — убийствам и исчезновением людей, которые отправляются в США на нелегальную работу. Героиня, 48-летняя Магдалена (Мерседес Эрнандеса), которая выглядит на все 60, отправляется на поиски своего сына, пропавшего на пути к границе. Проезжая безлюдные города и пустынные пейзажи, она знакомится с Мигелем — юношей, которого недавно депортировали из США. Дальше отправляются вместе: Магдалена ищет сына, а Мигель стремится снова увидеть свою мать на территории, где давно исчезла даже иллюзия правопорядка. Реальная власть принадлежит бандам, грабящим и убивающим всех приезжих. Сильная сторона фильма — эффектные натурные съемки (Клаудиа Бесерриль), и тем невыносимее события, разворачивающиеся на этих впечатляющих подмостках. Мигель в конце концов погибает, а Магдалена все же встречает сына — но лучше бы она оставалась в неведении, поскольку он теперь — один из убийц. История простая и трагическая, без лишних оттенков и двусмысленностей — что особенно ценно в эпоху постправды.
«Твой ход»
«Твой ход», снятый на северной оконечности континента, также полон завораживающих картин природы (оператор — Николас КАННИЧОНИ), впрочем, конфликт здесь иного рода: между традиционным укладом и западной модернизацией. Сюжет строится вокруг отношений двух подруг в обществе индейцев-инну — аборигенов Квебека. Они живут в резервации, при этом у Микуан есть любящая семья, а Шанисс связалась со склонным к насилию Грегом. Еще в детстве девушки пообещали друг другу держаться вместе несмотря ни на что. Однако на пороге совершеннолетия их дружба оказывается под угрозой: Микуан влюбляется в белого парня и хочет уехать из резервации, чтобы развивать свой талант писательницы.
Весь фильм — это признание Мириам Верро в любви к инну, к их культуре, обычаям. Микуан заканчивает колледж и становится голосом своего народа. На самом деле западный и традиционный типы цивилизации вполне могут сосуществовать и обогащать друг друга — таков главный итог «Твоего хода».
УКРАИНА
Особенно радует, что национальный кинематограф был представлен на «Молодости» широко и разнообразно, в частности, во всех трех международных конкурсах: в студенческом — «Дом, милый дом» (Анна МОРОЗОВА), «Мы больше никогда не заблудимся вместе» (Евгений КОШИН, Украина-Турция), в короткометражном — «Бульмастиф», в полнометражном — «Парфенон» (Мантас Кведаравичюс, Литва-Украина-Франция). В Национальном конкурсе одних короткометражек — 24. Отдельного внимания заслуживали «Украинские премьеры» — 8 полнометражных работ, снятых в течение последних 2 лет.
Победительница Национального конкурса, новелла о воинах УПА «Схрон» интересна тем, что пафос, присущий историческом кино, в ней уравновешен непростым этическим выбором, перед которым предстали как командир повстанцев, так и командующий отрядом НКВД. Получая награду, режиссер Оксана Войтенко не могла сдержать слез — фильм снимался, по сути, на волонтерских началах и стоил группе больших усилий.
Чуть ли не главным триумфантом в коротком жанре оказался «Бульмастиф» Анастасии Буковской — дочери ведущего украинского документалиста Сергея Буковского (который, кстати, в 1987 г. получил приз «Молодости» за фильм «Завтра праздник», в «Бульмастиф» сыграла его мать — опытная актриса Нина АНТОНОВА) — кроме победы среди профессиональных коротких метров, он получил награду экуменического жюри и специальный диплом жюри Национального конкурса.
Этот сюжет основан на реальных событиях. Молодой человек, ветеран АТО (в исполнении Евгения Ламаха, чья звезда взошла после главной роли в военной драме «Черкассы») с тяжелой формой посттравматического стрессового расстройства, подбирает на улице огромного заблудившегося пса породы бульмастиф. Несмотря на грозный вид и недобрую славу породы как «псов-убийц», Рой оказывается добрым и преданным другом — настоящим спасением для измученного героя. Но вдруг находится предыдущий хозяин собаки — тоже ветеран АТО, который находится в еще худшей ситуации. И тогда парень отправляется в приют для бездомных животных, чтобы спасти от усыпления другое заброшенное существо.
Мастерская драматургия и четкий нравственный императив делают эту картину незабываемой.
Если же говорить о самых заметных внеконкурсных событиях, то одна из них — долгожданная премьера украинского англоязычного триллера Let It Snow.
Еще в начале июля стало известно, что крупнейший в мире американский прокатчик Lionsgate через свою компанию Grindstone Entertainment приобрел права на эту картину. Главные роли в фильме исполнили Иванна Сахно ( «Леся + Рома», «Иван Сила», «Шпион, который меня бросил», «Тихоокеанский рубеж: Восстание»), Алекс Хафнер («Погружение», «Советник») и Тинатин ДАЛАКИШВИЛИ ( «Звезда», «Любовь с акцентом», «Эбигейл»). Фильм создан в копродукции Украины, США и Испании. Режиссер картины — Станислав Капралов, продюсер — Сергей ЛАВРЕНЮК (Solar Media Entertainment), ко-продюсеры — Ян Фишер, Роджер Корби (FishCorb Films) и Станислав Капралов.
Let It Snow ( «буквально «Пусть идет снег») — название популярной рождественской песни. Сюжет фильма разворачивается среди зимних гор. Молодая сноубордистка (Иванна Сахно) приезжает с женихом в Грузию, на горнолыжный курорт. Особенно их привлекает Черный хребет с крутыми заснеженными склонами, и они отправляются туда даже несмотря на слухи, что там регулярно исчезают или погибают туристы. Слухи оказываются правдой: на пару устраивает настоящую охоту безликий, безжалостный и изобретателенный в этой безжалостности водитель на черном снегоходе.
Триллер — жанр очень сложный, тем более для кинематографов, только встающих на ноги. Тем не менее, Капралову удалось, насколько это возможно, приблизиться к профессиональному стандарту. Let It Snow захватывающий, напряженный, местами пугающий. Сахно раскрывается как искусная драматическая актриса. Отдельно хочется отметить работу оператора Евгения Усанова — его съемки гор и того, что в этих горах происходит, имеют истинно голливудский размах и зрелищность.
Во внеконкурсной программе «Украинская премьеры» хватало зрелищных и интересных работ, но отдельно хочется рассказать о трех неигровых фильмах.
Два из них имеют вполне красноречивые названия: «Поезд «Киев — Война»» (Корней ГРИЦЮК) и «Парень войны» (Сиприен КЛЕМАН-ДЕЛЬМАС, Игорь КОСЕНКО, Германия-Чехия-Украина). Впрочем, в обоих случаях показана не война, а приближение к ней.
Грицюк, чье имя стало известным после стилизованной под документалистику антиутопии «2020. Безлюдная страна « (2018), сам родом из Донецка. В поезд «Киев-Константиновка», собственно и известный как «Киев-война», он садится, чтобы сделать срез общества, так или иначе привязанного к войне, — общается с проводниками и пассажирами. Кто-то за Зеленского, кто-то против; есть «ватники», есть и патриоты Украины. Много людей, травмированных войной, а есть те, кто ее не замечает, вполне комфортно замкнувшись в своем «мыльном пузыре». Грицюку удалось собрать впечатляющие истории, описать красивые портреты, но, кажется, местами он не знает, как справиться со столь обильным и разнообразным материалом, который таки не сложился в целостный рассказ.
«Парень войны» — работа гораздо более камерная. Сиприен Клемон-Дельмас и Игорь Косенко познакомились в киношколе ESCAC в Испании и уже имеют опыт сотрудничества. Сиприен — фотограф и кинематографист из Парижа. Занимается социальными проектам, среди которых — киномастерская для заключенных. Режиссер Игорь Косенко родился в 1983 г. в Украине. Учился в Американском институте киноискусства, работает кинооператором в Лос-Анджелесе.
Герой — восемнадцатилетний Артем, этнический русский, одержимый оружием и военным делом, из семьи военных. Его отец погиб в Афганистане, брат служит в ФСБ, сам Артем решает пойти в добровольческий батальон защищать Украину. Весь фильм видим его подготовку, его бег с автоматом, учебные стрельбы из пистолета под наставничеством деда — ветерана другой войны, Второй мировой. А также — его отношения с матерью, представленной озабоченным голосом в телефоне, с девушкой Машей. Сиприен и Игорь вроде бы только наблюдают, пускают сюжет по течению ежедневной рутины, но именно эту повседневность улавливают и передают с такой кинематографической убедительностью, что до последнего момента сомневаешься — это игровой фильм или нет. Артем все никак не попадет на передовую, даже в финале сидя на кровати в казарме и довольно умело передавая звуки стрельбы губами. Но война вспыхивает уже за кадром — канонадой и взрывами на заключительных титрах, и это производит гораздо более сильное впечатление, чем настоящий бой перед нашими глазами.
«Зарваница» — о мирных территориях. Соавторы Ярема МАЛАЩУК и Роман ХИМЕЙ в качестве видеоартистов получили специальную награду PinchukArtCentre в 2018 г. и главную — в 2020 г., Гран-при в конкурсе «Молодые украинские художники» (МУХи) в 2019 г. Как операторы сотрудничали с голландским дуэтом Metahaven ( «Родной город», 2018) и режиссером Филиппом Сотниченко ( «Сын», 2015, «Технический перерыв», 2017). Их сквозная тема — толпа, человеческое сообщество.
В Пинчук-центре они победили с 16-минутным видео «Прямая трансляция», где ансамбль танцоров в советских военных мундирах в каком холодно-официальном вестибюле без музыки (!) исполнял номера из своего радостного репертуара, удивительным образом вписываясь в привычную жизнь учреждения. С виду документальная, эта работа на самом деле была тщательно срежиссирована.
В «Зарванице» Ярема и Роман исходят из диаметрально противоположных обстоятельств: снимают группу паломников, отправляющихся в 7-дневный пеший поход: никакой постановки, неигровое роуд-муви, в котором точно известна только конечная цель.
Зарваница — особо почитаемое место грекокатолицизма. Здесь находятся знаменитая икона Божьей Матери Зарваницкой, одна из крупнейших подольских святынь УГКЦ — Зарваницкий духовный центр, а также построенный в 2018 г. «Украинский Иерусалим» — уменьшенная реплика комплекса культовых сооружений Святой Земли. Ежегодно туда стекаются тысячи верующих. Малащук и Химей следят за паломниками из знаменитого села Криворовня, выделяя несколько характеров из живописной толпы.
У каждого здесь своя тихая доблесть, своя красота и свое чудачество. Режиссеры и не скрывают своего восхищения. Один из самых трогательных моментов — когда Ярема для удачного кадра руководит на удивление красивой юной парой; оба в конце оказываются глухонемыми.
В общем, визуальное поле фильма — с его видами, ритуалами, поющими процессиями, откровенным китчем (вроде белого лебедя из шин) достигает местами истинно барочной насыщенности. Финальные титры, вполне логично, чередуются с изображениями наивно-лубочных, еще и анимированных на компьютере икон.
В итоге складывается образ, иногда ироничный, но вполне дружелюбный, некоего народного христианства, не всегда близкого догматам и установкам церкви.
Как для дебюта — вполне профессионально. Малащук и Химей смогли переключиться на принципиально иной жанр без особых потерь. За этим дуэтом стоит следить.
На следующей неделе читайте в нашем издании интервью с Иванной Сахно о съемках Let It Snow и особенностях работы в Голливуде.