Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ЕЕ КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ

12 октября, 2001 - 00:00

Низкое качество украинской журналистики обусловлено, в первую очередь, тем, что она страдает теми же болезнями, что и общество в целом. Примерно то же наблюдается и в экономике, и в политике. Если то, что должно нас развлекать, не развлекает, а то, что должно нас ориентировать в жизни, нас только дезориентирует, то ничего удивительного нет в том, что экономика нас не обогащает, а политика нас никуда, собственно, не ведет. Королевство кривых зеркал — это только сказка. Если разбить кривые зеркала, кривая действительность никуда не уйдет, а прямые зеркала в кривом мире никому не нужны, более того, их там даже технически трудно изготовить. Тем не менее это возможно, но для этого нужно постоянно работать над политическими и экономическими условиями. Но рецепт этот скучен — ведь сказка должна быть романтичной, ведь там «Одним махом семерых побивахом», а не кропотливая работа изо дня в день над камнями преткновения украинского общества.

КАМЕНЬ ПЕРВЫЙ — ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКИХ ЦЕЛЕЙ

К сожалению, в украинской журналистике напрочь отсутствуют цели, а значит, и критерии для каких-либо оценок. Надо считать А хорошим человеком — будем считать. Надо грязью облить — будем обливать. Во всем этом просматривается тенденция отсутствия собственного движения. Тут журналисты явно берут пример с политиков — всегда и при любых условиях стараются оставаться на поверхности. Ведь это только у нас (может, еще в России) возможны либералы-националисты и коммунисты-рыночники. Большинство партий так и говорят, что основная их цель — прийти к власти. Напомним, что основная цель Скалозуба тоже была «в генералы», но полковник, судя по всему, значительно четче понимал этот процесс, чем современные политические силы. По крайней мере, ответить на вопрос, какие именно улучшения (не лично для себя, а вообще) могут принести возглавляемые партийные объединения, многие лидеры могут только очень туманно.

Многие журналисты, в пример политикам, стараются наговорить много, но не четко. Таким образом, они сохраняют свободу маневра. Для этого они стараются освободиться от собственных суждений, но при этом стараются уловить эмоциональную составляющую информационного потока. Такая позиция хороша для того, кто говорит, но не для того, кто слушает. Примерно то же в политике — делать законы хорошо, а жить по ним плохо; и в экономике — собирать бюджетные деньги хорошо, а получить их невозможно. Такое возможно только в одном случае — когда говорят не для того, чтобы слушали, а законы пишут не для того, чтобы их исполняли, и налоги собирают не для того, чтобы решать государственные проблемы. Т.е. тогда, когда средства не соответствуют реальным целям.

В принципе, определить реальные мотивы и цели тех или иных действий политических сил для украинской журналистики задача посильная, да выглядит она сегодня не иначе, как моветон в светском разговоре. Создается впечатление, что все ждут маленького мальчика, который скажет : «А король- то — голый!».

КАМЕНЬ ВТОРОЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАВАЛЫ

Информационные завалы возникают только по одной причине — если мы не знаем, куда двигаться, то и не знаем, какая информация нам будет полезна. Поэтому журналисты относятся к информации как к пирожкам: чем свежее — тем лучше. При этом совершенно ясно, что не каждый горячий пирожок качественный. Украинские журналисты вполне способны делать материалы, которые не потеряют актуальности и через год, но для этого они должны осознавать, для чего это делается. Если журналист буквально тонет в информации, эти вопросы его вряд ли волнуют.

Информационные завалы значительно опаснее, чем это кажется на первый взгляд. Они серьезно деформируют психику человека. Человек — одно из немногих животных, способных смотреть на предмет сразу двумя глазами. По сравнению с насекомым он видит намного меньше, но качество увиденного им изображения — выше. То есть, малое количество информации способно стать источником множества аналитических суждений. У насекомых как раз наоборот — много информации и мало анализа. Информационные завалы возвращают нас к фасеточному зрению — когда сложные фигуры видятся легко, а простые увидеть невозможно. Кому нужен человек- насекомое? Может, тому, кто хочет его раздавить?

КАМЕНЬ ТРЕТИЙ — ПОБЕДА НАД СТРАХОМ

Те, кто работает на журналистской кухне, часто видит проявления страха как в высших, так и в низших эшелонах потоков информации. Сверху вниз идут крики, брань, обвинения в некомпетентности. Другого и ожидать не приходится, поскольку если информационная (политическая, экономическая) лодка плывет по течению, то неизвестно, чего ожидать от действительности — она, лодка, постоянно может напороться на мель или перевернуться. Кстати, такое обилие новостей на украинском экране — тоже результат нестабильности, страха. Телевизионщики с удовольствием работают в новостях, предпочитая их другим программам. Мотив простой — новости есть всегда, а программы закрываются. Так зачем себе голову морочить и бояться оказаться на улице? Это предложение все же находит спрос в обществе — граждане как зачарованные смотрят новости, боясь пропустить какую-то жизненно важную информацию. Какую именно, они не знают, но это только усиливает страх.

КАМЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Тут мы переходим к микроуровню отношений. Ни в журналистике, ни в политике, ни в экономике не создано поощрение инициативы на микроуровне. Украинцы запрещают окружающим себя украинцам быть лучше себя. Не только эшелоны верховной власти, а вся система управления, начиная с ефрейтора в армии, создана по принципу работы кнута без пряника. И это до сих пор работает, поскольку с помощью кнута можно достичь быстрых результатов. Однако кнут, будь то финансовая удавка или обыкновенное хамство, уничтожает инициативу снизу. Он, как наркотик, пропитывает систему власти, превращая людей в садистов-начальников и мазохистов- подчиненных. В результате уничтожается гигантский творческий потенциал народа и не развивается ни политика, ни экономика, ни журналистика.

Между тем сегодня перед Украиной стоят такие задачи, что даже если весь имеющийся потенциал людей направить на их решение, а не на грызню между собой, то все равно их достижение не будет молниеносным. Украинцам есть куда двигаться, но больше всего мешают им развиваться... украинцы.

Нынешнюю предвыборную кампанию уже окрестили войной компроматов, а значит, политики и журналисты начнут эксплуатировать недостатки, а не достоинства нашей действительности. Недостатков, конечно, больше, но в очередной раз достоинства так и останутся невостребованными. Недостаток достаточно показать, а вот достоинство важно ощутить, а потому работы с ними куда больше. Переход с негативного на позитивное мышление — это серьезная культурная революция, без которой Украина вряд ли войдет в духовный контакт с Европой. Негативное мышление который век мешает украинцам позитивно воспринимать самих себя. А это значит, что они не в состоянии создать сами себе условия для раскрытия национальной инициативы.

КАМЕНЬ ПЯТЫЙ — ПОИСК КОНКУРЕНТОВ

Если мы заговорили о вхождении Украины в Европу, то путь туда лежит только через конкуренцию с ней. Украинцы хотят не столько конкурировать, сколько подражать. Более всего это заметно в журналистике. Отечественные журналисты предпочитают идти уже проторенным путем, чем кропотливо создавать что-то новое. За возможность подражать на экране западным или российским звездам идет достаточно напряженная толкотня локтями, которая полностью вытесняет усилия по созданию собственной телешколы. Понятно, что такой провинциальный подход ничего не даст не только мировой культуре, но даже не оставит глубокого следа в своей. Вопрос о том, могут ли украинские журналисты конкурировать с западными или российскими коллегами, не имеет ответа, пока кто-нибудь не попытается.

Но ведь в экономике и политике то же самое. Никогда не забуду ответ главного инженера «АвтоЗаза» на вопрос, будем ли мы разрабатывать свои автомобили, а не только «Дэу» собирать. Светило инженерной мысли удивился: «А зачем? Весь мир идет к глобализации». Теперь легко понять, что украинцы еще долго останутся без национального автомобиля.

Украинские политики также не горят желанием удивить мир уникальными разработками. С точки зрения политтехнологии ни кассетный скандал, ни уже использованные предвыборные технологии не являются чем-то революционным. Это скорее плохо скопированные разработки иностранного образца.

Список камней преткновения можно продолжать, но и этих пяти достаточно, чтобы понять, что болезни нашей журналистики — только отражение болезней нашего общества. Их трудно вылечить, но если вылечить, автоматически решается целый комплекс проблем в других сферах. Можно сказать: «Вы сначала сделайте культурную политику, постройте эффективную экономику, а потом уж и до журналистики дело дойдет». Но как построить, если журналистика является коммуникатором между всеми сферами жизни страны? Если она передает грязь и всякий вздор, а рациональное зерно ухватить не в силах? Информационные потоки — кровь современного общества, и если эта кровь заражена — заболеет весь организм.

Денис ЖАРКИХ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ