Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Отсутствует стратегический подход

Украинский фонд безопасностных студий проанализировал информационное пространство Херсонской области. Выводы — предостерегающие
22 марта, 2019 - 13:02
ЮЛИЯ КАЗДОБИНА

В течение нескольких месяцев в конце 2018 года длилось исследование информационного пространства Херсонщины, которое осуществляли эксперты Украинского фонда безопасностных студий (УФБС) в рамках проекта «Поддержка Министерства информационной политики в коммуникации и обеспечении информационной безопасности на региональном уровне» при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине.

Целью исследования была оценка состояния информационного пространства области и разработка рекомендаций для Министерства информационной политики Украины относительно краткосрочных и долгосрочных мероприятий, направленных на нейтрализацию деструктивного информационно-психологического влияния, с которым регион столкнулся с началом открытой агрессии России против Украины, в частности — аннексии Крыма.

«Понимание новых угроз в информационной сфере и путей их преодоления только формируется не только в Украине, но и за ее пределами. Привлечение гражданского общества к разработке государственных программ на центральном и региональном уровне, повышение осведомленности участников этого процесса с новейшими вызовами, координация между центральным и региональным уровнем на сегодня является очень важной», — заявила во время презентации исследования советник министра информационной политики по вопросам информационной реинтеграции Крыма, глава ГО «Украинский фонд безопасностных студий» Юлия КАЗДОБИНА.

Для понимания ситуации в регионе эксперты УФБС провели ряд глубинных интервью с представителями органов местного самоуправления и государственной власти, силовыми структурами, встречались с журналистами, активными общественными организациями и другими гражданами, которые следят, наполняют или отвечают за определенные направления информационного пространства области. В исследовании были проанализированы действующие местные программы, которые касаются информационной политики, самые популярные региональные и локальные медиаплощадки.

Исследование УФБС описывает также политико-экономическую ситуацию в области, состояние развития гражданского общества, потенциальные конфликтные темы, общие характеристики психологического состояния жителей Херсонской области, а также дает рекомендации для органов власти. Мы выбрали главные тезисы исследования именно в информационной сфере.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Одной из ключевых проблем эксперты выделили отсутствие четко артикулированной информационной стратегии как относительно самого региона, так и его включенности в более широкую общеукраинскую информационную стратегию. До последнего времени в качестве такой стратегии воспринимались документы Национального совета по телевидению и радиовещанию, однако срок их действия истек, а новые документы пока не приняты. В конце 2016 года Херсонская областная рада утвердила Программу развития информационного пространства Херсонской области на 2017—2020 годы. Впрочем, о ее существовании и любых проявлениях реализации в области известно очень мало. На это частично влияет проблема отсутствия ресурсов. Большинство инициатив из Киева содержат требование реализовывать их за счет местных бюджетов, которые не имеют на это средств.

Безусловно, для региона характерно негативное влияние российского телевидения и радиовещания как через вещание из оккупированного Крыма, так и через спутниковое вещание. На значительной территории Херсонщины присутствует сигнал российских медиа, которые распространяют пропагандистские материалы, манипуляции и в целом российский взгляд на события в Украине, Крыму и в Херсонской области. В ряде случаев медиаконтент прямо противоречит украинскому законодательству и содержит призывы к насильственному изменению конституционного строя и государственного строя Украины, посягательствам на ее территориальную целостность.

Этому способствовало строительство оккупационной властью Крыма возле Джанкоя объекта «Соленое озеро» — телерадиовышки высотой 151 метр, которую ввели в эксплуатацию в мае 2018 года. Благодаря этой станции осуществляется вещание ряда российских радиостанций: «Звезда», «Море», «Русское радио», «Радио Крым», «Ватан Седасы» и других.

По состоянию на август 2018 года РТС «Соленое озеро» вместе с радиоцентром «Красноперекопск» обеспечивают распространение деструктивного информационного контента на территории Генического, Новотроицкого, Каланчакского и Чаплинского районов Херсонской области.

БЛОКИРОВАНИЕ СИГНАЛА

Эксперты УФБС отмечают, что во время исследования часто встречали мнения о необходимости блокирования сигнала российских медиа на территории Херсонщины, опираясь на опыт таких мероприятий в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

В 2018 году в опытную эксплуатацию была введена система «Серпанок», которая способна подавлять телерадиовещание от пропагандистских структур «ДНР», «ЛНР». «Серпанок» — это украинская разработка, которая, по заявлениям ее производителя, в несколько раз дешевле зарубежных аналогов и способна блокировать не только обычное цифровое и аналоговое эфирное вещание в определенных каналах, но и спутниковые передачи.

Однако из опыта использования «Серпанка» на Донбассе можно выделить ряд проблем, которые будут нуждаться в решении во время внедрения аналогичной системы на Херсонщине. Во-первых, несмотря на техническую возможность блокировать спутниковое вещание, такое решение может быть дискуссионным с точки зрения международного права. Во-вторых, отсутствует технико-экономическое обоснование разработки такой системы. Не известно, есть ли в Херсонской области инфраструктура, необходимая для разворачивания системы выборочного блокирования теле— и радиовещания.

Стоимость строительства такой системы может составлять десятки, если не сотни миллионов гривен. После введения ее в эксплуатацию такая система будет требовать профессионального обслуживания и оплаты текущих расходов.

В-третьих, даже если речь идет о подавлении эфирного вещания, не решенной остается проблема правовой базы для подавления теле-, радиосигнала. С одной стороны, мы имеем факт незаконного использования радиочастотного ресурса Украины (безотносительно к содержанию такого вещания). С другой       — мы не имеем правового механизма прекращения такого вещания. Ни один государственный орган на сегодня не имеет законодательно закрепленной функции по подавлению теле— и радиовещания.

УКРАИНСКИЕ ВЕЩАТЕЛИ

В 2017 году возле поселка Ченгар Херсонской области ввели в эксплуатацию телекоммуникационную башню высотой 150 метров, построенную для организации украинского аналогового вещания на территорию оккупированного Крыма. Сигнал с башни также распространяется на Генический и Новотроицкий районы, а также часть Чаплинского и Каланкского районов.

Продолжается реконструкция РРС «Чаплинка» (увеличение высоты с 92 до 130 м.). Это позволит решить проблему так называемых белых пятен на юге области, а также значительно расширит зону уверенного приема украинского сигнала на ТОТ АР Крым.

На сегодня на территорию АР Крым ведут вещание радиостанции «Армия FM», «UA: Украинское радио», «Радио НВ», «Радио Крым. Реалии», «Радио Meydan», «Радио Хаят», «Херсон ФМ», «UA: Радио Культура».

В то же время проблема обеспечения украинского вещания в пограничных районах остается нерешенной. Крупные телерадиокомпании не заинтересованы в оплате лицензии для вещания на этой территории, потому что это экономически невыгодно.

С 1 сентября 2018 года в области было выключено аналоговое вещание всех эфирных телеканалов, кроме «UA:Першого» и региональных филиалов Общественного, а также местных телеканалов, которые не имеют цифровых лицензий. Аналоговое вещание было сохранено на территориях с особым режимом вещания, к которым относится часть Херсонской области, которая граничит со временно оккупированным Крымом.

Отключение телевизионного эфирного аналогового вещания, с одной стороны, увеличило присутствие российских каналов, с другой — дополнительно стимулировало переход на спутниковое вещание, где жители области могут смотреть как украинские, так и российские каналы. Проблема доступности российских каналов усиливается слабым охватыванием цифровыми тюнерами, которые стали значительно дороже в связи с ростом спроса.

Авторы исследования отмечают, что херсонское региональное телевидение не решает местные проблемы в части информации, так как слабо финансируется, не имеет ресурсов для серьезного профессионального развития и имеет ограниченное распространение сигнала в районах. По данным Института массовой информации, 20% населения области не имеет доступа к сигналу местных телеканалов. Ни один из шести местных телеканалов не делает полноценные выпуски новостей, которые бы выходили несколько раз в день.

Связан с этим вопрос развития вещания громад, которое имеет несколько позитивных кейсов на территории Херсонщины (поселок Рыково, Большая Лепетиха, Ивановка). Хотя в процессе децентрализации в громадах появилось достаточно денег, чтобы основать и содержать свою радиостанцию, по словам члена Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Сергея Костинского, местные громады не видят необходимости развития своего радиовещания.

СОСТОЯНИЕ МЕСТНЫХ СМИ

По данным Херсонской ОГА, в регионе действуют 12 телерадиоорганизаций, 40 онлайновых и ориентировочно 80 печатных изданий.

В сфере телевидения и радиовещания в Херсонской области лицензии Национального совета имеют телеканалы НСТУ ПАТ («Скифия»), «Херсон Плюс», KRATU, «Твой ПЛЮС», «ВТВ плюс» и ЯТБ. Лицензии на вещание в области также имеют Черноморская ТРК, Прямой, ICTV, 5 канал, Новый.

Главными радиовещателями в регионе являются сетевые радиостанции, которые ведут вещание из Киева. Местные радиостанции с покрытием области почти отсутствуют. На частотах местных компаний ведут вещание сетевые станции.

Выходят две печатные областные газеты: «Гривна» и «Новий день». Другие областные информационные издания имеют лишь онлайновые версии.

Среди проблем местных медиа эксперты УФБС выделили отсутствие рекламного рынка. Низкие темпы экономического развития региона минимизируют необходимость в рекламной деятельности. Это усложняет выживание большинства СМИ, стимулирует развитие «джинсы» и отток квалифицированных журналистских кадров в более привлекательные регионы, прежде всего Киев.

Остро стоит проблема соблюдения местными медиа журналистских стандартов и профессиональной этики. Херсонские онлайн-издания преимущественно политически мотивированы. Некоторые издания получают грантовую поддержку, но на проектной основе, что не позволяет обеспечить постоянное функционирование.

Эксперты выделяют также проблему отдаленности отдельных районов области, а следовательно — ограниченную географию и тематику новостей. Наибольшие СМИ региона сконцентрированы в областном центре, а основными ньюзмейкерами являются областные чиновники и депутаты или приезжие политики, медиапрограммы которых включают интервью местным СМИ (обычно платные). О событиях в отдаленных районах и проблемах людей, которые там проживают, из крупнейших херсонских СМИ узнать проблематично.

Частично это объясняется тем, что треть населения области проживает в Херсоне. Однако основная причина тематической «централизации» — отсутствие у «областных» медиа корреспондентов в регионах и отсутствие средств на командировку.

Еще одна проблема местных СМИ — ограниченное количество источников информации. Большинство новостей построено на официальных сообщениях органов власти, которые подаются преимущественно без обработки и проверки информации журналистами. Это связано не столько с лояльностью к власти, сколько с ограниченными возможностями редакций для создания собственного оригинального контента и низким профессиональным уровнем журналистов и редакторов. Ленты новостей ведущих онлайн-изданий области на 50—70% составляют именно «новости» из официальных сообщений. Оригинальный контент и журналистские расследования херсонские онлайн-издания продуцируют редко.

КОММУНИКАЦИЯ С ВЛАСТЬЮ

Во время общения с экспертами УФБС респонденты отмечали неэффективность коммуникации власти с общественностью, особенно относительно важных реформ. Часть респондентов обращала внимание на то, что для многих государственных структур коммуникация так и не стала неотъемлемой функцией осуществляемой ими деятельности.

Отмечается несостоятельность органов власти поддерживать коммуникацию с гражданами «простым языком». Частично эту проблему пытаются решить отдельные местные организации профильных организаций, которые созданы на донорские средства (например Центр развития местного самоуправления), однако этих усилий недостаточно.

Остро стоит проблема оперативности реагирования на кризисные ситуации и распространения недостоверных сообщений. Слухи распространяются очень быстро. СМИ отдают приоритет скорости, а не качеству информации.

Одна из главных особенность региона — статус пограничных у шести районов области. На территории трех из них размещены контрольно-пропускные пункты, деятельность которых обеспечивают ДПСУ, ДФС, Национальная полиция и СБУ.

Практика работы с этими ведомствами относительно получения информации с «границы» показывает чрезмерную централизацию: спикеры предоставляют информацию только после согласования с «центром», иногда процедура получения информации затягивается на сутки и больше. В результате информационное пространство занимают сообщения российских СМИ, срежиссированные в нужном фокусе.

В то же время, по мнению государственных органов, у них нет значительных проблем во взаимодействии со СМИ и неправительственными организациями в регионе.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ