Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Паркет по-украински»

5 марта, 2004 - 00:00


«Отчеты» о деятельности и передвижении по стране государственных мужей — непременная составляющая информационных программ. К сожалению, довольно редко подобные «отчеты» отличаются острым сюжетом и разнообразием «декораций». «День» обратился к экспертам с вопросом:

— «КАК СДЕЛАТЬ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ» СЮЖЕТЫ ИНТЕРЕСНЫМИ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ? »

Анатолий ЕРЕМА, тележурналист («Студия «1+1»):

— Думаю, что главное — увидеть в человеке человека, а не чиновника. И говорить с ним, хоть он и представляет определенные государственные органы, как с человеком, у которого есть свои живые реакции. Скажем, я брал интервью у бывшего министра иностранных дел Анатолия Зленко. Это было в День дипломата. Мы говорили о разных вещах, и вдруг я его спросил — а будет ли у вас в МИД дискотека? Услышав такой вопрос, он сначала очень удивился. Однако потом ему этот ход понравился.

Наталия ЧАНГУЛИ, тележурналист (СТБ):

— По моему мнению, требуется не только, так сказать, «облизывать» высокого чиновника, чтобы ему понравиться. Журналист должен хоть немножко уважать самого себя. Тогда и информация станет более объективной и интересной. Есть различные варианты того, как сделать «официальную» информацию интересной для телезрителя. Можно, например, обратить внимание на какой-то сугубо человеческий аспект, который может «зацепить» многих людей. Иногда стоит отказаться от формы интервью официального лица. Вообще считаю, что любой протокол (если, конечно, это не короткий обзор информации) — например, возложение цветов к какому-то памятнику, можно сделать интересным. Именно благодаря сугубо человеческим штрихам. В этом случае человек, ради которого вы это делали, уже не играет в телесюжете первую роль.

Екатерина КОТЕНКО, исполнительный директор Ассоциации сетевых телерадиовещателей Украины:

— Так называемые режиссерские и операторские «завлекалочки» — не самые лучшие варианты. Особенно, когда речь идет об официальной информации. Стоит, по-видимому, смириться с тем фактом, что далеко не вся официальная информация является интересной — как минимум, для половины населения. А чтобы сделать официальную информацию интересной для как можно большей аудитории, работа журналиста должна заключаться в том, чтобы отыскать и разговорить каких-то интересных людей. Людей, которые, во-первых, убеждены в том, что они говорят, во-вторых, умеют говорить. Анализируя телевизионный эфир других стран, можно с удовольствием понаблюдать за людьми, которые интересно и доступно рассказывают о событиях в их ведомстве. Потому что в зарубежных странах есть официальные советники, профессия которых как раз и заключается в том, чтобы интересно подать обычную информацию. У нас преимущественно пробуют найти (и это традиция) первых лиц государства и ведомств. Но ведь основная задача этих людей и цель их деятельности не состоят в создании красивой «картинки» и умении доступно объяснить информацию. Поэтому, возможно, стоит менять людей, являющихся объектом внимания, а не «декорации».

Александр СЕМИРЯДЧЕНКО, заместитель главного редактора информационной службы ICTV:

— В первую очередь отмечу, что в «Фактах» на ICTV «паркетная» составляющая сведена к минимуму: в своих новостях мы рассказываем только о том, что наши «государственные мужи» сделали или ответственно пообещали сделать полезного для людей. Весь иной официоз — сугубо внутреннее дело чиновничества, и частная телекомпания, каковой является ICTV, совсем не обязана предоставлять для этого эфирное время.

Как мне кажется, главная причина «неяркости» официальной хроники — в ее героях (политиках и чиновниках) и обстановке, в которой они по большей части и являются народу. Узнаваемые до замусоленности декорации (залы, ковровые коридоры, номенклатурные столы), маловразумительные заявления на ужасном языке, напряженно- каменные лица — типичные признаки «паркета по-украински». Наши чиновники почти не бывают в интерьере жизни, а если их иногда туда и заносит, то выглядят неестественно, как инородные тела. Почти нет умелых, выразительных ораторов, которые сами по себе вызвали бы интерес. Заметьте: японский премьер Койдзуми в теленовостях выглядит на уровне голливудских «звезд», потому что умеет и не боится быть естественным. Конечно, талант политического журналиста, умение телеоператора и возможности монтажа — большое дело. Однако как нельзя из ракушечника построить сейсмически устойчивый небоскреб, так и из «кислого» официоза невозможно сделать полноцветную «куколку», если, конечно, о серьезном говорить серьезно, а не пользоваться средствами «стеба». Следовательно, нужно модернизировать причину («паркет»), и тогда следствие («экранное воплощение») станет явно более интересным. В конечном счете, телекамер и тех, кто ими умеет хорошо пользоваться, хватает. А вот снимать очень часто нечего...

Подготовила Юлия КАЦУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ