На прошедшей неделе телевизионщики продолжали активно обсуждать победу Русланы на Евровидении, и Руслана, как могла, этому способствовала. Она «прошлась» по всем отечественным телеканалам, появляясь в студиях самых разных программ и в разное время (даже в утреннем, довольно раннем для творческого человека, блоке «1+1»). И в каждом своем обращении к народу, которое содержалось во всех ее интервью, был призыв и установка верить в себя и не бояться конкуренции — в широком смысле этого слова. Кажется, свою нынешнюю возможность широчайшего доступа к СМИ она воспринимает как некую миссию объединения украинских граждан, стержнем которого должна стать любовь к Родине, как бы неодинаково ее, Родину, ни воспринимали. Гвоздем программы «Подробно» с Дмитрием Киселевым» на ICTV, которая в этот раз вышла в необычном формате — с многочисленными гостями-участниками, тоже была Руслана. В обсуждении вопроса о проведении в Киеве через год юбилейного конкурса Евровидения участвовали журналисты, музыканты, чиновники. Но каждый так или иначе упоминал о патриотичности Русланы. Когда она говорит о любви к Родине, то так искренне, и с таким удовольствием, как не получается у тех, кто говорит об этом не менее часто, но по необходимости или по долгу службы. Она говорит о любви к Родине радостно, а не с болью, чем отличается от патриотов «первой волны». Это новое было не только замечено, но и воспринято. Причем не только в регионах, которые являются ее энергетическими и «идейными» (в смысле творческих идей) «донорами». Ее первое послепобедное выступление в Николаеве, на юбилейных празднествах турбиностроительного завода, собравшее тысячи людей, показало, что патриотизм в таком виде воспринимается во всех регионах. Есть, конечно, опасность, что и победительницу Евровидения, и ее патриотизм будут пытаться использовать, особенно в горячее предвыборное время. Но ей должно хватить мудрости, чтобы не поддаться влиянию привлекательной риторики.
А в студии «Я так думаю» («1+1») обсуждали пути повышения безопасности на дорогах, «в джунглях, где выживает сильнейшей». «В джунглях» — это потому, что там «борьба, в которой или ты, или тебя». А все из-за того, что водители недисциплинированные. Самое интересное, что они настолько недисциплинированные, что иногда, осуждая недисциплинированность вообще, себя к нехорошим не причисляют, хотя признают, что «нарушают все», но в разной мере. Другая тема — ГАИ на дорогах, и нет, наверное, более популярной общественной темы. Вежливость украинских дорожных инспекторов водители оценивают высоко, но во сколько именно, публично предпочитают не говорить. А помимо субъективных, есть и объективные факторы роста напряженности на дорогах. За пять лет количество машин удвоилось, а дорог больше не стало. Их состояние — отдельный разговор в транзитной стране, желающей, к тому же, зарабатывать на туризме. Один из участников программы заявил, например, что две трети того, что предназначается на обновление и ремонт дорог, разворовывается.
О том, как разворовывается электроэнергия, в частности в Одессе, рассказали в «Криминале» («Интер»). Особенно впечатляет видеозапись работы «черного» электрика, высококлассного специалиста, который помогал абонентам сделать так, чтобы уже не они были должны облэнерго, а практически наоборот. И, по признанию энергетиков, зачастую таким образом промышляют и их сотрудники. Однако это не самая сильная головная боль служб экономической безопасности облэнерго. Воровство электроэнергии на дому рано или поздно вычисляется и наказывается, а вот застать в момент реализации идеи воров высоковольтных проводов практически не удается. Кроме того, непосредственные расхитители электропроводов — только видимая часть бизнеса, связанного с ломом цветных металлов. Журналисты программы попытались определить все действующие силы этого «прибыльного, но преступного дела». И даже пообещали напоследок, что найдется сила, которая «не позволит преступникам лишить нас элементарного», в смысле — электроэнергии.
Об особенностях другого пиратства — в области информационных технологий, спорили участники программы «Двойное доказательство» («1+1). Если в предыдущем случае воровать — это однозначно плохо, то воровство интеллектуальной собственности — все еще предмет дискуссий. С одной стороны, конечно, воровать нехорошо, с другой, — «аудио-видеопираты обеспечили украинцам доступ к программному обеспечению и достижениям современной культуры», чем, однако, заслужили «черную неблагодарность государства». Вряд ли государство так рьяно взялось бы за борьбу с пиратами, если бы не сильнейшее давление извне. Но государственное регулирование деятельности, связанной с производством, экспортом-импортом дисков для лазерных систем считывания, почему-то не способствует развитию собственного производства этой востребованной продукции. В общем, при всех усилиях, проблема пиратства в этой сфере по-прежнему не решена, что признают все — и законодатели, и чиновники. И одна из основных причин этой нерешенности — низкая платежеспособность потребителей. И возможность купить то же, но в три-десять раз дешевле, — то предложение, от которого невозможно отказаться. Кстати, выступившая в данном случае экспертом Руслана тоже призналась, что пользоваться пиратскими программами ей приходилось, но в студии у них все лицензионное — таково требование зарубежных партнеров.
Однако факт, что 92% компьютеров в нашей стране покупается по принципу минимальной цены, только подтверждает: первопричина явления — материальная несостоятельность наших соотечественников. Поэтому говорить о необходимости принятия западных ценностей и связывать с этим принятием переориентирование внутреннего потребительского рынка или ждать полного отказа от пиратской продукции — по меньшей мере наивно. Тем более, что стремление к саморазвитию, которое есть и в котором заинтересовано и общество, и государство, — удовольствие не из дешевых. Вряд ли стоит упрекать своих граждан в том, что они хотят достичь желаемого даже при слабом материальном обеспечении. При других возможностях любовь к «Веселому Роджеру» наверняка была бы не такой массовой.