Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первый Национальный покажет «Катынь»

Важный шаг для НТКУ, но обстоятельства требуют анализа
20 мая, 2010 - 20:30
ФОТО РЕЙТЕР

Официальное представление фильма Анджея Вайды «Катынь» в Украине состоялось еще два года тому назад — в апреле 2008-го. Сразу после этого ленту демонстрировали в одной из сетей кинотеатров. Теперь, через два года после премьеры и после 40 дней, которые минули с момента печально известного события — авиакатастрофы под Смоленском, ленту покажут массовому украинскому зрителю. В эфире Первого Национального «Катынь» появится 24 мая.

Интерес НТКУ к показу «Катыни» украинской аудитории удивительным образом совпал с «оттепелью» относительно катынской темы в Кремле. С этой же таки «оттепелью» связан тот факт, что Россия этот фильм видела уже дважды. Сначала его показал нишевый канал «Культура», дальше (на следующий же день после авиакатастрофы) — «Россия-1».

К сожалению, качественное кино на украинском телевидении появляется не так часто. Особенно в дневное время. И, как правило, его появление не слишком широко анонсируют. Впрочем, по случаю показа в эфире Первого Национального ленты Анджея Вайды, была созвана специальная пресс-конференция. И это хорошо. Но удивляет. Не с точки зрения масштабов фильма, который, безусловно, заслуживает внимания, а с точки зрения политики нового руководства НТКУ, с приходом которого в истории Национальной телекомпании началась новая гламурно-развлекательная страница. Плюс эксклюзивные прямые трансляции заседаний Кабмина каждую среду.

— Сегодня на этом же канале показывают «Семнадцать мгновений весны». Сколько можно показывать эту, прошу прощение, ложь? Именно с этого вопроса и нужно начинать, — возмущается Вадим СКУРАТИВСКИЙ, киновед, экс-ведущий программы «Вижу землю» на Первом Национальном, который был среди спикеров на пресс-конференции. — Нужен другой репертуар, но для этого нужна, сказать бы, другая идеология, другое мировоззрение, другая стратегия. А, как говорил Пушкин — большой поклонник Мицкевича, «где будет взять»?

Как выяснилось со слов директора Польского института в Киеве Ежи Онуха, история с показом «Катыни» на пространстве СНГ сложилась достаточно специфическая.

Следовательно, после премьеры в сентябре 2007-го фильм «Катынь» увидели миллионы поляков, он демонстрировался во многих других странах мира, был номинирован на «Оскар». Параллельно с упомянутой уже демонстрацией ленты в украинской сети кинотеатров «Кінопалац» компания-дистрибьютор делала попытки договориться с телеканалом «Интер», чтобы показать кино самой широкой — телевизионной — аудитории. Впрочем, во время переговоров оказалось, что телезрители этот фильм не увидят. И не только в Украине, но и на территории всего СНГ, ведь права на телепоказ ленты на этом пространстве принадлежат российской компании. И цена, которую она выставляла за права на телепоказ фильма, по словам Ежи Онуха, была заоблачной.

«Так случилось, что эта компания не очень те права продавала, — констатирует Ежи Онух. — То есть в странах СНГ этот фильм не показывали вообще. Нужно было, чтобы случились те трагические события — катастрофа польского самолета под Смоленском, чтобы наивысшая власть России прекратила отрицать тот факт, что тема Катыни требует широкого и публичного обсуждения».

Кстати, белорусам повезло еще меньше. Пока россияне смотрели резонансное кино на канале «Россия 1», белорусам (им этот канал также доступен) показывали развлекательное шоу «Танцы со звездами».

Только в настоящий момент российская компания-владелица прав на телепоказ согласилась продать их на один некоммерческий показ «Катыни» на Первом Национальном на приемлемых и для НТКУ, и для Польского института условиях — по цене почти в восемнадцать раз ниже ранее заявленной.

Безусловно, важно, что «Катынь» смогут увидеть 97% населения Украины (именно столько составляет техническое покрытие канала Первый Национальный), ведь это также и украинская история, но нужно обратить внимание и на то, что телепоказ «Катыни» в Украине проходит уже после того, как фильм показали в России, хотя на широком украинском экране лента уже демонстрировалась (в отличие от России, где громкую ленту показали лишь в столичном Доме кино и Центральном доме литераторов). Вот в какую конкретику можно «одеть» слова о проигранном украинском информационном пространстве.

И второе. Дойдет ли на Первом Национальном очередь до широкого показа и не менее широкого анонсирования украинского исторического кино? И будет ли эта тема явлением системным или формальной заставкой для красных дат в календаре? По словам генерального директора НТКУ Егора Бенкендорфа, в настоящий момент на канале проходит обсуждение тех тем, которые в первую очередь нуждаются во внимании со стороны ТО художественных и документальных фильмов НТКУ, которое, напомним, возглавил историк, сценарист, прежний «интеровец» Марк Гресь. Уже в конце лета мы увидим новое лицо Первого Национального. Но будет ли на канале место для правдивой истории независимо от того, признают ли ее правдивость соседние государства?

24 мая, понедельник, в 15.30 на Первом Национальном — фильм Анджея Вайды «О преступлении Катыни и о лжи о Катыни»

КОММЕНТАРИЙ

Пользуясь случаем, «День» спросил директора Польского института в Киеве Ежи Онуха относительно того, какую роль сыграли польские медиа в развитии Речи Посполитой в течение последних двадцати лет.

Ежи ОНУХ, директор Польского института в Киеве:

— В Польше медиа действительно являются четвертой властью. Много вещей вышло на поверхность только благодаря тому, что об этом говорили медиа. Я говорю прежде всего о множестве коррупционных скандалов. Хотя очевидно, что медиа не являются тотально независимыми. Ведь коммерческие издания зависят от прибылей. Что касается польского общественного телевидения, то это очень длинная история, и оно не такое общественное, как все думают. В большой мере оно является партийным. Но польские медиа — не олигархические. Добавляйте еще и самосознание, позицию и качество польских журналистов, настоящую солидарность между ними. Кроме того, есть ситуации, которые стоит рассматривать не с точки зрения профессии — журналиста или не журналиста, — а просто с точки зрения человека, спрашивая себя: могу ли я себе позволить сделать так?

В 90-х годах было ряд тем, о которых все польские медиа пытались говорить. Эти темы были связаны с тем очень важным и болезненным процессом трансформации, который переживала Польша. Ведь на то время Польша была травмированной. Среди этих тем, в частности, люстрация. И хотя в нашей стране она не была такой радикальной, как в некоторых других, но принципиально важным было то, что эта тема не была табу и доныне она обсуждается.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ