В рамках проекта «Украинская история в камне», который реализовывается общественными союзами «Народный музей Украины», «Музыкальный Батальон» и другими партнерами, в Киеве на Андреевском спуске планируется открытие памятной мемориальной доски в честь Александра Кошица — выдающегося украинского хорового дирижера, композитора и аранжировщика, этнографа и писателя-мемуариста. По этому случаю активисты провели презентационный флешмоб.
...Больше ста лет тому назад Директория УНР под руководством Верховного Атамана Симона Петлюры отбивала нападения Москвы и нуждалась в помощи Европы. 3 января 1919 года премьер-министр УНР Владимир Черняховский посылает ноту протеста наркому иностранных дел большевиков Чичерину: «...отряды Советской России ворвались в Украину. Впереди регулярных войск направляются партизанские отряды, которые снабжаются оружием и средствами военным командованием. Уже захвачены Валуйки, Купянск, Белгород, Новгород-Северский». Чичерин иезуитски утверждает, что это — внутренний украинский конфликт между Директорией и украинскими советами.
Украине, отстаивающей в борьбе суверенитет, очень необходимы союзники в Европе, и она отправляет официальную дипломатическую делегацию на Парижскую мирную конференцию, где как раз в январе 1919 года встречается «Совет четырех»: президент США — Вудро Вильсон, премьер-министр Италии — Витториоб Орландо, Великобритании — Д. Ллойд-Джордж и Французской Республики — Жорж Клемансо, который был официальным председателем конференции. Украинское руководство хочет не только политического признания, но и рассчитывает на военную помощь Антанты*.
Но как склонить на свою сторону Европу, когда там вообще не уверены в существовании украинского народа?! На переговорах в 1918 году в Яссах французский консул Эмиль Энно надменно отмечает: «Украина, или, правильнее говоря, Южная Россия, никогда не имела ни своей истории, ни национальной или этнографической отдельности». Союзникам, а особенно Франции, значительно ближе идея «единой и неделимой России» и «большой Польши», чем самостоятельной Украинской Народной Республики. Здесь стоит вспомнить и новейшую историю — речь президента США Джорджа Буша 1 августа 1991 в Киеве, в которой он высказался за сохранение СССР и поддержку Михаила Горбачева и предостерегал украинцев от проявлений национализма и сепаратизма.
Украинцам всегда трудно было отстаивать и доносить миру собственную идентичность. Так, 1 января 1919 года на праздновании 25-летия творческой деятельности поэта Николая Вороного в Молодом театре в Киеве Симон Петлюра услышал в исполнении хора под управлением Александра Кошица премьерное произведение Николая Леонтовича «Легенда». Композиция произвела на него такое мощное впечатление, что сразу родилось судьбоносное решение — создать Украинскую Республиканскую Капеллу, которая должна была раскрыть творческие глаза Западной Европе на существование украинской нации: «высоконравственной, гуманной, благородной и духовно красивой».
«За неделю, чтобы была организована для заграничного путешествия Капелла, а то расстреляю!» — Петлюра с юмором, но всерьез приказывает Александру Кошицу, одному из самых известных на то время дирижеров. И уже 24 марта 1919 года Капелла Кошица, которая насчитывает 80 наилучших певцов со всей Украины, отбывает в концертное турне. Премьерный концерт состоялся 11 мая 1919 года в Национальном театре Праги. Этот день стал и официальной европейской, и собственно — мировой, премьерой «Щедрика». Украинцы же впервые услышали это произведение Николая Леонтовича в обработке Александра Кошица и в виртуозном исполнении его хора тремя годами раньше.
«Тяжело руке писать критику, когда сердце поет хвалу. Украинцы пришли и победили, — пишет дирижер самого известного пражского хора «Глагол» Ярослав Кржичка в журнале Hudebni revue за июнь 1919 года. — Я думаю, что мы мало о них знали и сильно обижали, когда бессознательно и без информации объединяли их против воли в одно целое с народом русским. Именно наше желание «великой и неделимой России» является слабым аргументом против природы целого украинского народа, для которого самостоятельность является всем, как была когда-то и нам».
Дальше Капелла Александра Кошица отправляется в Австрию и Швейцарию. Непревзойденный музыкальный авторитет Вена, а также Женева, Базель, Берн, Лозанна и Цюрих — в восторге: «Этот концерт превышает в хоровом искусстве все, что до сих пор было нам известно», «Перед нами настоящий Феномен», «Печали россиян противопоставляет украинское искусство веселость и оптимизм», «Их устами говорит душа целого народа».
Концерты Украинской Республиканской Капеллы состояли из трех отделений и длились около двух часов. Сначала звучали духовные произведения, самым любимейшим из которых был кант «Почаевской Божьей Матери» в обработке Николая Леонтовича. Интересно, что французы на своих афишах с любовью определили это произведение как Notre Dame de Pochaiv. Второе отделение было посвящено колядкам и щедривкам, где властвовал «Щедрик». Также публике понравились «Ой там за горою» Николая Леонтовича и «Ой на горонці» Кирилла Стеценка. Завершали выступление народные песни и веснянки: «Ой, пряду, пряду» Леонтовича, а также «На вулиці скрипка грає», «Гей, я козак з України» и «Ченчик» в аранжировке Александра Кошица и обработке Николая Лысенко.
Стоит заметить невероятно яркий жест Александра Кошица в роли культурно-политического посла. Каждое выступление начиналось с исполнения гимна страны, где проходил концерт, и гимна Украины. Кошиц лично аранжирует гимны в соответствии с голосовыми талантами певцов хора, и это каждый раз невероятно поражает благодарных слушателей. «Еще ни один хор — ни французский, ни иностранный — не презентовал здесь ничего подобного», — пишет 9 ноября 1919 года Le Nouvel liste».— «Это было настоящее откровение. Немногие пели «Марсельезу» с большим вдохновением, уважением и совершенством», — добавляет Le Temps.
Украинская Республиканская Капелла прибывает, наконец, в свой главный пункт гастролей — Париж. На украинских концертах залы переполнены. Александр Кошиц стал самой популярной личностью артистической Франции, каждого из участников хора улица приветствует бурными аплодисментами. На протяжении ноября-декабря 1919 года Капелла Кошица выступает также в Тулузе, Марселе, Ницце и Лионе. Всего 25 концертов за два месяца. Все — при участии сливок французского общества: художников, ученых, военных. Но несмотря на то, что концертами восхищаются местная критика и профессура, на выступление не попал главный адресат культурной дипломатии Петлюры — премьер-министр Франции Жорж Клемансо. Именно он председательствовал на заседаниях Парижской мирной конференции и был наибольшим противником признания Украины. Не смогла помочь даже его дочка Тереза Юнк-Клемансо, большая поклонница украинского дирижера.
А время не ждало. Российские орды двигались вглубь Украины, захватывая все большие земли. Директория УНР сначала была вынуждена покинуть Киев, а в дальнейшем и Украину. Уже не стоял вопрос об этом государстве оповещать народы Европы и знакомить с его культурным достоянием. Но Капелла Александра Кошица продолжала свое просветительское и героическое путешествие по Старому Свету, вызывая искреннее удивление и восхищение искусством, о котором Европа и не догадывалась, что оно есть и вычеканивалось с давних времен и современными гениями Украины.
Когда европейцы, пораженные украинским пением, аплодировали в переполненных главных залах столиц, в порабощенной Украине об этом даже понятия не имели. Страна Советов не оставила ни одной щели, перекрыв творческий кислород «освобожденным» украинцам. А тем, кто поехал изливать украинскую душу всему миру, навсегда закрыла дорогу домой! Но и этого было мало. Не стерпев такой популярности украинской песни, российская власть начала мстить. В ночь на 23 января 1921 года чекист Грищенко застрелил в родительской хате автора «Щедрика» Николая Леонтовича.
Несмотря на как будто очевидную несостоятельность отстаивать украинскую независимость, Украинская Капелла Александра Кошица продолжает раскрывать миру украинские культурные сокровища хорового пения. Влюбив Европу, хор покоряет сердца стран Северной и Латинской Америки. И если на тот момент война за независимость была проиграна, но была выиграна важнейшая битва — украинское искусство открыло себя миру, а следовательно, утвердило существование народа, достойного иметь свое государство, равное среди достойных.
Благодаря настоящей украинской культуре и Александру Кошицу лично — нам есть, кого вспомнить и с кого брать пример и вдохновляться, воссоздавая Украину. Александр Юрков, соучредитель ОС «Народный музей Украины», обращает внимание на потребность возвращения в культурно-информационное пространство фигуры композитора: «В который раз читаю воспоминания Александра Кошица, где он описывает свой киевский период жизни, вспоминает такие знакомые для меня с детства Владимирскую горку, Андреевскую церковь, Борисоглебскую, Братскую, Боричев Ток и особенно Андреевский спуск. Представляю, как молодой Александр вместе с другими студентами семинарии, как когда-то и мы школьниками, блуждали по таинственным подольским улицам, поднимались по Андреевскому спуску, ища приключений на киевских княжеских холмах. Но главное, что чувствовал Кошиц, кем ощущал себя — глубоко сознательным украинцем, который понимал вызовы, перед которыми стояла украинская идея и государственность. И он был готов отстаивать ее своими методами и умениями — музыкой и политической позицией».
Памятная доска А. Кошицу (работа Александра Михайлицкого) будет установлена в Киеве на фасаде одного из домов Андреевского спуска, в котором жил Александр Кошиц.
К слову, в наработке авторов проекта «Украинская история в камне» — установление (только за последние год-два) памятников: Петру Болбочану; Василию Вышиваному (совместно с ОО «Всемирный день вышиванки»); Тимофею Щербацкому; памятной доски Александру Конискому. Мемориальная доска Александру Кошицу займет также свое достойное место. Возвращение славных имен продолжается.