Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Петлюра, Бабель и ответственность...

Возвращаясь к теме
24 ноября, 2017 - 13:05

Современное медиапространство, и не только украинское, далеко не всегда демонстрирует квалифицированность как журналистов, так и экспертов. Некоторых из них проанализировал Игорь Лосев в статье «Симон Петлюра и УНР. Между мифами и истиной...» («День» №202-203, 2017). Вот, скажем, американский социолог, бывший сотрудник одного из московских академических институтов Сэм Клингер на телеканале «Прямой» выступил в программе Тараса Березовца и заявил, что, мол, Симон Петлюра не отдавал приказов убивать евреев и боролся с еврейскими погромами, но несмотря на это виновен в этих погромах, потому что был главой УНР, а на территории УНР проходили погромы. Тарас Березовец не заметил логической погрешности в рассуждениях Клингера и не возразил ему в главном: еврейские погромы на территории тогдашней Украины осуществляли не только атаманы, которые выступали от имени УНР (а завтра могли перейти к «красным» или батьке Махно, а то и провозгласить свои «республики»). Их массово устраивали Красня и Беля армии и Войско Польское, но приписывали обычно именно украинцам, «петлюровцам».

Уникальным документом, который обрисовывает реальную ситуацию с еврейскими погромами на украинской территории, является т. н. «Конармейский дневник» 1920 года российского писателя Исаака Бабеля, который был тогда корреспондентом и политработником в Первой конной армии Буденного. Как по мне, дневник этот должен был бы знать каждый журналист и эксперт, который берется за щекотливую тему «Украина и еврейские погромы». Впрочем, судите сами — несколько фрагментов из него, которые я привожу на языке оригинала:

Житомир. 3.6.20

...Житомирский погром, устроенный поляками, потом, конечно, казаками (Будьонного. — С.Г.). После появления наших передовых частей поляки вошли в город на 3 дня, еврейский погром, резали бороды, это обычно, собрали на рынке 45 евреев, отвели в помещение скотобойни, истязания, резали языки, вопли на всю площадь. Подожгли 6 домов, дом Конюховского на Кафедральной — осматриваю, кто спасал — из пулеметов, дворника, на руки которому мать сбросила из горящего окна младенца — прикололи, ксендз приставил к задней стене лестницу, таким способом спасались.

Белев. 14.7.20

...Деревня, глухо, огонь в штабе, арестованные евреи. Буденновцы несут коммунизм, бабка плачет... Где украинская веселость?

21.7.20. Пелча — Боратин

...Что такое наш казак? Пласты: барахольство, удальство, профессионализм, революционность, звериная жестокость. Мы авангард, но чего? Население ждет избавителей, евреи свободы — приезжают кубанцы.

26.7.20. Лешнюв

Украина в огне. Врангель не ликвидирован. Махно делает набеги в Екатеринославской и Полтавской губерниях. Появились новые банды, под Херсоном — восстание. Почему они восстают, короток коммунистический пиджак?

28.7.20. Хотин

...Страшная правда — все солдаты больны сифилисом. У Матяж, выздоравливает (почти не лечась). У него был сифилис, вылечил за две недели, он с кумом заплатил бы в Ставрополе 10 коп. серебром, кум умер, у Миши есть много раз, у Сенечки, у Гераси сифилис, и все ходят к бабам, а дома невесты. Солдатская язва. Российская язва — страшно. Едят толченый хрусталь, пьют не то карболку, размолоченное стекло. Все бойцы — бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, революция и сифилис.

3.8.20. Броды

...Пасека, обыскиваем ульи, четыре хаты в лесу — ничего нет, все обобрано, я прошу хлеба у красноармейца, он мне отвечает — с евреями не имею дело...

7.8.20. Берестечко

...Евреи здесь менее фанатичны, более нарядны, ядрены, как будто даже веселее, старые старики, капоты, старушки, все дышит стариной, традицией, местечко насыщено кровавой историей еврейско-польского гетто. Ненависть к полякам единодушна. Они грабили, мучили, аптекарю раскаленным железом к телу, иголки под ногти, выщипывали волосы за то, что стреляли в польского офицера — идиотизм. Поляки сошли с ума, они губят себя.

26.8.20. Сокаль

Жиды все прячут. Сапожник, сокальский сапожник, пролетарий. Фигура подмастерья, рыжий хасид-сапожник. Сапожник ждал Советскую власть — он видит жидоедов и грабителей, и не будет заработку, он потрясен и смотрит недоверчиво. Неразбериха с деньгами. Собственно говоря, мы ничего не платим, 15—20 рублей... Лавчонки, все открыты, мел и смола, солдаты рыщут, ругают жидов, шляются без толку, заходят в квартиры, залезают под стойки, жадные глаза, дрожащие руки, необыкновенная армия. Организованное ограбление писчебумажной лавки, хозяин в слезах, все рвут, какие-то требования... Хозяйка от отчаяния ничего не соображает. Ночью будет грабеж города — это все знают... Несчастная Галиция, несчастные евреи.

28.8.20. Комаров

...Ночью — обход местечка. Луна, за дверьми, их жизнь ночью. Вой за стенами... Испуг и ужас населения. Главное — наши ходят равнодушно и пограбливают где можно, сдирают с изрубленных.

29.8.20. Комаров, Лабуне, Пневск

Выезд из Комарова. Ночью наши грабили, в синагоге выбросили свитки Торы и забрали бархатные мешки для седел. Ординарец военкома рассматривает тефилии, хочет забрать ремешки... Все с жадностью смотрят на недобранное, ворошат кости и развалины.

Красноречивые записи, не так ли? Ценны они тем, что Бабель делал их для себя, в то же время, до конца жизни от пули в подвале НКВД в 1940 году, демонстрировал полную лояльность советской власти.

А теперь вспомним, что не только глава Института национальной памяти Польши Ярослав Шарек, но и многие польские публицисты утверждают, будто Степан Бандера был виновен в трагедии на Волыни (хотя и находился в это время в нацистском концлагере), потому что лидер несет полную ответственность за действия возглавляемой им политической силы. Что ж, если исходить из их логики, то почему маршал Пилсудский в нынешней Речи Посполитой не объявлен — на основании далеко не только наблюдений Бабеля — антисемитом и погромщиком?

Написанное не значит, что я считаю всех тогдашних украинцев и их лидеров «белыми и пушистыми». Речь идет о другом — о том, что отечественным журналистам и аналитикам следует владеть конкретным материалом и логикой дискуссии, чтобы противостоять многочисленным попыткам спихнуть все преступления 1917—1921 и 1939—1945 гг. на украинское национально-освободительное движение. А такие попытки являются традиционными и во многих зарубежных, и в ряде якобы «наших» масс-медиа.

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ