Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Плебейский постмодерн

Ни один из частных каналов не создал яркого и интересного проекта ко Дню Независимости. Виноваты журналисты или собственники?..
23 августа, 2012 - 12:05
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Скандальная акция движения FEMEN, во время которой девушки спилили крест на Майдане Незалежности, стала поводом к интересной дискуссии, которая развернулась на сайте «Телекритика». Попытка оценить роль журналистов в том, какую огласку приобретают эти акции, и в том, что они вообще имеют место, вышла за пределы разговора о FEMEN и коснулась глубоких проблем собственно украинской журналистики.

«Уже свыше трех десятилетий в западной культуре изобилует постмодернистская интеллектуальная мода, которая имеет несколько определяющих особенностей. Во-первых, мыслители постмодерна рассматривают весь мир как текст, не более. Во-вторых, они демонстрируют попытку воспринимать все происходящее как игру, в том числе и суждения о чем-либо. В-третьих, существует желание уравнять абсолютно все культурно-смысловые системы. И, наконец, имеем устремление к деконструкции всего, что является стабильным, привычно-обычным. Основное острие деконструкции направлено против классической европейской культуры, ее ценностей и ее ядра. Эти высокоинтеллектуальные рассуждения, эта мировоззренческо-философская игра, между прочим, порождает такое своеобразное явление, как плебейский постмодерн. Если все мировоззренческие и социокультурные позиции равноправны и равнозначны, если говорить об «исторической реальности» или «истине в истории» не приходится, то существует множество исторических, мировоззренческих и политических правд. Поэтому, деконструируя абсолютно все ценности и традиции, отстаивая равноправие жизненных миров, образно говоря, зло-действие и добро-действие, что является достаточно интересным для развлечений интеллектуального сборища, мыслители-постмодернисты свыше трех десятилетий агрессивно предлагают это «большому миру», который и без этого страдает от примата «правды силы» над «силой правды». Не в последнюю очередь по этой причине и существуют проблемы с нравственностью мировой журналистики, потому что в лучших университетах будущим работникам СМИ ведущие профессоры читали одну из наиболее опасных философских систем. В конце концов, провинциально-плебейский постмодерн не мог не появиться и не распространиться и в Украине...», — пишет в своем материале «FEMEN и крест: действительно ли журналисты не ведают, что творят?» известный философ и публицист, автор «Дня» Сергей ГРАБОВСКИЙ.

Но если в Европе существуют мощные защитные механизмы, то у нас, как убежден публицист, постмодерн по-плебейски очень удачно лег на постсоветскую матрицу — с соответствующими последствиями в виде неспособности оценивать события в категориях добра и зла и несостоятельности выстроить иерархию ценностей.

Собственно, все эти проблемы свойственны и украинской журналистике — неумение четко расставить исторические акценты, а отсюда — выстроить для себя необходимую шкалу ценностей. А если нет ценностей, то откуда возьмется стойкость, чтобы отказаться, вопреки возможности заработать, от скандальных деструктивных материалов и хоть часть эфирного времени отдать интересному, но не пустому?

Несмотря на то, что наши представители СМИ — особенно телевизионщики — вряд ли слушали курсы от лучших проповедников новой культурной парадигмы, они достаточно последовательно подражают вышеупомянутому плебейскому постмодерну.

Конечно, дискуссия, которую продолжил на «Телекритике» Сергей Грабовский, неоднократно разворачивалась и на страницах «Дня», когда мы писали, почему, прежде чем создать Би-Би-Си, нужно создать Британию, а также о том, что наличие гражданской позиции у медийщиков не идет вразрез с профессиональной этикой и что, наконец, каждому украинскому журналисту необходимы системные исторические знания. Но вернуться к этой теме меня в который раз заставила телепрограмма на День Независимости, которую разместили в сети самые рейтинговые общенациональные каналы.

Ввиду ситуации в стране, в частности после принятия языкового закона, День Независимости, который и без того был праздником знаковым, приобретает особый смысл. А, чтобы этот праздник не превратился в фикцию (как и, в конечном итоге, сама независимость), нужно ежегодно организовывать не только народные гуляния и концерты, но и такие мероприятия, которые бы не позволяли выветриться исторической памяти.

Впрочем, часть вещателей вообще забыла о Дне Независимости, даже в привычной для ТВ концертно-китчевой форме. СТБ, ICTV и «Новый канал» ни 23, ни 24 августа не предложат своим зрителям ни одного проекта, который был бы связан с Днем Флага или Днем Независимости. По-видимому, в новостях или утренних шоу о них вспомнят, но...

Зато можно будет в который раз посмотреть сериал «Леся+Рома» или «Папины дочки», а еще — «Королеву бензоколонки». Что это, как не постмодерн по-плебейски?

Недалеко от своих коллег по цеху ушли «Интер» и «1+1». О Дне флага ни первый, ни второй не вспомнят. Правда, в День Независимости каналы предлагают несколько стоящих фильмов. Например, «Интер» покажет легендарный фильм «Белая птица с черной отметиной», но жаль, что в половине первого ночи. Зато «Приключения Верки Сердючки» и «Вечерний квартал» — в прайм-тайм! То же с «1+1». 24 августа канал покажет ленту Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» в 23.00. Впрочем, и это для каналов — заметный шаг вперед. Заметный, но не достаточный. В телевизионном пространстве ощутимо не хватает документальной публицистики. Если говорить о Дне Независимости, то еще живы герои, которые за эту независимость боролись. На телеэкранах не хватает голосов Ивана Дзюбы, Левка Лукьяненко, Евгения Сверстюка и многих других, которые нужны обществу сегодня. Обязанность телевизионщиков — их мысли к этому обществу донести. А если кто-то уверяет, что на такой проект не имеет средств, то покажите хотя бы фильм Владимира Буковского «Украина. Точка отсчета», созданный к 20-летию нашей государственности.

Лучшая ситуация на Первом Национальном. Вещание все-таки государственное. Но со шкалой приоритетов и у него не все в порядке. Всю неделю канал будет показывать фильмы или программы, которые так или иначе возвращают зрителя к истории страны. Впрочем, и спецвыпуски ко Дню Независимости, и серия классики украинского кино (в частности, такие ленты, как «Запорожець за Дунаєм», «Коліївщина», «Тарас Шевченко», «Наталка Полтавка», «Дума про казака Голоту»), и документальный фильм «Ті десять років. Євген Сверстюк: 1981—1991» будут выходить в эфир по будням в первой половине дня, а вечером, например — очередной концерт Яна Табачника. Интересно, а почему не наоборот? Что же касается самого праздника, когда зрителей станет больше, — на Первом будут транслировать одни концерты.

Понятно, что сознательная аудитория перед телевизором не будет сидеть, а устроит себе свой День Независимости по-украински. Но это, опять-таки, переход к личному сопротивлению. Можно ли, когда общество будет разделено на маленькие анклавы украинскости, сохранить независимость и государственность в условиях жестких внешних вызовов? Хотелось бы, чтобы этот вопрос не был риторическим.

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ