Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему большинство украинских музейщиков боится интерактива?

Сергей ДЯЧЕНКО: Созданные в советское время краеведческие музеи нынче исчерпали себя, став своеобразной иллюстрацией школьного учебника по истории
18 мая, 2012 - 12:09
СЕРГЕЙ ДЯЧЕНКО УБЕЖДЕН, ЧТО УКРАИНСКИЕ МУЗЕИ ДОЛЖНЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭКСКУРСОВОДОВ С ЗАУЧЕННЫМИ ТЕКСТАМИ, ВМЕСТО ЭТОГО ОНИ ДОЛЖНЫ ПРЕВРАТИТЬСЯ В УНИКАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, ГДЕ ПОСЕТИТЕЛЬ МОЖЕТ ОТКРЫТЬ САМОГО СЕБЯ. ПО ТАКОЙ СХЕМЕ УЖЕ ДАВНО РАБОТАЮТ ЛУЧШИЕ МУЗЕИ МИРА / ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

Сегодня, 18 мая, в Украине отмечают Международный день музеев. По случаю праздника Национальный художественный музей приглашает украинцев в пятый раз присоединиться ко всемирной акции «Ночь музеев», которая будет проходить 19 мая с 20 до 23 часов. На сей раз в программе — встреча с культовыми личностями украинского андеграунда 1970—1980-х годов: художником и драматургом Лесем Подервянским, музыкантом и поэтом, автором легендарных украинских переводов The Beatles и The Doors Максимом Добровольским, а также участником ARSENALE 2012 из Москвы Андреем Кузькиным с перформансом. Лозунг нынешнего события — «Музеи в меняющемся мире. Новые вызовы, новое вдохновение».

Если столичные украинские музеи пытаются улавливать существующие в западном мире культурные тренды и вживлять в свои музейные программы частицу интерактива, то в регионах об этом даже не идет речь. В большей степени — из-за советскости мышления тех, кто возглавляет областные краеведческие музеи.

Четыре дня назад директор Херсонского областного краеведческого музея Татьяна Братченко уволила своего старшего научного сотрудника Сергея Дяченко — одного из известнейших краеведов Юга Украины. Официальная причина увольнения — прогулы, возникшие у него в результате участия в Международном музейном проекте «Новое дыхание культуры». Не согласный с решением дирекции музейный работник с 14-летним опытом работы через суд требует аннулировать выговоры и восстановить его на рабочем месте.

— Без преувеличения, Сергей Дяченко — один из талантливейших и известнейших краеведов в городе. Большинство херсонцев не понимает, как такого специалиста можно уволить, — рассказал «Дню» председатель профкома, старший научный сотрудник музея Михаил ПИДГАЙНЫЙ. — На самом деле желание уволить Дяченко у директора музея было в планах еще с 2007 года, когда мы с ним публично выступили против ремонтов памятников архитектуры — помещений музеев, которые нужно было реставрировать, а не реконструировать. Реконструкция — схема отмывания больших денег. Нас не послушали, и в Херсоне уникальные старинные помещения по-варварски «отремонтировали», покрыв их бетонной шпаклевкой. Сейчас создается впечатление, что с приходом новой власти изменилось само отношение чиновников к своим подчиненным: они совершенно ни к кому не прислушиваются и ничего не боятся.

О ситуации вокруг скандального увольнения научного работника, которое сейчас активно обсуждают в социальных сетях и блогах в интернете, и о перспективах развития краеведческих музеев в Украине «День» пообщался с Сергеем ДЯЧЕНКО.

— Важен культурный проект, в котором я принимаю участие, призванный, так сказать, «подтянуть» украинские музеи до уровня европейских, и основным критерием оценки результатов этой работы должен стать рост посещаемости музеев, — говорит пан Сергей. — Речь идет не о школьниках, которых, будем откровенно говорить, сейчас туда буквально загоняют, а о людях в возрасте от 20 лет. К сожалению, взрослые сегодня не просто не идут в музей, а обходят его стороной.

— Как эту ситуацию можно изменить?

— Один из способов — «подружить» музеи с активными членами общественных организаций, начать с ними диалог. Проблема в том, что музейные работники иногда просто не знают, чего от них ожидают посетители, а посетители — что музеи вообще могут интересного предложить. Краеведческие музеи, которые сейчас есть чуть ли не в каждом областном центре и райцентре, — это изобретение советского времени, которое, как по мне, в таком формате свое уже давно отжил, превратившись в музей ни о чем: природа, общая история то ли страны, то ли какой-то местности — все перемешано в одном. Концептуально все краеведческие музеи построены как будто под школьную программу по истории, потому взрослым и неинтересно туда ходить. Об этом стыдно откровенно говорить, но в Херсонском областном краеведческом музее нет экспозиции, которая бы представляла собственно историю самого Херсона. Туристы ждут ответа на вопросы: кто основал город, почему он так называется? Вместо этого мы предлагаем историю Херсона, «размытую» по всем экспозициям в виде общих штрихов.

— На ваш взгляд, каковы перспективы развития краеведческих музеев?

— Херсонский областной краеведческий музей основывался как археологический, и, соответственно, главной до сих пор остается археологическая коллекция. Собственно, в 1920-ые годы он назывался Государственный археологический музей. На сегодняшний день во всем музее работает всего лишь один археолог, и то в отделе фондов. Больше археологов нет. О каком развитии нашего музея с таким отношением руководства может идти речь?

В моем отделе истории до 1917 года остался работать только один человек — заведующая Екатерина Черная. Сомневаюсь, что кого-то на вакантное после меня место вообще ищут. Мы не раз обращались к директору с просьбой увеличить штат отдела, ведь он самый большой в музее — занимается девятью залами экспозиций! Безрезультатно. Раньше в отделе работали трое научных сотрудников, потом, со мной включительно — двое, а теперь — один человек.

Музеи будут существовать до тех пор, пока их будут посещать. И, прежде всего, молодые люди. А чтобы молодежь опять пошла в музеи, нужно возобновить обратную связь музейных работников с ней. Музей должен стать интерактивным, где посетители — словно соучастники того, что там происходит. Считаю, что необходимо отказаться от экскурсоводов с заученными текстами. Экскурсоводы в музеях — это вчерашний день, когда тебе рассказывают огромный объем информации, ты слушаешь, но ничего не понимаешь, потому что информацию подают ненормированными порциями. Посетитель должен идти в музей и сам черпать информацию, дольше останавливаясь на той, которая его больше заинтересовала. Считаю, что музеи могут превратиться в уникальные площадки для общения, место, где можно открыть самого себя. Вместо этого в наших музеях человеку несколько часов что-то будут рассказывать, показывать, но так и не предложат присесть, выпить кофе или воды, обсудить с друзьями увиденное.

Думаю, что в Международный день музеев нам нужно не только праздновать, а всем вместе — музейным работникам, общественным активистам, журналистам — сесть за круглый стол и откровенно поговорить о том, как перезагрузить устоявшуюся советскую систему работы украинских музеев.

Вадим ЛУБЧАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ