Светошумовая граната, брошенная в спину, простреленная рука из травматического оружия, 11 швов на голову, выбитое правое плечо, сломанная нога в результате расшатывания «Беркутом» автобуса, где расположилась пресса, выстрелы резиновыми пулями по глазам свидетелей, в живот, в пах, огнестрельные ранения, избиения, разбитое оборудование, задержания, похищения, угрозы убийства и физической расправы. А еще — открытые уголовные дела — все это «последствия» работы журналистов на передовых всех Майданов Украины за период с 19 по 29 января. Реестр пострадавших медийщиков постоянно обновляется, поэтому медиа-юристы Института Медиа Права призвали журналистов писать заявления о преступлениях в прокуратуру и согласились помогать в этом.
«Вторая линия фронта», по словам оппозиционных лидеров, из Киева перекинулась почти на все области Украины. О массовых акциях, захватах ОГА и попытках штурмов административных помещений региональные журналисты не могли молчать. А следовательно, на протяжении последних дней случаи препятствия профессиональной деятельности, угроз и избиения медищиков все больше начали появляться в регионах. И если в Киеве достаточно медиа-экспертов и юристов, которые бесплатно предоставляют консультативно-юридическую поддержку и помогают защитить свои права, то местные журналисты по большей части со своими проблемами остаются один на один.
ЧЕРКАССЫ
В последние дни в связи с акциями протеста в Черкассах пострадало немало журналистов. «Беркут» не только запрещал журналистам работать и снимать жестокое избиение и арест активистов и обычных прохожих, но и забирал технику, разбивал камеры и даже целенаправленно бил и задерживал работников СМИ. Стоит сначала вспомнить события, произошедшие в Черкассах 25 января. Речь идет об «акции» бойцов «Беркута» после траурного митинга в память погибших активистов Майдана в Киеве. Когда вновь созданный «Свободой» отряд самообороны прошелся по городу, около торгового центра «Крещатик-сити» он встретился из «титушками». Последние, в конце концов, начали массово отступать, а на участников протестов «налетели» около сотни бойцов «Беркута». Именно во время побоев и арестов милицией по всему центру города всех «подозрительных» фотокор интернет-издания «Про все» Марианна НЕМЧЕНКО столкнулась с грубостью спецназовцев, которые запретили ей фотографировать и забрали камеру.
Более резонансные события произошли в Черкассах 27 января, когда «титушки» и «Беркут» разгромили Автомайдан, который приехал ночью в Черкассы. Во время «второго штурма» ОГА было задержано около 20 человек, в том числе «автомайданцовцы», журналисты и прохожие. «Беркут» жестоко побил корреспондента «Интера» Станислава КУХАРЧУКА, а также журналистов польского канала «Белсат», граждан Беларуси Сергея МАРЧИКА и Юрия ВЫСОЦКОГО. Кроме того, был разбит автомобиль «5-го канала». Журналистов канала «Белсат» после побоев арестовали, хотя позже и освободили.
Так, несмотря на то, что журналист «Интера» показал «Беркуту» удостоверение, спецназовцы сбили его с ног и били уже лежащего. Кроме того, разбили видеокамеру оператора местной телекомпании «ВІККА» Сергея ЕФИМОВА, который пытался помочь «интеровцу». Когда Кухарчук снял побои, журналисты поехали в Сосновский РВ УМВД, пытаясь подать заявление о преступлении, но его не приняли.
Журналиста польского канала «Белсат» Сергея Марчика частично спас бронежилет, но милиция, поняв, что журналист в бронежилете, начала бить его по ногам и рукам.
ЗАПОРОЖЬЕ
В результате разгона митинга сторонников Евромайдана под стенами облгосадминистрации вечером 26 января больше всего пострадал фотокорреспондент информационного агентства «Укринформ» Дмитрий Смольенко, которого побили неизвестные, разбили фототехнику. А впоследствии милиция забрала журналиста в райотдел. Оператора государственной телерадиокомпании Евгения УДОВИЧЕНКО обвинили в участии в штурме ОГА, и суд посадил его под домашний арест, а режиссер этого же канала Никита ШЛЯХТУНОВ получил сотрясение мозга.
Пострадавший от нападения Дмитрий Смольенко обратился с заявлением в прокуратуру, которая официально сообщила «Дню», что 28 января по этому факту открыто криминальное производство по ч. 2 ст. 365 УК Украины (превышение власти или служебных полномочий, сопровождавшееся насилием).
«Я приехал на маршрутке к Запорожской облгосадминистрации, как только узнал, что разгоняют Майдан, — рассказывает «Дню» Дмитрий СМОЛЬЕНКО, фотокорреспондент информационного агентства «Укринформ». — Начал фотографировать. Я делал это открыто, не прячась. Но меня сразу же сбил с ног «титушка», начал бить битой. К нему присоединился милиционер. Я пытался прикрыть голову и аппаратуру. Голову мне таки разбили, отбили руки. Я кричал, что я журналист, но это вызвало обратную реакцию. После этого меня с рассеченным лбом загрузили в автозак и куда-то повезли, как потом выяснилось, в райотдел. Там меня завели в кабинет, куда пришел губернатор Александр Пеклушенко и начал рассказывать мне о том, что я должен знать, куда надо лезть, а куда — нет. Словом, почти как на войне...»
Сотрудничество «титушек» с милицией подтверждает и главный редактор газеты «Мрія» Юрий ГУДЫМЕНКО: «Я и коллеги из телеканала «ТВ-Голд» пришли к обладминистрации, когда узнали о разгоне. Посреди проспекта Ленина, напротив ОГА, снимаем толпу «титушек» с белыми повязками и милиционеров. Один из «титушек» подбежал ко мне, обматерил. Я левой рукой показывал удостоверение прессы, на что он ударил палкой по пальцам, смяв мое удостоверение. В итоге я получил перелом пальца на левой руке, гематому. В больницу не обращался, потому что была информация: врачам дали команду обо всех пациентах с травмами информировать милицию».
Поплатился за свое присутствие «не в то время и не в том месте» и главный редактор сайта коммунального телеканала «МТМ» Евгений ДОВГИЙ: «Догнав меня, милиционеры ударом палки сбили с ног и начали бить по почкам и голове. Я попробовал защитить тело рукой. В это время другие милиционеры палками начали разгонять нашу группку, избивая палками девушек и бросая их на землю...»
На следующее утро после разгона запорожского Евромайдана в обладминистрации прошло совещание под руководством губернатора Александра Пеклушенко с руководителями структурных подразделений и территориальных органов власти. На это мероприятие пригласили представителей только нескольких СМИ... Причины такой агрессии большинству медиа так и не прокомментировали.
ДОНЕЦК
22 января произошли массовые нападения на представителей СМИ: ребята спортивного телосложения выкрикивали оскорбительные слова в адрес работников медиа, бросали в них презервативы с краской, яйца и пытались испортить видеокамеры и фототехнику. На следующий день милиция города организовала выдачу жилетов с надписью «Пресса», а 24 января на специальном инструктаже каждому журналисту выделили правоохранителя для сопровождения во время работы на митингах — такая практика продолжается и сегодня. Обычно агрессию к СМИ проявляют активисты донецкого Антимайдана, особенно они не любят журналистов «5-го канала» и «1+1». Собственный корреспондент «5-го канала» Юлия БОЖКО рассказывает: «Участники митингов «за власть» разыскивают представителей именно нашего канала, даже просят других журналистов показать нас. Создается впечатление, что задача этих людей — совершить провокацию, ведь они не знают моих материалов, однако обзывают меня аферисткой и обманщицей. Угроз личного характера не было. Сейчас ходим в жилетах с надписью «Пресса». Присутствие милиции помогает морально».
Журналисты Донецкой области обратились к губернатору Андрею Шишацкому, начальнику ГУ МВД Украины в Донецкой области Роману Романову и Донецкому городскому председателю Александру Лукьянченко с просьбой защитить своих коллег.
Вскоре на брифинге Андрей Шишацкий отметил: «Я не делю журналистов на хороших и плохих, своих и чужих и всячески буду способствовать прессе. Я поручил милиции, общественным организациям — казакам, афганцам, которые патрулируют улицы, особое внимание уделять безопасности СМИ. Все журналисты могут беспрепятственно исполнять свои профессиональные обязанности. Единственная просьба: говорите правду!».
Впрочем, некоторые работники СМИ вынуждены принимать особые меры безопасности. Активисты Евромайдана — журналистка «Портала неполитических новостей» Екатерина ЖЕМЧУЖНИКОВА и председатель донецкого центра ВО «Свобода» Артур ШЕВЦОВ — сейчас скрываются за пределами Донецка. Накануне Екатерине неоднократно угрожали участники Антимайдана, за девушкой следили.
ДНЕПРОПЕТРОВСК
Во время массовых беспорядков в Днепропетровске пострадало шесть работников прессы. В прошлое воскресенье участники народного вече, среди которых оказалось много футбольных «ультрас», штурмовали здание облгосадминистрации. По их объяснениям, спровоцировали их на это действия молодых людей спортивного телосложения, которые охраняли облгосадминистрацию вместе с милицией — они бросали в толпу митингующих дымовые шашки. Во время штурма и массовой драки между сотнями «ультрас» и «титушками» применялось холодное и огнестрельное оружие, а разъяренные юнцы набрасывались на представителей прессы, фиксировавших события с использованием видео и фотосъемки.
Наибольшую агрессию к СМИ, по совокупности свидетельств, проявили защитники органов власти. Во время массовых беспорядков пострадали работники городского телевидения из «34-го канала» — журналистка Наталья СВЕТЛОВА, которая была избита деревянными палками, и операторы Сергей КОЧЕТ и Даниил ПЕТЕРИМОВ. Первый получил ранение в спину из травматического оружия, второй — травму руки. Травма головы у видеооператора телеканала ICTV Дениса СИНЕГИНА, которому, кроме того, повредили камеру. На корреспондента газеты «Вести» Ярослава МАРКИНА «титушки» напали в сквере около облгосадминистрации. У журналиста изъяли модем и разбили ноутбук, когда он передавал фотографии с места события в редакцию. Рядом стояли сотрудники милиции, но они на просьбы о помощи не реагировали.
У собственного корреспондента газеты «Урядовий кур’єр» и радио «Ера» Натальи Биловицкой, находившейся в облгосадминистрации и сфотографировавшей «титушек», которых в это время инструктировали люди в милицейской форме, неизвестные изъяли фотоаппарат и флешку.
Журналисты на брифинге в областном управления МВД, где рассказывали о воскресных событиях, потребовали от начальника областной милиции объяснений — что за люди с дубинками и фанерными щитами несли «боевую вахту» вместе с правоохранителями во время обороны облгосадминистрации. Полковник сначала заявил, что он отвечает только за своих подчиненных, но потом назвал этих вооруженных людей «добровольными помощниками». Откуда эти молодые люди, которые совершили большинство нападений на журналистов, осталось неизвестным.