Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почти по Веллеру...

Как сложную и противоречивую эпоху Второй мировой войны телевизионщики превратили в черно-белое по смыслу кино
21 апреля, 2011 - 20:35
УКРАИНСКОЕ ТЕЛЕПРОСТРАНСТВО НЕ ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ. ФИЛЬМЫ О ТЕХ СОБЫТИЯХ НАПОМИНАЮТ СКОРЕЕ ГОЛЛИВУДСКИЕ БЛОКБАСТЕРЫ. И ТАКОЕ ВИДЕНИЕ ПЕРЕНИМАЕТ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ. НА ФОТО — УЧАСТНИК ТРАДИЦИОННОГО ПАРАДА НА 9 МАЯ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

День победы каждый раз возвращает нас в советское символическое и ментальное пространство. Над этим целеустремленно и системно работают. Традиционное празднование 9 Мая не имеет почти ничего общего с переосмыслением той войны, что не пять, а по меньшей мере семь лет длилась на украинских землях, с ее драматизмом и противоречиями.

Ни красные флаги, которые в этом году вывесят на улицах украинских городов, ни бравурные песни, ни тем более фильмы, которые в этот день массово транслируют украинские телеканалы, не побуждают общество задуматься. Кстати, упомянутые фильмы перестают быть похожими на классическое советское кино о войне, а скорее, напоминают голливудские блокбастеры — минимум исторической правды, максимум пропаганды и спецэффектов.

На днях канал ICTV презентовал новый фильм, посвященный Великой Отечественной войне, премьера которого состоится на канале 9 мая. Это совместный проект ICTV, киностудии FILM.UA и петербургской кинокомпании «Шпиль». Хотя ключевую роль в производстве картины сыграли россияне (в частности, российские актеры Никита Ефремов и Екатерина Астахова, режиссер — Виталий Воробьев, автор сценария — петербургский сценарист Аркадий Тягай).

Предшествующее сотрудничество ICTV, FILM.UA и кинокомпании «Шпиль» увенчалось, в частности, выпуском трех военных драм «Паршивые овцы», «Третьего не дано» и «Охота на вервольфа». Нынешний проект — 8-серийный фильм «Баллада о бомбере» — его творцы считают особенно значимым. Во-первых, фильм высокобюджетный, а это означает масштабные батальные сцены, насыщенность спецэффектами. Во-вторых, он имеет рейтинговый потенциал. Сюжет фильма абсолютно традиционен: основной акцент — на эмоциях, четкое разделение на добро и зло. Почти Герой Советского Союза летчик Гривцов и его любимая радистка Катя разбиваются над немецкой территорией, но чудом остаются в живых. Теперь они должны пройти через множество испытаний, чтобы вернуться к «своим». Драматизм сюжета усиливает измена. Перед вылетом экипажа на аэродроме совершена диверсия. Подозревают в этом честного Гривцова, которого теперь ожидает трибунал. Одним словом, как сказал журналистам исполнитель главной роли Никита Ефремов, «романтическая фантазия». Соответственно, творцы ленты рассчитывают на максимальные рейтинги, которые, скорее всего, и получат. Продюсер картины генеральный директор FILM.UA Виктор Мирский отметил: «Мы ожидаем беспрецедентных цифр». А беспрецедентные цифры дают хорошие прибыли.

Это очевидно, что наше общество нуждается в переосмыслении событий Второй мировой войны, которые для украинцев были далеко не однозначными. Следовательно, требует и несколько другого телевизионного продукта или по крайней мере качественной альтернативы массовому кино и «романтическим фантазиям». Вместо этого фильмы, которые предлагает украинский эфир, не только не приближают общество к пониманию исторических противоречий, а скорее, наоборот, упрощают их в глазах зрителя и навязывают ему чужой смысл.

На вопрос корреспондента «Дня», не превращает ли творческая группа сложные, болезненные события, которые обществом еще не осмыслены, в черно-белое по смыслу кино, и чувствует ли она социальную ответственность, продюсер фильма Виктор Мирский ответил: «Мы не собираемся никого ничему учить. Мы делаем это кино, потому что нам хочется делать кино о войне». Подобный ответ дал и режиссер Виталий Воробьев: «Я не пытаюсь кого-то чему-то научить. Наши зрители одновременно научены и испорчены хорошим голливудским кино с профессиональными спецэффектами и взрывами. Поэтому в настоящий момент как бы и можно выходить с камерными историями, но у нас было другое задание». А Никита Ефремов вообще высказался просто: «Развитие мира, к сожалению, не всегда зависит от культуры. Не все ходят в театры и смотрят Феллини». На этом можно было бы и завершить рассказ о фильме, если бы не один нюанс.

Хотя фильм художественный, в его основу, как утверждает творческая группа, была положена повесть Михаила Веллера, которая так и называется «Баллада о бомбере». В сущности, это интервью автора с Иваном Богдановым, командиром одного из боевых авиаполков времен Второй мировой. По первоначальному замыслу, этот разговор должен был стать предисловием к книге Богданова, посвященной его авиаполку. Соответственно, герой картины якобы имеет вполне реальный прототип. Ради любопытства автор прочитала повесть Веллера и была, мягко говоря, поражена.

Во время презентации проекта Виталий Воробьев отметил: «Главнейшим нашим заданием было не сфальшивить. Мы не меняли акценты и не работали в рамках советской идеологии». Нужно признать, здесь режиссер покривил душой. Со всей повести Веллера, которая на примере одного человека рассказывает как в действительности Система относилась к своим Героям (советские пилоты летали на грузовых самолетах, день в немецком плену гарантировал расстрел на родине, их истязали работники СМЕРШа, горючего едва хватало на обратную дорогу), за основу для сюжета было взято... фактически один абзац и далеко не ключевой. По крайней мере, судя по словам творческой группы, которая акцентировала внимание именно на романтических отношениях пилота и радистки в сложное военное время. Чтобы те, кто не читал «Балладу...», поняли, о чем идет речь, публикуем фрагмент рассказа Богданова.

«Значит, дается нам задание — принять группу из четырех человек. Доставить в такой-то квадрат за линией фронта, во столько-то часов, обнаружить там внизу четыре костра квадратом и выбросить их с парашютами. Ну, для надежности решил я лететь сам. Привозят их вечером в «виллисе» прямо на аэродром, сопровождает офицер фронтовой разведки. Наше дело маленькое: принял — доставил. Трое ребят и девушка-радистка (помните, типажи, описанные в начале материала? — Ред.). Совсем девочка, маленькая такая. Так дело-то, понимаете, вот в чем... У немцев ведь все службы хорошо были налажены. В том числе и контрразведка, и полевая жандармерия. Работать в их тылу было очень трудно. Группы эти сгорали очень быстро. И чтоб внедриться, был такой способ. Группа приземлялась, начинала работу — и один из них сдавал немцам всех остальных. Заслуживал, таким образом, доверие. Его, конечно, проверяли и потом обычно использовали в их разведке. А на самом деле он работал на наших... Остальные — по законам военного времени. Остальные шли под расстрел. Или в лагерь, если повезет. И вот мы их везем. Они там сидят рядом, переговариваются о своем. И трое не знают, что четвертый их завтра выдаст. И девочка эта не знает. Что не выполнят они никаких заданий. Что все их задание — умереть у немцев. Вышли мы вовремя в заданный район, нашли внизу костры, выбросили группу. Мы ведь тогда не знали еще, что троих привезли, можно сказать, прямо на расстрел. В том числе и девочку эту. Потом рассказывали, что тот, который их должен был выдать, ее любил. Вот такой роман... Правда это, нет, — кто знает. Приврать народ тоже любит. Но ведь и такое могло быть, верно?.. А что с ними было дальше — понятия не имею».

У самого Богданова (якобы прототип главного героя) никакой любимой радистки не было. Его действительно сбили над оккупированной белорусской территорией немцы — и именно описание этого момента тоже использовано в фильме, — но он сравнительно быстро добрался к «своим», не попал к немецкий плен, но за пребывание на оккупированной территории раненого Богданова долго терзал СМЕРШ. Судя по показанному журналистам промо-ролику, детали повести Веллера о зверствах советских военных относительно «своих», о шпионских методах, которые обрекали людей на смерть, из фильма исключили. Зачем усложнять зрителю картинку? Пусть вместо этого приспособленные под бомбардировщики советские грузовые самолеты летают как американские истребители в голливудских блокбастерах. А зрители смотрят замечательную историю о любви, верности и дружбе.

И еще интересный факт. Для экранизации повести из киевского Музея военной техники на съемочную площадку привезли советский истребитель, который подкрасили и нарисовали на хвосте раритета яркую красную звезду. Хотя Богданов в то время, когда его во второй раз сбили немцы (как уже упоминалось, сцена именно этого полета воспроизведена в фильме), летал на американском «Дугласе».

Что касается самого Ивана Богданова, то пребывание на оккупированной территории не украсило его биографию в глазах советского руководства. «Героя Советского Союза» он так и не получил, хотя имел за плечами 156 боевых вылетов (а «Героя...» давали за сто). Потом он строил военные аэродромы за полярным кругом для борьбы с «американским агрессором». Личную книгу Богданова об истории его боевого авиаполка долго кромсала военная цензура, но летчик все же дожил до ее выхода. Об этом в отформатированной «Балладе о бомбере» тоже не сказано. Поэтому неудивительно, что, по словам Виктора Мирского, его бабушка и дедушка, ветераны Второй мировой, не смотрят фильмы о войне...

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ