Как и в прошлом году, программа фестиваля обещает много поэзии: поэтические чтения, дискуссии, лекции, выставки фотопоэзии и кинетических скульптур, театральные и музыкальные перформансы, презентации книг, видеопоэзию, ска-панк и джаз-рок поэзию, электропоэзию, видеоинсталляции.
По сравнению с прошлогодним фестивалем, его география заметно разрослась. В этот раз в Черновцы приедут известные поэты, художники и музыканты из 12 стран: Германии, Австрии, Швейцарии, Молдовы, Украины, России, Польши, Румынии, Израиля, Франции, Великобритании и США. А ход MERIDIAN CZERNOWITZ будут освещать в СМИ Германии, Австрии, Швейцарии, Украины, Польши, Румынии, Франции и США.
О будущем поэтическом фестивале и об итогах предыдущего, а также о том, требует ли поэзия государственной поддержки, «День» поговорил с президентом MERIDIAN CZERNOWITZ Святославом ПОМЕРАНЦЕВЫМ и исполнительным директором фестиваля Ириной ВИКИРЧАК.
— Давайте начнем с итогов прошлогоднего фестиваля.
Святослав ПОМЕРАНЦЕВ: — Первый фестиваль мы организовывали, в сущности, интуитивно, вслепую, не имея никакого опыта реализации международных проектов. И хотя кое-кто, в частности Игорь Померанцев (поэт, публицист, радиожурналист Радио «Свобода», винный критик, один из инициаторов фестиваля. — Ред.) мягко упрекнул нас за хаос; на мой же взгляд, это был хороший конструктивный хаос. Иначе вряд ли «какой-то фестиваль» в Черновцах попал бы на страницы Frankfurter Allgemeine Zeitung. И не одной строкой, а на целый разворот! Публикации были также в Berliner Zeitung и журнале Neue Welt. Серия репортажей — на сайте международной службы «Радіо «Свобода». После дебюта MERIDIAN CZERNOWITZ о нем сразу же заговорили в Европе. Он стал модным действом и получил огласку.
Нашими успехами мы обязаны нескольким факторам. В первую очередь — участникам фестиваля. Поэты, которые съехались в Черновцы в сентябре прошлого года (Хендрик Джексон, Эльке Эрб, Андреас Заурер, Бригитте Олешински, Герхард Фалькнер, Милена Финдайс), — это мэтры, классика австрийской и немецкой литературы. Они распространяют позитивную информацию о фестивале на мировых литературных форумах. Прибавьте к этому еще и работу нашей инициативной группы, в которую входят, в частности, Игорь Померанцев, Сергей Жадан, Юрий Андрухович, Марк Белорусец, Александр Бойченко, Иосиф Зисельс...
Вторая мощная волна, которая обеспечила успех «пробного выстрела», — это работа наших партнеров, например, Гете-института Украина. Кстати, именно Гете-институт стал инициатором нашего партнерства с самой мощной литературной тусовкой Германии — Literaturwerkstatt Berlin.
И, наконец, третий фактор — это наша личная работа. В течение прошлого года мы бывали на разных международных поэтических фестивалях: набирались опыта, пиарили собственный проект и Черновцы в целом, придумывали и разрабатывали международные проекты, которые свяжут Прагу, Вену и Черновцы. Поэтому мы — на европейской волне.
Ирина ВИКИРЧАК: — К слову, Literaturwerkstatt Berlin является основателем целого ряда литературных проектов. Кроме фестиваля поэзии в Берлине, им принадлежит международный проект lyrikline.org, в рамках которого они создали и пополняют интернет-каталог аудиозаписей авторов, которые читают собственные произведения. Мы только подписали контракт о партнерстве с координаторами этого проекта, и будем пополнять каталог записями голосов участников нашего фестиваля и переводами их произведений на украинский язык. Кроме того, Literaturwerkstatt Berlin также проводят конкурс поэтических фильмов ZEBRA Poetry Film Festival. Лучшие работы именно из «Зебры» директор Literaturwerkstatt Berlin Томас Вольфарт представит на MERIDIAN CZERNOWITZ в этом году.
— Как вы видите дальнейшее развитие фестиваля в целом?
С.П.: — Наша стратегическая цель остается неизменной: возвращение Черновцов на культурную карту Европы. Как любит повторять один мой бывший бизнес-партнер: можно быть активным, а можно тихонько сесть в лифт и дождаться, пока он тебя поднимет на нужную высоту. Так вот, согласно нашему замыслу, Украина просто тихонько сядет в лифт, а мы, прорываясь в Европу и мир, будем тянуть всех за собой.
Что касается тактики, то мы выделили несколько тактических линий. Первая — собственно фестивальная: MERIDIAN CZERNOWITZ — это не академическое, а модное, стильное действо, главным действующим лицом которого является поэзия в сопровождении всех видов современного искусства: видео, музыки, фотографии и даже кинетической скульптуры.
Вторая линия — это книжные проекты. Поскольку публика, которая потенциально интересуется фестивалем, — это публика читающая, мы решили реализовываться информационно, в том числе через книжные проекты. В рамках нынешнего MERIDIAN CZERNOWITZ издаем сборники молодых и уже известных поэтов и писателей. Это книжный проект Екатерины Бабкиной «Горчица», «Мои любимые псы и другие звери» Богданы Матияш, двуязычный проект «ZeitZug: Czernowitz-Prag-Wien» молодой украинской поэтессы (а по совместительству исполнительного директора нашего действа) Ирины Викирчак и австрийского автора Милены Финдайс. Презентации этого проекта пройдут в Черновцах, Праге и Вене. Это будет промоция Черновцов и Украины на очень высоком современном уровне — никакого академизма! Особенно стоит отметить то, что именно MERIDIAN CZERNOWITZ издает новую книгу Юрия Андруховича «Лексикон інтимних місць».
И наконец, третья линия. Мы являемся своеобразной платформой для презентации украинских поэтов и писателей на серьезных литературных форумах Европы и мира. Мы уже связались с 120-ю мировыми поэтическими фестивалями, предложив им партнерство. Некоторые из них уже откликнулись. Например, уже упомянутый Literaturwerkstatt Berlin, на котором Ирина побывала не в качестве поэта, а в качестве менеджера.
И.В.: — Это была довольно продуктивная поездка. В Берлине собрались представители самых сильных поэтических и литературных фестивалей мира. До сих пор на Poesifestival Berlin бывали отдельные украинские поэты, но на уровне культурного менеджмента, определенной организованной структуры, которая занимается культурным менеджментом, Украина в этом году была представлена впервые. Мне удалось наладить некоторые связи и достичь определенных договоренностей с известными поэтическими фестивалями.
— Украина для них — до сих пор terra incognita в поэтическом смысле?
И.В.: — Преимущественно так. Они знают Андруховича и Жадана. На этом их осведомленность о современной украинской поэзии завершается.
— Есть ли какие-то принципиальные договоренности?
И.В.: — Моим рассказом об «электропоэзии» (синтетический вид искусства, которое совмещает электронную музыку и поэзию, своеобразное изобретение MERIDIAN CZERNOWITZ. — Ред.) очень заинтересовалась, например, норвежская организация, которая проводит фестиваль видеопоэзии. Они пригласили нас с электропоэзией к ним на фестиваль.
— То есть в Осло нас уже также ждут...
И.В.: — Интерес к Украине проявил также Стокгольмский поэтический фестиваль. Обмен участниками предложил Каталонский фестиваль.
Кроме того, теперь MERIDIAN CZERNOWITZ ведет переговоры относительно сотрудничества с Olympics poetry festival, в котором имеет право принимать участие каждая олимпийская нация. Следующий Олимпийский поэтический фестиваль состоится в Лондоне в 2012 году. В нем примут участие больше 200-х стран. Когда, по моей просьбе, представители фестиваля показали мне список государств, которые уже номинировали своих поэтов, то среди стран, названия которых начинаются с латинской буквы «U» были «USA», «UK», «Uganda», «Uruguay», но «Ukraine» — не было.
В целом, ощутимо, что Украина немного удалена от международных литературных процессов. Не белое, конечно, пятно, но... серое. Кстати, интересными в этом смысле являются примеры Македонии и Словении, стран, которые переживают этап активного осознания себя как нации. Нельзя не заметить, как мощно они продвигают свою литературу и современную культуру в целом. И им также интересно сотрудничество с Украиной.
С.П.: — Кроме того, сейчас мы открываем такие территории, куда еще не ступала нога украинского поэта.
И.В.: — Месяц назад я побывала на всемирно известном Международном поэтическом фестивале в городе Мадельин, в Колумбии. Этот форум проводится уже больше 20 лет. Туда традиционно съезжаются все ведущие мировые поэтические имена.
— Колумбия обычно вызывает совсем другой ассоциативный ряд. Или я ошибаюсь?
И.В.: — Да, Колумбия «прославилась» в мире как центр наркоторговли. А поэтический фестиваль в Мадельине как раз и был создан для того, чтобы разрушить этот стереотип. Ежегодно организаторы сосредоточиваются на определенных глобальных проблемах. В этот раз в фокусе была экологическая тема. Организаторы считают, что экологическое сознание можно формировать и благодаря поэзии.
В этом году результатом ежедневных встреч директоров международных поэтических фестивалей стала вновь созданная глобальная организация World Poetry Movement, которая имеет целью объединить разнообразные «поэтические» организации, фестивали и индивидуальных поэтов, пропагандировать поэзию, способствовать упрощению коммуникации между этими организациями и т. д.
В действительности в течение 21-го года этот фестиваль сделал очень многое. И не только для своей страны. В подтверждение этого несколько лет назад он получил альтернативную Нобелевскую премию мира.
— Он финансируется государством?
И.В.: — Как минимум, на 50%. Очевидно, руководство Колумбии осознает потребность в его проведении.
— А наши высокопоставленные должностные лица осознают только потребность в авторалли. Ни классическая музыка, ни поэзия нам не нужны...
С.П.: — Может, просто нет мощных предложений?
— Возможно. А вы, кстати, обращались?
С.П.: — Частично нас спонсирует министерство культуры, а также Черновицкий городской совет.
— Вы говорили о том, что фестиваль в Мадельине конструктивно вмешивается в имидж Колумбии. Есть ли готовность среди украинского руководства понять, что поэзия — кроме того, что это высшие сферы, — может быть еще и мощным имиджевым проектом?
С.П.: — Мы ориентируемся не на позицию власти, а на нашу собственную гражданскую позицию. Мы считаем своей обязанностью — делать то, что делаем, и не ждем понимания и поддержки со стороны власти. Несмотря на это, мы ее (эту поддержку) находим. Ведь абсолютно очевиден для всех мощный имиджевый потенциал MERIDIAN CZERNOWITZ.
— Так или иначе, есть определенный контекст. В то время как вы пытаетесь представлять Украину с такой точки зрения, многочисленные международные исследования, аналитика и мониторинги свидетельствуют о полном провале Украины на международной арене — на уровень упомянутой уже Уганды. Вас это не смущает?
С.П.: — Нет, не смущает. Мы видим другую, противоположную сторону: MERIDIAN CZERNOWITZ — это кайф людей, которые приезжают в Черновцы, кайф журналистов, которые об этом действе пишут; это, наконец, обиды со стороны поэтов, которых не пригласили на первый фестиваль. У нас — своя линия. Мы видим себя своеобразным клубом, который диктует моду в литературе. Но не только. Поэзия — это еще и элита. Это аристократия. Поэзия — это люди, которые задают стандарты. Собственно, поэзия — это и есть высокий социальный стандарт.