Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Погоня за солнечным зайчиком

Сможет ли ЕС защитить европейцев от российских манипуляций?
22 марта, 2019 - 12:35
ФОТО REUTERS

В Европейском Союзе начала работу система быстрого оповещения о дезинформации Rapid Alert System. Презентовали проект 18 марта, в ожидании выборов в Европарламент, которые состоятся в конце мая. Комментируя событие, еврокомиссар по вопросам безопасности Джулиан Кинг написал в своем Твиттере: «Критически важно работать вместе, чтобы противостоять тем, кто пытается манипулировать нашими выборами».

Впрочем, действительно ли эта «чудо-система» способна защитить европейцев от внешних манипуляций, в первую очередь, продуцируемых Россией?

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Основной фокус Rapid Alert System — целенаправленные и скоординированные дезинформационные кампании. В первую очередь речь идет о попытках из-за пределов ЕС повлиять на демократические процессы и институты внутри объединения. Ближайшая задача проекта — защитить выборы в Европарламент 23—26 мая от возможного вмешательства с помощью распространения неправдивых сведений.

По сути, Rapid Alert System — это координационный центр в виде цифровой платформы для обмена данными о появлении в информационном пространстве неправдивых новостей и для координации реакции на них. Как сообщает Deutsche Welle, участниками проекта являются представители институций ЕС — Еврокомиссии, Европарламента, Совета ЕС и государств-членов объединения, назначенные правительствами каждой из 28 стран Евросоюза. (Как объясняют представители Евросоюза, раньше никто не знал, к кому в той или иной стране обращаться относительно вопросов дезинформации, но теперь этот вопрос решен). Впрочем, работа системы не ограничится сугубо рамками ЕС и будет проходить в сотрудничестве со странами G7, НАТО и другими партнерами.

Система Rapid Alert System будет выполнять три основные функции:

• обмен информацией о распространении фейков, что обеспечит оперативное информирование всех участников о таких событиях.

• выявление тенденций создания и распространения дезинформации и распространение сведений об этом.

• координация реакции на кампании по распространению неправдивых новостей и обмен опытом относительно эффективных мер по противодействию дезинформации.

ДЛЯ ЧЕГО?

Создание системы быстрого оповещения является одним из главных элементов Плана действий борьбы с дезинформацией, который Еврокомиссия представила в декабре прошлого года. Как тогда сообщала DW, подготовку документа обусловило желание защитить граждан от попыток вмешательства в выборы в Европарламент в мае 2019 года и в ряд выборов в странах ЕС в 2020 году.

Один из докладчиков по этому вопросу, вице-президент Еврокомиссии по единому цифровому рынку Андрус АНСИП тогда отмечал: «Мы должны быть едиными, а также объединить наши усилия для защиты нашей демократии против дезинформации. Мы видели попытки вмешательства в выборы и референдумы, и доказательства указывают на Россию как основной источник этих кампаний».

Ансип анонсировал создание Rapid Alert System: «Она (система) будет противодействовать дезинформации жесткими фактами, поможет обменам и оценкам данных разведки. Будут предоставляться лучшие и более многочисленные анализы угроз». Вице-президент Еврокомиссии отметил, что «дезинформация является частью военной доктрины России и ее стратегии по разделению и послаблению Запада». Впрочем, он особенно отметил, что ЕС не собирается бороться с российской гибридной угрозой российскими методами. «Наша цель не заключается в создании чего-то подобного тому, что уже есть у России, — машины пропаганды в ЕС. Мы хотим определять, откуда идет дезинформация, и останавливать ее, обнародовав факты. Для этого мы должны лучше обмениваться информацией между подразделениями, которые уже это делают в каждой из стран ЕС», — отметил представитель ЕК.

В ЕС, таким образом, планируют сосредоточиться только на разоблачении дезинформационных кампаний и противодействии им методом распространения правды. Планируется объяснять, почему эти сведения не отвечают действительности, показывать, из какого источника они исходят и для чего их используют. То есть три шага: разоблачение фейка — опровержение — разъяснительная работа.

Никаких других контрмер не предполагается. В ЕС не собираются ни заниматься контрпропагандой, ни прибегать к запретам, то есть закрытию источников распространения дезинформации.

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

ДОБРЫЕ ПРОТИВ ПЛОХИХ

Очевидно, что евроструктуры, с одной стороны, не хотят прибегать к российским методам гибридных влияний, с другой — каким-то образом ограничить свободу слова. Следует понимать, что распространение фейков не является в Евросоюзе запрещенной деятельностью, потому и противодействовать этому можно лишь с помощью опровержений и разъяснений.

Теперь вопрос: будет ли эта деятельность ЕС эффективной против российского гибридного влияния?

Частично.

Для людей, которые и без того не доверяют России и ее дезинформационным вбросам, будет создана фактологическая база, которую они смогут использовать для опровержений и распространения правды.

Но для тех людей, которые верят российским и пророссийским источникам, эта деятельность Брюсселя не будет иметь никакого значения.

Более чем два года назад, в первый день нового, 2017 года, издание «Новое время» обнародовало статью философа и политического экономиста из США Френсиса Фукуямы «Добро пожаловать в мир Дональда Трампа». Как уже писала газета «День» в №3-4 от 2017 г., Фукуяма, в частности, поделился паническими настроениями и прогнозами относительно наступления фейков: «Традиционное средство от фальшивок, по словам защитников свободы информации, — просто продвигать правду, которая на рынке идей будет более востребованной. К сожалению, это решение почти не работает в мире социальных медиа, полном троллей и ботов. ...Интернет должен был освободить нас от обладателей информации; и в самом деле, теперь информация поступает к нам из всех возможных источников — и все они рассматриваются как равноценные. Нет оснований считать, что «хорошая» информация преодолеет «плохую».

Гибридные влияния в информационной сфере — это о доверии и вере, а не о фактах и логике. Люди доверяют или не доверяют той или иной новости не потому, что знают, что она является правдивой, а потому что верят, что она является правдивой, потому что верят источнику ее происхождения. Варианты действия — подрыв репутации, или наказание «фейкометов» вплоть до полного запрета, или масштабная и целенаправленная контрпропаганда, по сути, пропаганда правды как ответ на распространение лжи. Все другое малоэффективно.

ОТ ФЕЙКА К ФЕЙКУ

«День» уже писал в №18-19 от 2017 года о том, что охота на неправдивые сообщения по своей сути являются погоней за солнечным зайчиком. Пока те, кто выдумывает и распространяет дезинформацию, могут действовать свободно и без препятствий, вы вынуждены будете прыгать от фейка к фейку без всякого шанса прекратить продуцирование вспышки лжи. То, что ЕС не занимается и не планирует заниматься противодействием деятельности связанных российских и пророссийских медиапроектов, которые занимаются распространением фейков в Европе, превращает антифейковую деятельность в бесконечный процесс некого «прыгания» без шансов на настоящее преодоление проблемы.

Два года назад «День» вспоминал и о причинах, которые вызывают нерешительность и половинчатость поведения ЕС в сфере противодействия распространению Россией дезинформации. Одной из них является необходимость, в случае начала реальной, действенной и непосредственной борьбы с российской пропагандистской машиной, перейти на совсем другой уровень деятельности. Это означает необходимость проводить полноценные спецоперации и расследования, в том числе не только относительно российских, но и пророссийских европейских чиновников и журналистов. Но даже в условиях явной и опасной гибридной угрозы со стороны РФ европейцы все еще готовы к такой активности и противятся — организационно и ментально — возвращению во времена «шпионских игр» Холодной войны. Поэтому вместо масштабного и эффективного противодействия российским «вбросам» и манипуляциям мы видим деятельность, которая не нацелена на ликвидацию источника фейков, существует лишь борьба с последствиями, а не причинами.

Поэтому в итоге очень сомнительно, что нынешняя антифейковая стратегия ЕС сможет эффективно защитить европейцев от дезинформационного влияния РФ. Хорошо, конечно, что хотя бы что-то делается, но не оставляет ощущения того, что вот эта деятельность, которую громко называют противодействием внешнему вмешательству в европейские демократические процессы, является всего лишь микроскопической частицей того, что в действительности нужно делать для защиты Европы от российской гибридной угрозы.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ