Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поиск правды и пропагандистская журналистика

Какая между ними разница? Каковы функции пропагандистской журналистики? Какие украинские СМИ занимаются ею? Стоит ли вообще журналисту искать правду?
9 июля, 1999 - 00:00


С такими вопросами обратился «День» к некоторым известным тележурналистам Украины

Ирина ВАННИКОВА («Вікна», СТБ):

— Мы говорим, что живем во времена демократии, но на самом деле наше общество находится в состоянии анемии (буквально беззакония). Люди больше верят астрологам и священникам, чем политикам и журналистам. В нашей стране тайна — это закон существования. Власть, регулярно экспонируя себя, ничего не говорит о своем реальном функционировании. Сегодня телевидение — слишком сильная власть для отечественной «демократии». При Гитлере телевидения еще не существовало, но пропаганда была организована так систематически, что фактически опередила возможности телевидения. Я думаю, что новый Гитлер, овладев телевидением, получил бы безграничную власть. Философ Поль Вирильо заявил, что наступило время создать новую науку — экологию медиа. Мы, журналисты, вынуждены существовать в условиях компромисса между властью и собственной совестью, границу которого каждый очерчивает согласно своим моральным принципам.

Говорить правду, даже эзоповым языком, — не просто профессиональная задача, а естественная потребность журналиста. Другое дело, если границы твоего компромисса расширяются до приспособленчества, карьеры, подлости. В этом случае речь идет о пропагандистской журналистике в наихудшем смысле этого слова.

Мария СТАРОЖИЦКАЯ, спецкор «Вістей»:

— Сегодня каждый журналист находит приемлемый для себя консенсус между зарплатой и убеждениями и работает. И люди — читатели, слушатели, зрители — это хорошо понимают. Они умнее, чем считает их «пропагандистская журналистика», которая была, есть и будет, пока будет власть. Такова жизнь. А что касается «какие СМИ», то теперь стало просто очевиднее: раньше читали между строк, а теперь над ними — там, где выходные данные.

Борис ГРИВАЧЕВСКИЙ, политический обозреватель УТН:

— Журналистское расследование (объективное) может стать настоящей общественной сенсацией и вынудить «следственные органы» либо уйти в отставку, либо ему, журналисту, попытаются заткнуть рот. Это позиция честного, откровенного, принципиального человека, который верность профессии ставит превыше всего. Все понимают, что колесо пропагандистской журналистики, которое вертели в советские времена определенные люди, остается и сейчас в их руках. И поэтому все, что связано с преклонением перед Президентом, в первую очередь, и даже перед его супругой (так делали себе карьеру некоторые руководители СМИ), — это пропагандистская лжежурналистика, далекая от проблем общества.

Настоящий журналист (даже если не для общественности, то хотя бы для себя) должен отыскать правду. Работать с верой в истину. К сожалению, и в «советском» обществе, а сейчас и в нашем, украинском, таких слишком мало.

Василий МЕТЕРЧУК, главный редактор ЮТаР:

— Пропагандистская журналистика — самый широкий жанровый спектр, определяющий влияние на массы с целью пропаганды каких-либо идей. Это способ завоевания определенных кругов.

Если взять сейчас материалы, в которых освещаются идеи, деятельность и намерения тех же претендентов в кандидаты на пост президента, то это можно воспринять именно как пропаганду определенных идей. Элементы пропаганды существуют в очень широком спектре материалов, которые публикуются в газетах, журналах, выходят на телевидении и радио. Я не могу сказать, что в чистом виде такая журналистика существует. Но элементы существуют практически во всех СМИ, которые, скажем, занимаются вопросами политики, экономики, государственного строя... О каких-то специализированных изданиях я говорить не готов, но если говорить, что я ежедневно покупаю газету «День», то я вынужден сказать, что ваша газета имеет немало материалов пропагандистского характера.

Оксана ЩЕРБИНА, «Новый канал», журналист:

— Мы даем информацию о проблемных вопросах, а значит, мы конфликтные. В идеале должны понимать обе стороны, это делает нас похожими на прокуроров, адвокатов и судей. У обоих сторон «правда» различная. Наша задача — донести обе «правды» до зрителя, чтобы он выбрал свою, возможно, третью. Зритель надеется, что журналист расскажет ему все и назовет воров, расставит точки над «і». Есть такая категория зрителей. Каждый рабочий день — это попытка избавиться от такого искушения, ибо тогда довольно легко сделать ошибку в своих выводах. Не хочется походить на Сергея Доренко или Вадима Долганова, ибо скандальная популярность благодаря пропаганде очень переменчива.

Подготовила Оксана КРЫЖАНОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ