О том, что в Днипре открылся первый в Украине Музей АТО (ООС), я знал давно. В этом году выпал случай наконец туда попасть. Официальное название — Музей «Гражданский подвиг Днепропетровщины в событиях АТО». Юридически это один из шести филиалов Днепропетровского национального исторического музея им. Дмитрия Яворницкого. Состоит из внутренней (размещается в помещении диорамы «Битва за Днепр») и уличной экспозиции «По дорогам Донбасса». Уличная часть открыта 25 мая 2016-го, внутренняя — 23 января 2017-го.
Основная экспозиция расположена на 600 квадратных метрах первого этажа диорамы «Битва за Днепр». Среди 2000 экспонатов — документы, фотографии, награды, личные вещи участников АТО, образцы оружия и медицинские инструменты. В мультимедийном зале показываются панорамные документальные фильмы о военных действиях на Востоке Украины: два на украинском якыке и один на английском.
На уличной экспозиции представлены боевая машина БМП-2, башня танка Т-64, полковой миномет ПМ-43, другие образцы оружия, а также карета скорой помощи (УАЗ-452) и макет блокпоста из бетонных блоков. Практически вся техника побывала в настоящих боях. Центр экспозиции «По дорогам Донбасса» — скульптурная композиция «Солдат и девочка», а также дорога, вокруг которой установлены указательные знаки с названиями городов Донецкой и Луганской областей. За бронированной машиной пехоты установлена большая металлическая конструкция, изображающая изувеченные остатки Донецкого аэропорта и является своеобразным монументом «киборгам», которые обороняли аэродром в течение 242 дней.
Экспозиция на первом этаже Диорамы занимает вестибюль, видеозал (бывший кинолекционный) и Зал памяти (бывший накопительный зал со стеной героев форсирования Днепра). В вестибюле экспозиция расположена на металлических конструкциях, символизирующих разрушенный Донецкий аэропорт. Стены затянуты маскировочной сеткой. На стендах в больших тематических комплексах и на шести видеоэкранах представлены материалы, рассказывающие о военных, волонтерах, медиках, переселенцах с оккупированных территорий, капелланах и прессе на фронте.
В Зале памяти погибших в зоне АТО представлено свыше 500 фотопортретов погибших украинских воинов, которые родились и жили на Днепропетровщине. Дополнительно в стеклянных кубах экспонируются личные вещи 50 погибших (награды, документы, книги, элементы военной формы, снаряжение — некоторые со следами попадания пуль и осколков).
Мне как человеку, который родился и вырос в Днипре, трудно воздержаться от перехода на более персональную интонацию. Диорама «Битва за Днепр» — это и в сущности, и по форме громоздкий пафосный образец брежневской монументальной пропаганды (кстати, Брежнев сюда заходил незадолго до смерти, в начале 1980-х). Главное внутри — диорама форсирования Днепра под Днепропетровском, нарисованная с соцреалистической старательностью, плюс объемный передний план, выполненный из бутафорских камней и деревьев. Наиболее интересной для нас, детей, была выставленная на улице коллекция преимущественно советской военной техники — от какой-то древней гаубицы до реактивного истребителя. По этим железякам было интересно лазить. Бывали ли они в реальных боях — никого не интересовало.
Музей АТО вдохнул жизнь в это скопление гранита и стали. Простреленные настоящими пулями машины, уличная подборка дорожных знаков с названиями городов, которая раскрывается, как книга войны, ошеломляющие композиции из вещей погибших, кинозал с панорамной проекцией — такое впечатление, что оказываешься внутри фильма, — вот такая продуманная и насыщенная многоуровневыми сюжетами конструкция дает право называть музей одним из лучших в Украине.
Об истории создания «Гражданского подвига Днепропетровщины в событиях АТО» я побеседовал с одним из глав заведения — Вадимом ЯКУШЕНКО.
— Как все это началось?
— Один из конкретных инициаторов — волонтер «Фонда обороны страны» Наталия Хазан. Но вообще идея зарождалась в кругу военных, волонтеров, медиков — тех, кто прошел первые бои в 2014—2015 годах. На то время уже собралось много экспонатов, накопились свежие воспоминания, многие свидетели хотели рассказать об этой войне. Мы же, как никакая другая область, привязаны к театру военных действий. Реализация замысла началась в феврале 2016 года — сначала в виде уличной экспозиции. Такой своеобразный интерактив, чтобы показать детям — как воюют, чем воюют, за кого воюют. Выбрали площадку — хозяйственный двор Исторического музея. Хорошее расположение — в центре города. Пригласили киевского художника Виктора Гукало — он автор и концепции, и художественного воплощения. Первая экспозиция заняла 1000 кв.м.
Только вдумайтесь: проект возник в феврале, а открытие состоялось уже 26 мая. То есть буквально за 3 месяца проделали огромную работу. Идею поддержали все звенья власти. «Музей АТО» — это бытовое название, бренд. Официально же — «Гражданский подвиг Днепропетровщины в событиях АТО».
— А какая концепция легла в основу всего проекта?
— Музей с самого начала формировался так: живым — почет, память — погибшим. Показать доблесть и подвиг наших воинов. Мы ходим по улицам, у нас мирное небо, и мы немного забываем, что за 100 км у нас война.
История войны развернута в нескольких блоках. Мы не делаем акцент на одной группе больше, чем на другой. Военные, временно перемещенные лица, волонтеры, капелланы, медики, журналисты — представлено все общество, вся Украина, которая противостоит врагу. Главное — показать правду об этой войне. И локации разбиты так, что есть атмосферная часть — уличная, которая на наибольших экспонатах, на боевой технике, вводит тему войны. А на основной экспозиции внутри здания — еще три части: внутренняя, где у нас 6 тематических блоков, Зал памяти, где мы отдаем дань уважения нашим погибшим воинам, и кинозал.
— Которая из этих частей вам кажется самой важной?
— Они все важны. Мы можем говорить, что если Зал памяти — это оголенный нерв, то кинозал — это сердце экспозиции. Днепропетровщина потеряла 560 человек на фронте. Зал памяти посвящен им. Он не планировался как выставочный, но близкие погибших, боевые побратимы начали приносить вещи. Эта часть Музея как никакая другая показывает масштабность этой войны, уровень агрессии. Когда зрители заходят и видят фотографии погибших до самого пола, вот эти 50 кубов-витрин, они понимают все.
А в кинозале показывают фильмы на украинском и английском. Каждый по полчаса, но они так скомпонованы, что зритель не может остаться равнодушным. Показаны все участники событий, о которых мы рассказываем в экспозиции, опять-таки: военные, медики, волонтеры, капелланы, журналисты. Кинозал еще уникален тем, что в нем применены совершенные технические решения. Там 10 проекторов, панорамный показ на 360 градусов — новинки, которые можно встретить разве что в Киеве. Это было очень сложно технически реализовать, потому что значительную часть видеоконтента вытаскивали из телефонов бойцов и адаптировали к широкому экрану — но все вышло.
— Почему возникла идея с англоязычным видео?
— Потому что наш музей стал обязательным для посещения всех официальных делегаций. Депутаты, министры, послы, президенты — музей есть в маршруте. Это тоже признание того, что все сделано правильно.
— Кстати, а как у вас в целом с посещением?
— Мы подсчитали, что за 2016—2017 годы у нас побывало более 160 000 гостей. Важная деталь: Музей является бесплатным и всегда открыт для посетителей. Очень много молодежи. Посещение музея включено в школьные программы. Очень интересны патриотические инициативы, как «Пути героев», например, — когда собираются из области группы школьников, приезжают в областной центр, потом едут на базу 25-й бригады, знакомятся с бытом, техникой, героями войны, потом заезжают в наш музей, проходят Аллею памяти возле облгосадминистрации — очень познавательная экскурсия в течение одного дня. То, что может быть скучным на уроке, визуализируется, превращается в захватывающее путешествие. Музей соответствует времени по своей интерактивной направленности.
— Есть какие-то экспонаты, особенно ценные для вас?
— Они все с особой историей. Их нам везут с линии столкновения. Здесь нет муляжей, все настоящее. Может, я повторюсь, но для меня самый важный — Зал памяти. Там каждая вещь пропитана болью. Невозможно забыть ту поздравительную открытку от матери, которая сказала: не нужны мне какие-то документы, акты приема, просто поймите, что эту открытку — поздравление на день рождения — мой сын никогда не получит. Или другая мама, которая приносит камуфляж сына и просит: положите его так, чтобы было видно, каким калибром убивали наших ребят. Или письмо 6-летней девочки, отец которой погиб в июле, — она идет в первый класс и пишет одногодкам: скоро 1 сентября, вас поведут родители, а мой папа погиб на фронте. Или осколки и пули, которые передали нам врачи из больницы имени Мечникова: мы видим это, смотрим протоколы этих ранений. Об этом мы должны помнить.
— Вы знаете, я поймал себя на мысли: настоящие машины из зоны ООС соседствуют с показной покрашенной советской экспозицией о Второй мировой, а остальной Музей располагается внутри здания брежневской монументальной Диорамы. Интересное столкновение выходит.
— Где-то идеология, а где-то почет и память. Вот чем еще наш музей отличается — не навязывает идеологию. Ведь это коллективный труд сотен людей. Кто-то идею подбросил, кто-то экспонат принес, кто-то кого-то привел. В таком разнообразии проводить одну линию невозможно. Поэтому и нет официоза, музей не служит рупором пропаганды. Мы стремимся быть максимально объективными и благодарными всем, кто приходит. Мы видим новый уровень коммуникации, видим взаимопомощь. То есть весь музей — это один большой символ Украины. И как тогда, так сегодня битва за Днепр — это наше дело. А пока стоит Днипро — стоит Украина.