Так уже сложилось, что политическая карикатура в украинской периодике не нашла постоянной прописки. «День» в этом плане выделяется: политические карикатуры Анатолия Казанского, начиная со второй половины девяностых годов, нашли свое постоянное место на полосах газеты и, как правило, на первой странице. Именно это часто определяет политический взгляд издания и свидетельствует об отношении газеты к тем или другим политикам. Не говоря уже об актуальности карикатур Казанского через многие годы со времени их создания. То есть жизнь у карикатуры долгая, как и у каждого художественного произведения.
Ведь карикатура — это жанр художественной публицистики, которая часто стоит нескольких фельетонов или памфлетов. Кстати, оба этих жанра также практически канули в лету.
— У нас нет настоящей политической карикатуры, хотя спрос со стороны общества есть, — комментирует ситуацию главный художник журнала «Перец» Алексей Кохан. — А вот со стороны издателей заинтересованность в этом жанре отсутствует. Наверное, такова политико-правовая ситуация в стране. Даже дружественных шаржей боятся наши политические деятели, не говоря уже об острой сатире. Хотя карикатура, с моей точки зрения, это — увеличительное зеркало нашей действительности. А действительность сегодня у нас такова, что тем для политических карикатур хватает. Да и есть кому их создавать.
Его коллега по сатирическому цеху, народный художник Украины Анатолий Василенко настроен не так пессимистически. По-видимому, потому, что он один из немногих карикатуристов, кто с 2005 года имеет постоянные заказы на политические карикатуры от газеты KyivPost и журнала «Корреспондент». Вскоре в издательстве «Темпора» выйдет книга его политических карикатур.
— Хотя часто бывают случаи, когда приходится смягчать остроту, причесывать текст, — признается художник. — У меня карикатуры более агрессивны, наступательны. А относительно политической карикатуры в целом, то она у нас больше тлеет, чем горит. Некоторые из карикатуристов вынуждены работать в стол. Ведь по советской традиции до сих пор популярным является запрос на карикатуры, где главными персонажами выступают пьяницы, лентяи, плохие хозяйственники, причем регионального уровня, сюжеты на семейно-бытовые темы.
Все эти грустные размышления навеяла мне выставка американской политической карикатуры, которая на протяжении нескольких недель проходила в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского. Посетители могли на конкретных рисунках проследить смысловой, философский и художественный путь и уровень развития этого жанра за последние 258 лет.
Эволюция политической карикатуры в североамериканских колониях Британии началась с рисунка Бенджамина Франклина, одного из будущих «отцов-основателей» Соединенных Штатов Америки. Его самый известный рисунок был опубликован в еженедельнике «Пенсильвания Газет» в 1754 году в сопровождении статьи, которую Франклин написал с целью призыва американских колоний Британии к объединению против французов во время франко-индейской войны. Карикатура изображает змею, разделенную на несколько частей, на каждой из которых — инициалы одной из британско-американских колоний или регионов. Под картинкой написано «Присоединяйся или умри».
— Этот мощный призыв к, откровенно говоря, примитивному рисунку сыграл тогда историческую роль в объединении прежних колоний, — сказал на закрытии выставки советник по вопросам прессы, культуры и образования Посольства США в Украине Эрик Джонсон. — И в следующие годы сотни американских карикатуристов пытались своими остросюжетными рисунками влиять на разные политические ситуации в стране. Многим из них удалось даже оставить политический след в истории США.
В частности, во второй половине ХІХ века самым известным карикатуристом в стране был Томас Наст (1840—1902 гг.), который работал для журнала Harper’s Weekly. Благодаря его работам удалось вывести на чистую воду некоторых коррумпированных политиков того времени, против которых художник долгое время вел бескомпромиссную кампанию. Особенно доставалось политикам Нью-Йорк Сити, которых возглавлял Уильям Марси Твид. Карикатуры на него и его коллег регулярно появлялись в журнале. Художник настолько допек политика, что тот вынужден был бежать за границу. И когда Твид оказался в Испании, его там задержал один испанский служащий, который хотя и не читал по-английски, но узнал Уильяма Твида благодаря карикатурам Томаса Наста. Вскоре беглец попал в тюрьму, где и умер.
Или еще один актуальный, прежде всего для нас, пример. Кое-кто в США до сих пор считает, что другая карикатура Томаса Наста решила судьбу президентских выборов 1884-го года. Тогда за должность президента соревновались Джеймс Г. Блейн (республиканец) и Гровер Кливленд (демократ). За пять дней до того, как избиратели пошли на участки, на всю первую страницу газеты New York World была опубликована карикатура, направленная против Блейна. Демократы размножили ее на тысячах билбордов по всей стране, а больше всего в Нью-Йорке. И Блейн проиграл выборы, хоть имел шансы победить. Ведь он недобрал всего 1100 голосов именно в Нью-Йорке.
Карикатуристы разных периодических изданий активно участвовали в первой президентской кампании при участии Барака Обамы. Художник Мэтт Веркер, лауреат Пулитцеровской премии нарисовал карикатуру, где изобразил восемь претендентов на должность президента от Демократической партии. Среди них наиболее известные — Барак Обама и Хиллари Клинтон. На карикатуре каждый из них показан за работой — один готов замести улицу, второй отремонтировать вашу машину, третий — подстричь траву, вымыть стекла в окнах, чтобы только получить ваш голос. Неслучайно фермер из Айовы выкрикивает: «Как я люблю время собраний». Имеется в виду предвыборных собраний.
Кстати, карикатура в США защищена Первой поправкой к американской Конституции.
Конечно, те рисунки, которые были представлены на выставке, не отражают полно развитие американской политической карикатуры. Но они подтверждают, что в сохранении демократических традиций важную роль сыграла именно карикатура. По словам Стивена Гесса и Сэнди Нортропа, авторов книги «Американские политические карикатуры: эволюция идентичности, 1754—2010», смех — это существенное оружие общества, которое выбирает своих лидеров.