Его соорганизаторами выступили: Национальный союз журналистов Украины, Ассамблея деловых кругов Украины (г. Харьков) и редакция журнала «Маркетинг и реклама» (г. Харьков). Как видно по географическому представительству организаторов — большинство из них харьковчане. По-видимому, не дождались, пока кто-то из столицы позовет: «Ау, провинциалы, идите-ка сюда, поговорим, потусуемся!..» Не дождались. Поэтому регионы и взяли инициативу в свои руки. Как сказал на открытии форума генеральный директор Ассамблеи деловых кругов Антон Саввов, рынок имиджевых услуг еще не сформирован, правила игры не установлены... А выборы — не за горами.
Политических партий в Украине больше ста, рекламных или маркетинговых агентств, специализирующихся на выборах, также не меньше, однако не каждая партия или кандидат в депутаты будет вести полномасштабную рекламно-избирательную кампанию, поэтому рынок для политтехнологов действительно ограничен и за него нужно бороться. У политических структур есть выбор: самим создавать соответствующие подразделения, или обращаться к рекламным агенствам. И тот, и другой вариант не из дешевых, но профессионалов все равно нужно искать на подобных фестивалях. Профессионалов, действительно, было много, начиная с родоначальника украинского паблик-рилейшнз Георгия Почепцова и кончая молодыми политтехнологами, гостями из России Виталием Ильинским и Сергеем Фаером.
Живые, интересные дискуссии во время запланированных программой фестиваля «круглых столов» по проблемам правового регулирования проведения агитации во время парламентских выборов, роли СМИ, социологических служб поднимали целые пласты нерешенных проблем. Так, до сих пор, ни в одном законе не выписано конкретного механизма привлечения к ответственности за неправомерное ведение предвыборной агитации, а значит, опять не обойтись без клеветнических листовок, провокационных статей и видеоматериалов, т.е. всего того, что называют грязным или черным пиаром.
Больше всех во время дискуссии досталось социологам. Их обвиняли в неправдивых рейтингах, в манипуляции социологическими исследованиями в пользу властных структур или партий. Президент «Социс — Геллап» Николай Чурилов на это ответил лишь, что у социологов есть кодекс чести и репутация, которую они не собираются пятнать ради подтасовки рейтинговых процентов...
С особым интересом воспринимались «круглые столы», где обсуждалась сама кухня избирательных технологий, приемы и методы, профессиональные секреты. Полную «Кобзарську світлицю» (зал, где проходили дискуссии) собрали россияне, которые привезли на фестиваль видео и аудиоматериалы выборов в Государственную Думу известного политика Ирины Хакамады в Санкт-Петербурге и выборов губернатора Карелии в 1998 году. А президент «Фонда Свободы» Игорь Дементьев поделился сравнительными наблюдениями, исходя из которых, по его мнению, между рекламными кампаниями Эл Гора и Виктора Ющенко пятнадцать подобий. Одно из них — это мистическая буква «М», которая мешала и первому и второму получить победу: в США — это скандал с Моникой, а в Украине — с майором Мельниченко. В Ющенко, оказывается, даже две буквы «М», и это при том, что главный имиджмейкер премьер-министра — его жена.
Не такими щедрыми на информацию становились «спецы» по выборам, когда присутствующие просили их помочь разобраться в конкретной избирательной ситуации. Они, как правило, переходили на другую тему, а выше упоминавшийся Игорь Дементьев более чем откровенно намекнул, что при возникновении болезни необходимо обращаться к конкретному врачу. Не забыв, конечно, с ним рассчитаться. Да, рынок есть рынок.
Фестиваль закончился вручением наград. И хотя, по признанию самих организаторов, творческий конкурс не удался, это не унижает ни «Бюро маркетинговых технологий», ни службу «Ос — Директ», ни донецкого «Компаньона 0-01» и других участников фестиваля, которые получили его признание, ибо «удался» сам фестиваль. Его проведение засвидетельствовало наличие в Украине сильного творческого потенциала политтехнологов, как теоретиков, так и практиков. Фестиваль сплотил профессионалов, помог им обменяться опытом, а главное, поставил перед ними и перед политиками очень нелегкое и ответственное задание: разработать цивилизованные правила игры на выборах, которые исключали бы использование грязных технологий.
Именно эти вопросы, по словам организаторов, будут рассматриваться уже осенью этого года на очередном фестивале политической рекламы, но уже в стенах самой Верховной Рады. Т.е. поближе к своим потенциальным клиентам.