В первых числах сентября на украинском ТВ стартовал новый сезон. Зритель уже успел оценить некоторые новые (а иногда хорошо или даже не очень хорошо забытые старые) телепродукты. Мы же попробуем поговорить о том, что нам еще предстоит увидеть.
Конечно же, не обошлось без очередных «тележвачек», всевозможных развлекательных, юмористических и информационных программ. Плюс — программы-расследования, которые телевизионщики любят называть социально ориентированными, хотя, как правило, они довольно далеки от социума, но приближены к криминальной хронике, и, как ни парадоксально, их скорее стоит причислять к развлекательным, нежели социально ориентированным жанрам. Перечисленная продукция — константа украинского эфира. Впрочем, так же, как и уже хорошо знакомый нашему телезрителю формат политических баталий, что каждый уважающий себя канал считает нужным добавить в свою программную сетку. Особенно в преддверии выборов.
Именно к развлечениям и политике сводится абсолютное большинство новинок осеннего телесезона. Жаль, что среди них снова не нашлось места для более серьезных программ. Судя по всему, такого рода продукцию украинский телезритель увидит в эфире не раньше 2015 года. Именно с этой датой представители СНБО, Нацсовета, Гостелерадио, медиарынка и общественных организаций связывают возможное появление в Украине общественного вещания. Об этом недавно заявил Степан Гавриш, заместитель секретаря СНБО, подводя итоги заседания этого органа, которое было посвящено внедрению общественного и цифрового вещания, передает «Телекритика». Так что надо быть готовым к тому, что на протяжении следующих шести лет нам по-прежнему придется довольствоваться Букиными наряду с пустословными речами политиков. Если, конечно, политика собственников телекомпаний и телеменеджеров не изменится. Что, к большому сожалению, маловероятно.
Итак, несколько слов о новинках на украинском ТВ.
Телеканалы традиционно не оставили в обиде любителей «мыльных пузырей», запустив в эфир продолжения сериалов и ряд премьер. Пальма первенства в прокрутке сериалов принадлежит телеканалу «Интер», список премьер которого состоит из шести наименований.
Своему курсу на всеобщее веселье не изменяют и «Плюсы». Юмором на канале в этом сезоне ведают Сергей Чекалкин, Дядя Жора, Бурым-Бурыма, Юрий Горбунов и программа «Говорит и показывает Украина». Имя нашей страны фигурирует в еще одном проекте «1+1» — «Я люблю Україну». Если вы подумали о просветительской программе — забудьте! В этой так называемой патриотической телепередаче ее участники будут развлекать и развлекаться, проверяя свои знания об Украине под присмотром Лидии Таран и признанных патриотов Потапа и Насти Каменских.
Но подобные программы скорее второразрядны по сравнению с большими талант-проектами, в которые каналы вкладывают очень значительные средства. В этом сезоне на экранах появятся «Танцюю для тебе-3» («1+1»), музыкальный проект ТРК «Украина» «Народная звезда» (главным критерием отбора в котором, по словам организаторов, будет умение петь, а не внешние данные). «СТБ» заявляет одновременно о двух больших проектах: «Танцюють усі-2» и «Україна має талант-2!», который появится весной следующего года. А «Фабрика звезд-3» станет главной статьей расходов для «Нового канала».
Чуть ли не единственной познавательной программой станет «Фактор безопасности» на «5 канале», который создан совместными усилиями Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и Государственной таможенной службы при поддержке Центра информирования и документирования НАТО в Украине. Телепрограмма будет транслироваться каждое воскресенье. Как сообщает пресс-служба Госкомтелерадио, цель проекта — показать, чем живет НАТО, какие задачи ставит перед собой, какими нормами и стандартами руководствуется, а также повысить уровень знаний общества относительно НАТО.
Жанр журналистского расследования пробуют приручить каналы «1+1» и ICTV. В эфир уже вышел новый проект Телевизионной Службы Новостей и Сергея Швеца «ТСН-варта», который можно причислить к упомянутой выше категории программ, где серьезный жанр журналистского расследования нивелируется до уровня развлекаловки. В свою очередь, еженедельную программу подобного формата «Країна має знати!» запустила продакшн-студия Константина Стогния «Жара».
Что касается государственного телевидения, то тут главной сенсацией станет появление в эфире футбольного шоу с Савиком Шустером, который, тем не менее, не исчезнет и с политического эфира ТРК «Украина».
Савик Шустер и его новая студия, по мнению руководства ТРК «Украина», не удовлетворяет политический голод зрителя. Поэтому 24 сентября в 22.20 состоится премьера еженедельного общественно-политического ток-шоу «Готовий відповідати», созданного по оригинальному формату, разработанному совместно с ВВС. Канал сообщает, что съемки будут проходить в крупных городах Украины: запись первой программы состоится в Одессе, в дальнейшем будут также задействованы Киев, Донецк, Днепропетровск, Львов, Ужгород и Харьков. Ведущей программы станет Оксана Зиновьева. «Готовий відповідати» будет создаваться при активном участии аудитории, представители которой смогут лично задавать волнующие их вопросы гостям студии — политикам и общественным деятелям.
На этой неделе стало известно о новом проекте Евгения Киселева, который, кроме телеканала ТВі, появится на «Интере» и с 25 сентября каждую пятницу в 21:30 будет рассуждать о большой политике в одноименной программе «Большая политика с Евгением Киселевым» — вместо «Свободы на «Интере».
ICTV также работает над созданием новой политической программы в формате теледебатов, подробности которой пока не разглашаются. «Первый национальный канал» также пока что умалчивает о новом праймовом политическом шоу. Появится ли на «Плюсах» политика — тоже неизвестно.
В преддверии выборов в эфире «5 канала» будут продолжать работу три политических ток-шоу: «Я так думаю» с Анной Безулык, «Майдан. Лидер нации» и «5 копеек». Кроме этого, канал уже запустил информационный марафон «Время выборов». «СТБ» и «Новый» от политики предпочли абстрагироваться вообще.
«День» поинтересовался мнением экспертов касательно изменения информационного пространства в условиях надвигающихся выборов президента и их впечатлениями о новом сезоне телеэфира.
КОММЕНТАРИИ
Михайлина СКОРЫК, член комитета Киевского независимого медиа-профсоюза:
— Программы и сериалы, которые зрителям показывают с началом нового сезона, имеют все признаки телевидения периода кризиса, усложненного предвыборным временем. Это пора «ремиксов» на заезженные темы, кадровых ротаций, ограниченных производственных бюджетов, большого давления политических денег. Пока что руководители телеканалов сделали ставки на проверенные эфиром форматы, запуская продолжение звездных шоу, программ, журналистских расследований, развлекательных, юмористических, кулинарных проектов. «Студия 1+1» раскручивает третий сезон «Танцюю для тебе», СТБ продолжает «Танцюють усі-2» и второй этап шоу «Україна має талант», «Новый» запускает дежурную «Фабрику звезд». ТРК «Украина» украшает эфир еще одной — четвертой — программой со словом «звезда» в названии. Проект звучит банально — «Народная звезда», хотя само шоу обещает быть грандиозно всенародным, конкурируя с похожими детищами каналов-конкурентов.
С приближением выборов продлено эфир «Свобод» — на ТРК «Украина» и ICTV. Каждая из команд работает над «освежением» содержания и формы телевизионных «клонов». Время покажет, оценят ли их находки зрители. Впрочем, удачное начало «Я так думаю» с Анной Безулык на «5 канале» показало, что летом украинцы соскучились по многословным дебатам своих политиков в прямом эфире.
Поскольку сезон едва лишь начался, не все продукты, которые собираются закупить телеканалы, попали в программы телепередач. Например, еще нет ежедневного медицинского шоу «Настоящие врачи», пилотные выпуски которого сняла продакшн-студия «Фильм.UA» для «1+1». Нет новых политических проектов, которые, очевидно, появятся ближе к выборам, поскольку каждый из каналов рассчитывает поживиться за счет партийных бюджетов. Насколько яркими они будут? Практика показывает, что большие деньги достанутся не всем. Штабы кандидатов в президенты предпочитают идти путем прямых договоренностей с владельцами или через «пакетное» приобретение лояльности канала к тому или другому претенденту. За счет этого хвалебные сюжеты вытесняют из эфиров критику, уменьшается бдительность журналистов, что в итоге лишает зрителей критических дискуссий, полных, объективных новостей и настоящих дебатов, между главными кандидатами на президентское кресло.
Иларион ПАВЛЮК, продюсер студии «07 продакшн» («Интер»):
— Невзирая на кризис, в эфире телеканалов много чего нового. Возможно, даже не нового, а, так сказать, хорошо забытого старого, только на новый лад. Касаемо политической ситуации в стране, то она на руку и в интересах политических ток-шоу. Понятно, что у данного формата будут большие рейтинги в сравнении с другими программами.
Николай МАЛУХА, журналист:
— В условиях финансового кризиса, определенной заангажированности и нечистоплотности телеканалов, высокой политической конкуренции, увеличится количество второсортного политического продукта. Я очень сомневаюсь, что авторы этих продуктов будут ставить себе целью поиск истины. Это будет политическая трибуна, скорее даже зона абсурда для оглашения часто неадекватных идей наших политиков.