Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...Последний кадр в Белом море

Об умении фотографа делать особенные снимки
12 октября, 2012 - 11:48
СТАРОЖИЛЫ ОСТРОВОВ СОЛОВКИ ГОВОРЯТ, ЧТО ИМЕННО В ЭТИХ ПТИЦ ВСЕЛИЛИСЬ ДУШИ ПОГИБШИХ И УМЕРШИХ ОТ ГОЛОДА УЗНИКОВ СОЛОВЕЦКОЙ ТЮРЬМЫ / ФОТО АВТОРА

Если не ошибаюсь, то именно в 1975 году фотокорреспондент бориспольской районной газеты «Трудовая слава» Виктор СПИВАК организовал фотоклуб с символическим названием «Крылья». На то время, несмотря на то, что Виктор работал в обычной «районке», он уже печатался не только в престижных газетах и журналах Украины, но и в популярных всесоюзных изданиях «Советское фото» и «Журналист» и чехословацком ревю Fotografie.

Для того чтобы поделиться своим опытом с участниками фотоклуба «Крылья», Виктор приглашал известных фотомастеров из разных городов Украины, из Москвы и даже бывших прибалтийских республик. В то время я работал корреспондентом в республиканской газете «Молодь України», но поскольку очень любил фотографировать, то планировал свои редакционные командировки, чтобы обязательно поехать в Борисполь на занятия фотоклуба. За два года его участники выросли в творческом плане так, что в Борисполе состоялась наша большая и интересная фотовыставка, снимки с которой были напечатаны во многих газетах и журналах.

Среди всех маститых фотографов, которые давали нам мастер-классы, мне больше всего запомнился фотокорреспондент журнала «Украина» Борис ГРАДОВ. Точнее его три высказывания. Первое: «Для фотографа не бывает плохой погоды». Второе: «Фотографируй не только тогда, когда фотографируют все. Фотографируй и тогда, когда другие фотографировать не могут, не хотят или боятся». Третье: «Работа фотокорреспондента требует полной самоотдачи. Но без любопытства и любви к ней даже этого мало».

Фотоснимок, который вы видите, не требовал от меня каких-либо сверхусилий или риска. Суть в другом. Когда я плыл на пассажирском корабле с Соловецких островов к Архангельскому берегу, то внутри, в каюте, было уютно, а на палубе — холодно. Также, вспоминаю, дул ветер и шел снег с дождем. Но я выходил время от времени из тепла на холод, потому что хотелось сфотографировать в Белом море что-то такое, чего я не смог сфотографировать на Соловецких островах.

И кадр получился. А если бы я не запомнил тогда слова Бориса Градова, то этого фотоснимка не было бы.

Николай ХРИЕНКО. Из журналистского проекта «Украинцы за Уралом»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ