У фоторепортера Андрея Нестеренко очень давняя дружба с «Днем» и еще более давняя тяга к социальной тематике. Его снимки не раз появлялись на страницах газеты, заставляя читателей задуматься о той или иной проблеме и даже подталкивая к нужной инициативе решения этой проблемы. Но есть важная черта, которая отличает Андрея от других фотографов — он заточен на позитив. И говорит, что принципиально не снимает «чернуху». О донбасских шахтерах, которых засыпает, тернопольских пирамидах из огурцов, Доме святого Николая в Ивано-Франковске и хмельницкой истории любви сирот рассказал «Дню» Андрей Нестеренко. Короче говоря, о социальном портрете всей Украины через свой объектив и объективы фотографов XV Международной фотовыставки «Дня».
— Впервые на Фотоконкурс «Дня» я подал свои роботы в 2003-м, а уже через год получил первую награду. И с тех пор так каждый год. А первая моя награжденная робота называлась «Выбор-2004». Это было лето перед оранжевой революцией. На фото изображено два плаката. На одном, оранжевом, написано «Пилорама. 300 метров», а на втором, сине-белом, — «Психологическая консультация. 150 метров». И между этими плакатами стоит старичок с велосипедом и чешет себе лысину в раздумье, куда пойти — направо или налево. Приз, который мне лучше всего запомнился, — это сертификат на пять тысяч гривен (на то время это была тысяча долларов) на обед в одном из самых дорогих ресторанов Киева. Я этот подарок использовал только наполовину — отпраздновали день рождения дочки. Уже только потом подумал, что на остаток можно было набрать чего-то вкусного в коробочки, прийти в редакцию к Леониду Бакке (бывший глава бильд-редакции «Дня». — Авт.), который тогда еще был жив, и продолжить веселье...
СРЕДИ ПОДАРКОВ ДЛЯ АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО (СЛЕВА) — ДОЛГОЖДАННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ «Дня»/ ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
— Большинство ваших фотографий затрагивает общественный аспект жизни...
— Это потому, что он больше всего меня как раз привлекает. Фото «В киевском хосписе» получилось после поездки в два хосписа. Один — тот, что на Московской площади — еще советских времен, не обустроенный, грубо говоря, брошенный. И второй на Житомирской при онкобольнице — там действительно европейский уровень стандартов.
— Какие места и люди чаще всего появляются в вашем кадре?
— Я работаю фоторепортером в парламентской газете «Голос Украины» и по долгу службы практически всю Украину объездил по два-три раза. И в тюрьмах снимал, и в СИЗО, и в детских домах, и на полях, и на Говерле, и под водой, в шахтах. Вот фотографировал зимой шахтеров в копанках в Донецкой области. Так эти парни говорят мне: «Засыпало тебя, и никто не откапывает. На твое место сразу же идет другой, и дальше все продолжается». Есть много болезненных социальных тем, которые некоторые СМИ вытаскивают на поверхность.
— Если вы попадаете второй, третий раз в место, где уже бывали, видите ли какие-либо изменения?
— Конечно, есть места, где что-то меняется в лучшую сторону. Но зачастую — только внешние изменения, а суть проблемы остается. К примеру, на территории черниговской колонии есть детский дом, где до трех лет живут родившиеся у осужденных дети. Этот детдом существует уже лет пять благодаря швейцарскому проекту. Первый раз я там был года четыре назад, еще раз вернулся в прошлом году. За это время изменилась разве что атрибутика — чище стало, культурнее. Но отношения между осужденными и администрацией какие были, такие и остались. Но вот Ивано-Франковская область. Там есть монашеский детский приют, или Дом святого Николая, как его называют в народе. Я там раза три был, и там все лучше становится. И содержат этот дом своими силами с минимальной поддержкой государства. Или взять, к примеру, Южный берег Крыма. Новые дома строятся, гостиницы, и в то же время детский санаторий, где лечат костный туберкулез, приходит в упадок. Больно, когда видишь контраст между этими объектами и какими-то фешенебельными строениями.
— Как нужно подготовиться к съемке на выезде, чтобы она получилась интересная?
— Когда я выезжаю в командировку в регион, кроме поставленной задачи, обдумываю собственные темы. Я всегда перед отъездом ищу в Интернете какие-то интересные моменты об этих местах. Главная цель — показать жизнь региона во всем разнообразии. Когда есть то, что радует, — это классно. Но часто видишь такие ситуации, что диву даешься, как оно еще существует. Например, у нас в Украине в Тернопольской области есть «огуречная столица». Я туда приехал в августе, и мне один парень говорит: «Поехали, я тебе что-то покажу». Вывез меня в поле — а там целые «пирамиды» из огурцов гниют. Нет ринка сбыта, вот они продукт вывозят и выбрасывают. Такие места я стараюсь увидеть и о них рассказать.
— Что для вас значат люди, которых вы снимаете? Это просто персонажи, или вы вникаете в каждую личную историю?
— По-разному. С некоторыми я потом много лет поддерживаю отношения. Но я никогда не сниму и не напишу плохое о людях. Даже среди заключенных есть позитив.
— Как вам удается разговорить человека, который стесняется или не хочет с вами откровенничать и тем более фотографироваться?
— Каждый фотограф должен быть психологом. Ты смотришь на человека, и по выражению его глаз, лица уже знаешь, чувствуешь, будет с тобой общение или же он тебя «пошлет». Иногда нужно отступить. Иногда нужно взять бутылку, чтобы разговорить.
«ЗЕРКАЛО» / ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО
— А детей трудно снимать?
— С детьми очень легко. Их снимать — это всегда удовольствие. В Хмельницком есть программа от ПРООН в Украине для матерей с детьми, которые попали в трудное положение. Я раза три туда ездил. Первый раз у нас вышел материал в газете, где главными героями были парень с девушкой, сироты, которые жили в ООНовском общежитии. Тогда ребята закончили школу, выучились, а когда я приехал во второй раз, они, оказывается, уже поженились. Купили себе дом в селе. А в третий раз, когда я посещал те края, у них уже ребенок родился.
— Какой эмоциональный заряд вы стараетесь передать в своих фотографиях?
— Конечно, позитивный. Негатива у нас в жизни и так достаточно. Когда я еду в отпуск, то беру фотоаппарат и снимаю в свое удовольствие. Как-то я снимал чайку, которая выдернула рыбу у другой. Я четыре дня приходил на пляж и сидел в воде, брал с собой рыбку, подкармливал птиц и снимал, пытаясь поймать хороший кадр. Уже даже жена стала ворчать: «Хватит». Тот снимок, что вышел, — один из последних.
— Мы говорим о позитиве. А как снимать старость, чтобы она не выглядела угнетающей?
— Это все зависит от человека. Некоторые пожилые люди со злобой относятся к тому, что ты хочешь их снять. Но есть и другие. Снимал я в одном заброшенном тернопольском селе семейную пару. И хоть там было грязно и неухожено, но они были рады. Побыв с тобой день, привыкнув к тебе, они меньше обращают внимания на фотоаппарат.
— Чего бы вы никогда не сделали как фотограф?
— Я никогда не снимаю из-за угла и не люблю слово «папарацци». Папарацци — это тот, кто ищет «жареные» факты и компромат, снимает негатив. Я всегда открыт с людьми, в меня никогда не бросали гнилыми помидорами. Фотографу нужно знать меру. Также не могу снимать горе. Не могу фотографировать, когда хоронят человека. Максимум — снять со стороны общий кадр, если он нужен. А ведь некоторые смакуют это. Особенно молодые фотографы. Люди моего возраста уже знают эту грань... Я начал фотографировать, когда мне было 14 лет, а сейчас — 52.
— У вас есть ученики?
— Раньше я вел фотокружок на Станции юных техников, когда такая еще была. Это еще во времена, когда цифровой техники не было, сами раствор колотили и печатали снимки. Ходили ко мне ребята, снимали, некоторые ставали фотографами. А потом станции не стало...
— Если бы вам нужно было сделать коллаж из своих фотографий, какой бы выглядела Украина и что бы там было изображено?
— ...Это были бы обычные люди, которые делают свое дело. Есть, например, преподаватель в художественной школе, который учит детей вырезать ложки из дерева, есть шахтер, который добывает уголь, есть механизаторы... Да кто угодно! Главное, чтобы присутствовали их лица, руки...
— А какую вы увидели Украину на XV Международной фотовыставке «Дня»?
— В этом году было много политики, что для прошлых годов, насколько я помню, не настолько характерно. И опять же позитив — самое нужное для человека, когда с телевизора на тебя льется поток «чернухи». Запомнилась фотография, на которой изображен комбайн с лучом света на нем, понравился раздел «Світ очима дітей» — видно, что талантливые будут фотографы.
— Так может ли фотография изменить мир к лучшему?
— Чем больше мы будем показывать людей, которые в любых, самых сложных, условиях остаются людьми, тем больше мы будем настраивать свою аудиторию на этот позитивный лад. Чем больше мы будем рассказывать такие жизнеутверждающие истории всей Украине, тем больше у нас будет людей, которые не захотят опускать руки.