Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поющая история – ради очеловечивания ТВ

21 января, 2000 - 00:00

Перед приходом 2000 года украинские телеканалы дружно смастерили каждый свою видеозаставку, чему сами радуются и радуют своих зрителей вот уже целый месяц. И почти никто не позволил себе остановиться (преодолеть общее движение и остановиться на самом деле способен только сильный!); и почти никто не позволил себе задуматься и сделать небольшое открытие: смена веков, а тем более тысячелетий для человеческой истории — это не так и часто бывало. Конечно, мы все беспокоимся о будущем. И всматриваемся в него, и заклинаем его. Это и естественно, и правильно — мы стремимся жить. Но, как это ни банально, обеспечить настоящую дальновидность в будущее может только внимательная дальновидность в прошлое: из чего, как и кем мы слеплены... Ввиду того, что предновогодние дни — праздничные и по настроению более легкие, уместно было ожидать и адекватного тележанра — легкого (а еще — умного и внимательного) взгляда в прошлое. Возможно, осознавали это все, но сделали только на канале «1+1» . В течение месяца чуть ли не ежедневно здесь появлялись новые видеоклипы, созданные под какую- то из знаковых песен (мелодий) века. Форма очень простая и в то же время очень телевизионная: в «зимнем окошке», на фоне фирменной елки, документальные черно-белые кинокадры разворачивали перед нами прошлое. В финале прошлое объединялось с современным — последним кадром, который на глазах освобождается от черно-белой стилизации и проявляется в цвете. Такой распространенный, даже несколько тривиальный, телефокус, а благодаря повторению позволяет сделать маленькое, но важное открытие: человечество со временем меняется, но и остается самим собой. И мы на самом деле очень похожи на своих родителей в юности и молодости. Ибо пока не проявится в цвете тот финальный кадр, не сразу и поймешь, не мгновенно распознаешь перенесение во времени... Это чрезвычайно важное качество — очеловечивание телевидения, которому якобы уже следует мыслить только большими и холодными числами — миллионной аудиторией, рейтингами и шейрами. Пропеты совершенно разные вещи: от «Джамайки» Робертино Лоретти и «Шоу должно продолжаться» Фреди Меркури до «Синего платочка» Клавдии Шульженко и «Доченек» Александра Вертинского. Здесь — Элвис Пресли и Френк Синатра, Марк Бернес и София Ротару, Эдит Пиаф и Булат Окуджава, Джо Дасен и Леонид Утесов... Но видеоряд — это преимущественно 50-60-е годы. Именно то время, по которому и могут идентифицировать свою молодость наши родители. Такой, бесспорно — сознательный, жест сразу добавляет тепла всему этому гиперкороткометражному многосерийному действию. Из украинского «экранизировано» «Рушник», «Водограй», «Червона рута» и «Щедрик» Леонтовича. Эти эпизоды вызвали у меня больше всего эмоций, что естественно — меньше всего отчужденности. И если «карпатские песни» ожидаемо проиллюстрированы карпатской же экзотикой, то в «Рушникові» матери (на первый взгляд — неожиданно) провожают сыновей в армию. А под «Щедрик» найдены и заложены кадры... советского то ли щедрования, то ли колядования с пятиугольной серпасто- молоткастой «звездою» — наверное, послевоенная попытка интегрировать тысячелетний ритуал к комжизни — где-то на западе Украины... Именно такие интерпретации и находки позволяли не только порадоваться и поностальгировать, как и требуется для новогодних праздников, для излома веков-тысячелетий и, в конечном счете, для жанра. Они заставляли остановиться и задуматься. Зрителям — об истории, которая дышит в спину. Телевизионщикам — о том, что впереди целый год того самого излома времен, который призывает телевидение взглянуть и на 100, и на 1000 прошедших лет. И в легких, и в аналитических — во всех жанрах.

Ольга КАЛУГА, «КІNО-КОЛО», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ