Мой дедушка-фронтовик не любил смотреть фильмы о войне. Видимо, эти воспоминания слишком бередили душу. То же можно сказать о многих других ветеранах. Художественные фильмы о войне с фашисткой Германией, скорее, для всех нас — чтобы помнили.
Известно, что советская военная кинематография нередко искажала правду в идеологических целях. Фильмы перестроечного периода пытались это исправить и предельно приблизиться к реалиям. Российский фильм «Звезда», показанный в День Победы на канале «1+1», знаменует новую тенденцию. Минимум диалогов, максимум зрелищности при непременной достоверности.
Первые впечатления юной связистки (главная женская роль) от фронта, а у меня от фильма «Звезда» — оторванная нога в сапоге; зияющая рана вместо брюха коровы на месте взрыва бомбы. И дальше киноповествование полно шокирующими кадрами. А эмблемой самого фильма для меня стала достаточно реалистично вырезанная звезда на теле советского бойца, выловленном из реки. Со всеми подробностями, неизменно крупным планом дана гибель молодых разведчиков. Так это видел бы, наверно, немецкий солдат, стрелявший в них из автомата. По степени внимания к этим моментам можно сказать, что показ смертей — это главное в фильме. И уже на втором месте — личности самих ребят, юных героев, для которых защита Родины была дороже жизни.
Рассказ о самоотверженном патриотизме и есть сверхзадача фильма. Недаром половину бюджета оплатило Министерство культуры Российской Федерации. Римейк старого советского фильма «Звезда», экранизирующий одноименную повесть Эммануила Казакевича, стал самой кассовой картиной России прошлого года. В искренность молодых ребят веришь, и тут достигнута цель, поставленная продюсером фильма Кареном Шахназаровым: «О войне уже сейчас должны говорить люди молодые и в своей манере». Был приглашен молодой российский режиссер Николай Лебедев (автор «Змеиного источника» и «Поклонника»). Лебедев признался, что это была очень трудная работа: «Мы смотрели в Госфильмофонде хронику, материалы, фотографии, чтобы достичь максимальной достоверности — с одной стороны, но, с другой стороны, мы старались, чтобы это было максимально романтично». Карен Шахназаров утверждает, что в «Артеке» 10 тысяч школьников плакали, когда смотрели пилотный показ этого фильма. «Звезда» стала лидером кино- и видеопроката в России и получила гран-при пяти фестивалей. Неужели действительно подрастающему поколению нужен жесткий голливудский подход?
Впрочем, у телезрителя была альтернатива. 10 мая по «Интеру» шел еще один фильм про разведчиков — российско-белорусский «В августе 44-го». Действия военной контрразведки «Неман» тоже захватывают, но напряженный сюжет не перегружен психологическим «шантажом». А в зрелищности «Звезде» этот фильм — да, уступает. Нет красивых панорам, где камера задевает листву верхушек деревьев, создавая обостренное ощущение реальности.
Еще один военный фильм про лето 44-го, снятый Стивеном Спилбергом, «Спасти рядового Райана» («Интер», 11 мая) — широко известен. И сразу видны особенности западного взгляда. Если задача «Звезды» — напомнить молодым россиянам, что когда-то их ровесники почитали за честь гибнуть за Родину, то в американском восприятии самая большая ценность — солдатская жизнь. Герой Тома Хенкса капитан Джон Миллер говорит: «Когда-нибудь мы будем вспоминать войну, и может статься, что спасение рядового Райана — самый пристойный поступок за всю войну». Трогательный финал заставляет зрителя задать себе несколько пафосный, но искренний вопрос: «Насколько достойно я живу?». И в душе остается не скорбь и опустошение, а созидательный мотив.
Уходят из жизни ветераны, для которых главный день в году — 9 Мая. И скоро не у кого будет спросить, похожи ли на правду киноистории о крупнейшей войне минувшего столетия. Даже не по конкретным деталям, а по ощущениям и эмоциям. Когда старые военные, служившие на советской подводной лодке, смотрели фильм «К 19»(«1+1», 11мая), то заметили массу несуразиц, которых не могло быть тогда. Но великодушно простили неточности, поскольку остались довольны тем, что увидели, — был правильно передан драматизм ситуации, а образ, созданный Гаррисоном Фордом, оказался достоин своего прототипа.
А современным кинорежиссерам останется вспоминать слова Леонида Быкова. Пытаясь объяснить непреходящий успех пронзительного фильма «В бой идут одни «старики» (его повторяли 9 мая по «Интеру»), он говорил, что настоящие фильмы о войне, по большому счету, рассказывают не о войне, а о людях и возможности и в бесчеловечных условиях не сломаться, остаться верным фронтовой дружбе и себе.