Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Правило избрания булочек

или урок иррациональности для политтехнологов и медийщиков
26 апреля, 2019 - 12:20

Большинство украинских экспертов по медиа-темам и в целом по гуманитарным вопросам почему-то уверенны, что человек, как правило, должен действовать разумно и взвешенно, после оценки ситуации, обдумывания возможных вариантов поведения и их последствий. Им кажется, что человек по определению должен действовать рационально — собрать всю информацию обо всех возможных вариантах действия, проанализировать их, тщательным образом просчитывать последствия и выбирать наиболее полезное и выгодное для себя решение, при этом четко понимая, что именно для него является полезным или выгодным.

На этом постулате, например, построены программы по повышению медиа-грамотности.

Однако на самом деле предположение о естественной рациональности человека и определение необразованности или неосведомленности как причин иррациональных действий является в принципе неверным. Дело в том, что даже обдуманное, осознанное поведение человека всегда ограничено рациональным.

КАК ВЫ ВЫБИРАЛИ СВОЮ МАШИНУ?

В экономике существует теория ограниченной или связанной рациональности, за разработку которой американскому ученому Герберту Саймону в 1978 г. была присуждена Нобелевская премия. Содержание теории ограниченной рациональности в том, что человек не может, не в состоянии принять действительно самое выгодное (самое полезное) для себя решение.

Иллюстрацией неполной рациональности или, если хотите — доказательством иррациональности поведения человека является покупка автомобиля среднестатистическим покупателем.

Вряд ли вы сами провели ли ваши знакомые при выборе автомобиля детальное изучение абсолютно всех характеристик двигателя, изучив лично все детали мотора; проанализировали результаты креш-тестов для всех аналогичных моделей; составили сравнительную таблицу затраты топлива для вашего обычного графика поездок для всех машин подобного класса; посетили и сравнили СТО разных автомобильных производителей и совершилиеще массу других, необходимых для 100% рационального решения, действий.

На самом деле, по данным продавцов автомобилей, среди первоочередных критериев выбора автомобилей фигурируют внешний вид и дизайн автомобиля. Это абсолютно иррациональные критерии, которые связаны со стремлением добиться соответствия автомобиля своему личному имиджу, сделать автомобиль символом своего успеха, получить эстетичное удовольствие от машины.

Даже рациональные по своей сути требования, как безопасность и надежность, определяются покупателями не с помощью личного проведения или заказа у специалистов сложных технологических исследований, а путем выбора по чисто внешним характеристикам — марки автомобиля и страны производителя, которые покупатель считает гарантией определенного уровня качества. Это абсолютно субъективный метод отбора, который, безусловно, нельзя назвать рациональным.

Можно обратиться и к повседневным покупкам, например, к приобретению хлеба. Вряд ли посетители супермаркетов или мини-пекарен проводят тщательный анализ состава булочек перед приобретением, взвешивают их, чтобы выбрать хлеб с максимальным весом по той же цене, или же составляют перед тем, как отправиться в магазин, сравнительную таблицу цены на один и тот же сорт хлебобулочных изделий в разных магазинах своего населенного пункта.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭВОЛЮЦИИ

Есть три очевидных причины существования ограничения рациональности человеческого поведения:

1 Дефицит информации,  или «информационная недостаточность «: невозможность получить абсолютно все возможные сведения, данные и факты относительно ситуации, процесса или объекта.

2 «Профицит информации», или «информационной перегрузки» — когда человек тонет в потоках разнообразной, и, как правило, противоречивой информации.

3 Дефицит ресурсов для обработки имеющейся информации: отсутствие у человека времени и/или знаний для полного и всестороннего анализа и синтеза всех имеющихся данных. Теоретически проблему нехватки знаний как раз и должно решить повышение медиа-грамотности. Но невозможно объять необъятное — априори нельзя гарантированно научиться распознавать фейки по всем темам, на которые пишут в СМИ и социальных сетях.

Парадокс, но ограниченная рациональность поведения вовсе не свидетельствует о ее вреде для человека. Рефлексы, инстинкты и интуиция могут подсказать оптимальное, наиболее полезное решение в ситуации, когда необходимо принимать мгновенное решение или если отсутствует необходимая для осознанного принятия решения информация. Благодаря этому человек выжил в этом мире.

ЭМОЦИИ-ШВЕЙЦАРЫ

Ограниченная рациональность человеческого поведения — это не все плохие новости для верящих в ум человека как основу его деятельности.

Оказывается, информация из внешнего мира попадает к человеку не с помощью рацио, а через емоцио. 

Первичную обработку информации, которая поступает на органы восприятия человека, выполняют... эмоции, которые переправляют потом свою оценку ситуации в сознание человека.

Эмоции — это фильтр, или швейцар, который стоит на входе к сознанию человека и сортирует все входящиесообщения.

Керрол Э. Изард в книге «Психология эмоций» так описывает этот процесс: «Человеческое поведение основывается на эмоциях, они активизируют и организуют восприятие, мышление и стремление человека. Эмоции непосредственно влияют на перцептивные процессы, фильтруют информацию, которую человек получает с помощью органов чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки».

Возникновение эмоциональной реакции  — зеленый свет на входе — является сигналом для сознания о важности того, что происходит вокруг. Фактически эмоции сообщают человеку о том, что события внешнего мира имеют значения для самого человека — угрожают его жизни или, наоборот, обещают удовлетворение базовых потребностей.

Отсутствие эмоциональной реакции свидетельствует о неважности, незначимости того, что происходит.

Соответственно, для того, чтобы процесс, предмет, другой человек или событие были оценены человеком как что-то важное, необходимо спровоцировать возникновение эмоций. Другого пути к сознанию человека, кроме эмоционального, нет.

Шокирующие сведения для наших интеллектуалов. Еще больший шок может вызвать знание о том, что влияние эмоций на жизнь человека в последнее время увеличивается.

Мы знаем, что головной мозг человека делится на два полушария — левое и правое. Левое полушарие отвечает за абстрактное мышление, логику. Правое полушарие — процессно-образное, отвечает за эмоции и интуицию. Соответственно, способность к творчеству человека определяется деятельностью правого полушария, а левое работает с уже известными данными и ориентировано на прогнозирование.

Раньше принято было считать, что ведущую роль в управлении поведением homo sapiens играет левое полушарие. Однако в последнее время ученые все чаще говорят о том, что в основном управляет человеком правое полушарие. Звучат даже мнения о том, что мы имеем дело с изменением цивилизационных фундаментов — с рациональных на иррациональные. Хотя, возможно, признав доминирующую роль «емоцио» над «рацио», люди просто перестали обманывать себя.

О ВЫБОРАХ

Специалисты по социальной психологии давно знали, что именно эмоции организуют деятельность человека, стимулируя, корректируя и направляя ее. «Движущей силой всего, что мы делаем, являются эмоции, которые мы чувствуем в конкретной ситуации», — писал Марк Эрлс в книге «Стадо».

Прежде всего, на манипуляциях эмоциями основывается вся реклама в мире. И политическая — не исключение.

Откуда взялось у украинских политтехнологов и медийнищов идея об разумности избирателя — неизвестно. Да она по определению не могла сработать — и не сработала.

Характерный пример — избирательные дебаты. На самом деле, во время теледискуссий побеждает не тот, чье выступление более аргументировано, а участник, который ярче, энергичнее, с более быстрой реакцией, который говорит со зрителями на одном, понятном языке. Объяснение очень простое — такой оратор вызывает больше эмоций и автоматически все, что он говорит, становится больше важным для аудитории.

Или возьмем формат представления одним из кандидатов своей программы — «Нового курса» — в формате наукообразных форумов. Без дальнейшего разделения на простые и яркие месседжи с эмоциональной окраской все «курсовые» наработки были обречены остаться известными и понятными лишь кругу ближайших соратников. Так, в конечном итоге, и получилось.

И в конце — главная плохая новость для «свидетелей управляющей роли рацио». Защиты от манипуляции эмоциями не существуют.

Как писал Роберт Антон Вилсон в своей «Психологии эволюции», «самый легкий способ подвергнуться промыванию мозгов — появиться на этот свет».

Впрочем, и здесь не все плохо. Возникновение эмоций — процесс достаточно хаотический, который невозможно предусмотреть с полной, гарантированной точностью. Именно поэтому возможности для влияния даже с помощью самых продвинутых технологий, в свою очередь, тоже являются очень ограниченными.

Так что, возможно, и плохо, что люди недостаточно рациональны, а может, — и не очень. Впрочем, настоящие характеристики человеческой сущности все же должны знать не только социальные психологи, но и политические консультанты и медиа-эксперты. Чтобы потом не удивляться реальности.

При написании текста были использованы материалы из книги «Правда о человеке» (автор книги является автором этой статьи)

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ