Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Преступление, наказание, кино...

25 мая, 2007 - 00:00

Рассказывать о документальном фильме — задача неблагодарная. В отличие от художественных картин, здесь нет сюжета, и все повествование — краски реальности, выложенные автором-создателем. Поэтому трудно объяснить, о чем новый фильм Максима Суркова «В зоне особого внимания», премьера которого состоится на канале «1+1» в День защиты детей, 1 июня. Можно сказать, что проект по сценарию известного писателя Юрия Покальчука — о детях. О детях, совершивших преступления перед обществом и оказавшихся в колониях, на детской зоне.

Юрий ПОКАЛЬЧУК:

— Много лет я работаю с Прилуцкой воспитательной колонией как общественный шеф, член Попечительного совета колонии и член общественного совета при Департаменте по вопросам выполнения наказаний. Я приехал сюда в 1986 году, чтоб написать репортаж для «Молоді України». Подростки упросили меня приехать еще, потому что я разговаривал с ними, как с людьми, а не как с «отбросами». Я приехал опять, создал там литературный кружок, потом мы начали выдавать самиздатовский альманах «Горизонт», который сейчас так же квартально печатается посредством спонсоров в обычном печатном формате. Там помещены их стихи, сочинения о себе и рисунки. На днях выходит №1 2007 года, и я его повезу в Прилуки. Это большое событие для всех воспитанников.

— «В зоне особого внимания» — фильм социального направления. Но, судя по всему, вы эту проблему воспринимаете уже как личную?

— Это нормальное явление, все социальные беды нужно воспринимать и как личные, тогда мы доживем до гражданского общества. Дети вырастают, становятся взрослыми, и если общество будет их и дальше выбрасывать на свалку, оно создаст себе большую армию асоциальных личностей. Я радуюсь, когда мои прежние воспитанники учатся в вузах, женятся и все у них в обычной жизни складывается хорошо. Здесь есть и частица моей заслуги, кроме, конечно, воспитателей, которые работают в колонии. Это тяжелая и подвижническая работа, совсем не оцененная обществом. С такими детьми очень тяжело работать. Никто не удержится на такой работе, если приходит работать туда без души.

— День премьеры — 1 июня — День защиты детей. Может ли демонстрация таких фильмов остановить кого-то, не дать совершить роковой поступок?

— Заданием фильма как раз и является показать родителям, детям, учителям и властям, что происходит с нашей молодежью, чего ей недостает, что можно, нужно делать. Я уже знаю из предыдущих показов в школах, что этот фильм очень сильно влияет на подростков. И это большая заслуга канала «1+1», который чуть ли не единственный в нашем телевидении ставит остро социальные проблемы.

Максим СУРКОВ , режиссер:

— Максим, до этого у вас был фильм «Иные» про детей- аутистов, сейчас — премьера ленты про других проблематичных детей. Совпадение или тенденция?

— Это не совпадение. Я бы сказал, что это — эхо. Дети — будущее теперешнего общества. Это важный момент. Любые экстремальные социальные группы — это будущее настоящего. Мне сразу было интересно работать с этой темой.

— Как выстраивался фильм, на чем основывался?

— Фундамент фильма — монологи. Все они организованы определенным образом и иллюстрированы сценами ежедневной жизни колонии. Так там живут изо дня в день. Монологи вырываются из цепи каждодневных событий. Дети рассказывают о своих преступлениях и пытаются сами объяснить их причины. Новый фильм — про зону, что там происходит, кто там сидит. Сам я стараюсь ничего не оценивать.

— Но у тебя есть своя позиция в данном вопросе?

— Я лично считаю после всего того, что увидел и узнал, что судьба — полностью в их руках. Они не настолько малы. Если они захотят, больше в их жизни подобного не повторится. Но такое никогда не забудется. Преступления и наказания боятся все в этом обществе. И это произошло с этими детьми.

— Ты — человек, который впервые побывал в зоне для малолетних. Первое впечатление.

— Я сейчас очень хорошо вспомнил: мы ехали по обычному городу, и вдруг впереди — стена. У тебя забирают документы, вокруг много железных дверей… Город разделяет забор — и за ним совершенно другие глаза, другие истории. Наверное, люди думали, как можно наказать других людей, и решили, что надо ограничить свободу их перемещения. Сделать забор. Было много других впечатлений, поэтому, может, не стоит выделять первое.

— И какие другие впечатления?

— Я бы отнес к ним то, что не вошло в кадр. Интенсивность ситуации — там все во много раз быстрее. Ты сразу попадаешь в котлован быстрых отношений, кто-то здоровается, кто-то старается познакомиться, кто-то пытается поднести штатив. Об этом сложно говорить. Это максимально обостренные отношения между людьми. Каждый в жизни испытывал такое по-своему, а тут они живут так день за днем. Они все там страдают — это фраза, под которой я могу подписаться. Виноваты ли они? — Конечно! Они — преступники. Но нужно помнить, что все они там страдают. Это очень важный момент. Общество должно думать не только о том, как их осудить, но и как им помочь.

Фильм и положение этих детей — следствие моды на криминал. Как только с экранов исчезнут примеры насилия, у этих примеров сразу исчезнут последователи. Дети — последователи взрослых. Ребенок никогда не придумает сам, чтобы убить другого человека. Ему надо это показать, продемонстрировать. И не один раз. Эту идею в него надо впихивать специально, чтобы он в нее поверил. Могу точно сказать, что преступление — в семье. Когда ребенок видит вокруг преступную жизнь, когда к нему, когда он еще беззащитен, относятся преступным образом, — у него складывается представление о мире как о преступном сообществе. Человек, который хочет понять таких детей в жизни, должен хотя бы посмотреть это кино.

Светлана ЦЫБАНЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ