Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прицел-2017

Мишень российской пропаганды
25 сентября, 2009 - 00:00

Все больше экспертов склоняются к мысли, что украинская политика руководства России ведет к созданию предпосылок войны с Украиной. Похоже, что даже российское кино, такое далекое от военной сферы, вносит свою лепту у формирование образа врага из украинцев.

КРИВОЕ ЗЕРКАЛО КИНОЭКРАНА

В истории американского кино был период, когда в качестве отрицательных героев обычно выступали негры и латиноамериканцы. Кажется, в российской кинематографии эту роль отвели украинцам. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить или просмотреть несколько рядовых российских кинофильмов. Конечно, речь идет не о персонажах украинцев в киношедеврах, созданных мастерами кино, а об обычных фильмах, рассчитанных на массового российского зрителя. В них прослеживаются две линии. Одна из них унаследована еще от советского кино, где украинец выступал персонажем второго плана. Человек не такой яркий, как главный герой, немного примитивный и смешной. Типичный пример — это опер Пасюк из сериала «Место встречи изменить нельзя». В современном российском кино этот подход сохранился. Классический пример этого — няня с мариупольскими корнями из сериала «Моя прекрасная няня». Хорошенькая и простая до глупости парвеню в окружении интеллигентных и утонченных москвичей.

Дальнейшее развитие этого направления привело к уже карикатурной подаче украинских персонажей. Очень четко это прослеживается в одной из серий детективного сериала, которая называется «День гнева». Там показана туповатая и пышнотелая секретарша Решетнюк, которая еще одновременно является любовницей директора-преступника. В этом же фильме есть и эпизод с домработницей в берлинском доме Кравцова, которая разговаривала на украинском языке. Она настолько глупа, что не может ответить на вопрос полицейского о ссоре хозяина с сыном, и тупо все время повторяет: «Пылесос гудит». И при этом у нее не хватает ума сказать, что из-за шума пылесоса она не могла ничего слышать.

Второй подход к изображению украинцев — это уже чисто российское изобретение. В фильмах, снятых по этой тенденции, украинцы выступают в роли отрицательных персонажей. За примерами далеко ходить не надо. В одной из серий «Улиц разбитых фонарей» действует бывшая проститутка Ольга Самойленко по кличке Банка. Этой даме с украинской фамилией удалось, скрыв свое прошлое, удачно выйти замуж. Когда же ее начали шантажировать, она «заказала» шантажиста (кавказца!), а потом пыталась отравить киллера с помощью наркотиков. Или можно вспомнить эпизод из известного кинофильма «Брат», в котором старший братец «мочит» в сортире (исполняя завещание вождя?!) гориллоподобных украинских мафиози, которые еще и разговаривают по-украински! Еще в «Ментовских войнах» — продажный гаишник и убийца лейтенант Павленко, студент-убийца — Гринчук. «Псевдоним Албанец-2» — бриллианты, преступники, защита государственных интересов России и милиционер Василенко, который ведет свою игру. Очень милый сериал «Кадетство». В нем действует всего один отрицательный персонаж — врач, который требовал взятку у суворовца. А фамилия негодяя — Мурашко. Фильм о любви «Простая история». Но и в нем нашлось место для воровки-украинки. Директор школы-интерната для умственно отсталых детей Алевтина Панасюк, или Панасючка, которая сдает в аренду служебные помещения, а деньги кладет себе в карман. Туда же отправляется и зарплата «мертвых душ», которых она держит. Она отменяет литературные чтения, из-за чего обделенные долей российские дети не могут ознакомиться с творчеством русских писателей. Ее разоблачает герой с простой русской фамилией, а мудрая власть снимает ее с должности.

Еще упоминается гибнущая российская подводная лодка. Благородные российские моряки отдают единственный аппарат для спасения очень непривлекательному пассажиру, но «гражданину России» с украинской фамилией. Кстати, виновник неисправности других дыхательных аппаратов хоть и российский моряк, но с нерусской фамилией Краузе.

При желании кто-нибудь может продолжить этот список отрицательных героев с украинскими фамилиями. Но нужно ли? Ведь определенная заангажированность просматривается и в этих случайно подобранных фильмах. Конечно, наших везде хватает, украинцев можно найти и «в глубине Сибирских руд», и в Петербурге. Но сколько их сейчас на Урале? Намного меньше, чем россиян. Тем не менее, толстая и глупая секретарша позиционирована как украинка. То же самое можно сказать и о наделении персонажей петроградских убийц (гаишника и студента) украинскими фамилиями. Еще менее достоверно выглядит украинец врач-взяточник в «Кадетстве». Ведь действие происходит в российской провинции, и логичнее было бы назвать его Петров, Сидоров или хотя бы Иванов.

Глуповатая домработница из Украины в Германии выглядит еще более нереально. Ведь для того, чтобы только туда выехать, ума ей нужно было намного больше, чем какому-то кинорежиссеру или сценаристу.

А украинские мафиози в Америке, которые еще и разговаривают по-украински — это вообще нонсенс. Украинская диаспора в США и Канаде достигла больших успехов в социальной иерархии этих стран. И при этом даже в первые годы после приезда процент преступников среди наших эмигрантов был меньше, чем у местных жителей! Так что украиноязычные мафиози не могут быть из старой диаспоры. А бандиты из новой эмиграции не говорят по-украински! Ведь даже в украинских тюрьмах общаются на тамошней версии «великого и могучего», и его усваивают в первую очередь уже после первой «ходки».

НАС ДЕЛАЮТ ВРАГАМИ

Такую украинизацию всего отрицательного принято объяснять возрастанием антиукраинских настроений в России. Но его уже не спишешь на комплекс покинутой жены, который был характерен для многих россиян после провозглашения независимости Украиной. Это уже не эмоции отдельных лиц, а политика государства. Очень часто фильмы с отождествленным с украинцами злом снимают при финансовой поддержке правительства или властей Москвы. Да и очень все системно и организованно, чтобы объяснить это недоброжелательностью отдельных деятелей.

Ни для кого не секрет, что в Росси создана мощная контролируемая государством система пропаганды. Настоящие российские диссиденты где только можно кричат о полной зависимости российских средств массовой информации от правительства, о цензуре и засилии в печати официоза. Да и украинский посол в России Константин Грищенко недавно довольно дипломатично и с тонким юмором это подтвердил. Он заявил, что, посмотрев один российский телеканал, можно другие и не смотреть, так как везде будет то же самое.

Кроме того, мы уже неоднократно, на собственной шкуре, испытали, как действует эта система. Достаточно вспомнить газовый конфликт в начале года. Подогретые заявлениями о кражах газа Украиной россияне светились от счастья, что нам его отключили. А вот утверждение европейских экспертов, что несанкционированного отбора газа не было, СМИ до широких российских масс не донесли. И большинство жителей соседнего государства так и остались убеждены в том, что Украина воровала газ, а мудрое российское руководство ее наказало. По этой же схеме уже год россиянам вдалбливают информацию о том, что якобы украинские солдаты воевали на стороне Грузии.

Просто блестяще российские пропагандисты использовали инцидент с министром Юрием Луценко в Германии. На всех телеканалах подали немецкую версию конфликта, а после нее показали сюжет об очередном подвиге российских милиционеров. Оттенив украинский негатив российской доблестью.

Вот в такую систему промывания мозгов украинизация зла в кино вписывается. Ведь пропаганда через СМИ действует только на наиболее просвещенные, интеллектуальные слои населения. Большинство же людей заняты своими делами и политикой не интересуются. На телевидении они смотрят только развлекательные передачи, а в газетах читают только о скандальных похождениях звезд и смотрят гороскопы. Ключиком к этим людям и стало кино. После просмотра массы фильмов, в которых главные воры позиционированы как украинцы, в подсознании российского зрителя не может не остаться, что все связанное с Украиной несет негатив.

Естественно, что просмотр таких фильмов действует и на украинцев. В их сознании поддерживается комплекс неполноценности. Самоуважения не прибавляется, когда все время в роли убийц, проституток, воров и дураков видишь своих земляков. Но этим российские конструкторы душ не ограничиваются. Например, в одной из серий «Агента национальной безопасности» в уста старого еврея вложили слова: «Украина — независимое государство?! Вечером расскажу эту хохму жене». Понятно, какое отношение к евреям у украинцев, также на уровне подсознания, формирует такой прием. Просмотр большого количества подобных эпизодов украинским зрителем отнюдь не способствует поддержке у нас межнационального спокойствия, а наоборот.

Надо отдать должное российской системе пропаганды, которая действует чрезвычайно эффективно. По последним опросам общественного мнения, уже более половины россиян враждебно относятся к Украине, а 90% украинцев, которые не подверглись такой обработке, по-дружески относятся к России! И это после Тузлы, захвата Черноморским флотом маяков, несанкционированной высадки им десанта возле Феодосии, угроз Путина нацелить на нас ядерные ракеты и территориальных претензий к Украине!

Но вернемся снова к кино. Сейчас в Голливуде, в соответствии с требованиями политкорректности, все чаще в качестве положительных героев выступают афроамериканцы. Дождутся ли украинцы того времени, когда в российском кино их станут изображать более положительно? Едва ли. Ведь вовсе не случайно в души россиян вкладывают такой мощный заряд ненависти к Украине. Вопрос лишь в том, когда он выстрелит? Не в 2017 ли году, когда настанет время выводить Черноморский флот с украинской территории?

Сергей ПЛЕЦКИЙ, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ