Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Примитивизация телерадиоэфира: кто виноват?

25 мая, 2006 - 19:45

На вопросы, как «воспитать» настоящего журналиста или какой должна быть идеальная модель обучения в высших учебных заведениях, которые готовят журналистские кадры, похоже, ответов не могут найти даже те, кто непосредственно работает в этой сфере. Хотя консенсуса в вопросе, какими должны быть журналисты, достигли уже давно: объективными, беспристрастными и тому подобное. Но, в любом случае, сегодня острая необходимость реформирования профильного образования украинских журналистов в направлении европейских стандартов. Обо всем этом шла речь на круглом столе «Телерадиообразование в Украине: тенденции, традиции, перспектива», проведенном во вторник Институтом журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Сегодня руководители СМИ мечтают, что в будущем к ним на практику будут приходить студенты, знающие, как работать с техникой, как снимать, монтировать программы или озвучивать тексты. В конце концов — как задавать вопросы и начать первую фразу в том или ином жанре. По словам директора Института журналистики Владимира Ризуна, для педагогов, которые готовят специалистов мас-медиа, важно выработать модель поведения телевизионщика или работника радио, на которую и ориентироваться потом в подготовке тех, кто завтра будет работать в украинском телерадиопространстве. Однако в этом и состоит основная проблема: модели не существует. А если бы и существовала, то для ее утверждения нужна не одна реформа. Например, двадцать пять процентов учебного плана Института журналистики определены Министерством образования и науки Украины и переформатировать этот блок институт права не имеет. Андрей Куликов, эксперт проекта «ЖОРНА», проблему государственного или министерского контроля над организацией образования предлагает решить путем перехода к автономизации университетов от государства. К тому же, по мнению медиа-экспертов, в журналистском образовании можно и нужно экспериментировать. Конечно, мы должны быть благодарны стране за академический подход в образовании, на который некоторые европейские страны начинают ориентироваться лишь сейчас. И он все же должен быть основным. В то же время, по словам Евгения Федченко, директора Киево Могилянской школы журналистики, логично сочетать академические знания с практическими навыками и пытаться найти как можно больше точек соприкосновения между этими двумя модулями. Например, среди недавних предложений Института журналистики Министерству образования и науки есть даже такое: изменить систему планирования содержания образования. «Ведь нужно знать, что требуется телерадиоорганизациям от наших выпускников: какие дисциплины нужно включить, а какие, возможно, снять», — объясняет Владимир Ризун. Еще одно предложение Института министерству — до 2012 года предоставить журналистскому образованию статус экспериментального. То есть фактически исключить вузы из государственного планирования, оставляя при этом диплом государственного образца. В таком случае разработка учебных планов, программ и организация учебного процесса должны осуществляться комиссией, в которую входят преподаватели и эксперты медиа-сферы. «При этом мы также обращаемся с просьбой документально закрепить разграничение пиара, рекламы и журналистики, что для реализации реформ также не менее важно», — говорит Ризун.

Но потребность в экспериментах не уменьшает количества проблем. Они связаны, в первую очередь, с приобретением элементарных журналистских навыков в стенах университета. По мнению президента Национальной радикомпании Украины Виктора Набруска, за проблемой универсализации и примитивизации телерадиоэфира стоят люди, которые сегодня руководят вещанием и те, кто готовит специалистов в вузы. Однако по большей части жертвами становятся студенты, которые идут на работу, не имея ни теоретической, ни практической подготовки. Еще одной проблемой является и то, что в Украине не действует так называемый закон перехода количества в качество. «От увеличения количества продукта — качество не улучшается, — говорит Андрей Куликов. — Наоборот, происходит обратный процесс, а в результате — измельчание человеческого и технологического ресурсов». Кадровой проблемой в ближайшем будущем может стать и то, что сегодня большинство вещателей зарегистрированны как телеРАДИОкомпании. «Я искренне надеюсь, что когда- то эти вещатели действительно будут телерадиокомпаниями, — объясняет Куликов. — И, соответственно, и журналисты, которые на них будут работать, должны иметь навыки работы как на радио, так и на ТВ». К тому же медиа-эксперты нередко указывают, что радио в Украине уделяется слишком мало внимания. А оно, по словам Куликова, является едва ли не самой сложной платформой, а поэтому и лучшей для формирования журналистских кадров.

Пришло время, когда нужно претворять в жизнь положение Болонской конвенции, увеличивая при этом практическую составляющую журналистского образования. Но пока в университетах не хватает оборудования, чтобы дать возможность студентам овладевать практическими профессиональными навыками. Не хватает литературы, которая бы обобщала именно украинский опыт, приобретенный в наших условиях. А значит — не хватает профессионалов и процессов, способных изменить рынок. Поэтому сегодня действия намного важнее дискуссий...

Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ