Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пришли. Увидели. Разоблачили...

Почему журналистские расследования не достигают цели
26 мая, 2017 - 13:57

19 мая состоялось награждение победителей VIIІ конкурса профессиональной журналистики «Честь профессии». Организаторы конкурса — Независимая ассоциация телерадиовещателей, Украинская ассоциация медиабизнеса при поддержке Sida (The Swedish International Development Cooperation Agency), Internews и Программа развития ООН (ПРООН) в Украине. В этом году жюри выбирало из 482 журналистских материалов. Победителями в разных номинациях стали Федор Прокопчук, «Громадське ТБ», проект «Реформа»; Дмитрий Бондар,  «Бурштинові діти», программа «Слідство. Інфо»; Надежда Бурдей, «Голі у вогні. Форма пожежних — прогорає за секунди», проект «Наші гроші», 24-й канал; Владимир Тимофийчук, «Винний без вини?! Як судять неповнолітніх»,  проект «Люстратор 7.62», канал «2+2»; Ирина Виртосу, «Війна, яка не відпускає: насилля у родинах участників АТО», издание L`officiel; Сергей Андрушко, «Гра в імітацію», программа «Схеми» — проект «Радио Свобода».

Все материалы — актуальные и интересные. Смущает другое — зацикленность медиасообщества на формате журналистского расследования или проблемного репортажа. Кое-кто из зрителей церемонии награждения победителей даже констатировал: «Передоз расследований detected».

Вроде ничего плохого в этом нет — есть проблема, о ней должны говорить СМИ, это хорошо, это свидетельствует о свободе слова и демократии.

Но украинская специфика вносит некоторые коррективы в восприятие даже таких общеизвестных демократических норм.

Жанр журналистских расследований в Украине в последнее время стал мейнстримом, а журналисты-расследователи — трендсеттерами. Наверное, это случилось после публикации в журнале «Форбс» о фирме «Газ Украина-2009» и Сергее Курченко в далеком 2012 году. Но публикация, действительно, многое изменила — и в жизни страны, но по большей части, в направлении развития украинской журналистики.

На сегодня расследования позиционируются как самый высокий журналистский жанр. Преимущественно, именно такие программы и проекты получают грантовое обеспечение, то есть солидное финансирование. Следовательно, именно в этом формате, как следствие, работают высокооплачиваемые журналисты, в распоряжении которых значительные ресурсы.

Впрочем, в то же время, самое мощное финансирование в стране имеют пророссийские СМИ и СМИ олигархов, тоже, преимущественно, с пророссийскими настроениями. Их задача  — реванш пророссийских сил, и потому они активно стимулируют подготовку и распространение материалов, в которых авторы ищут и находят любой негатив и в действиях власти.

В итоге украинское медиапространство буквально перегружено «обличительными репортажами» разного качества и достоверности, что вываливают на головы читателей, зрителей и слушателей тонны негатива и «предательства». В один поток попадают высококачественные расследования профессиональных журналистов, заказные материалы политических оппонентов и разоблачения-фейки. И я не думаю, что рядовой потребитель всегда сможет отличить лечебный мед от ядовитого дегтя.

Я последний человек, который будет требовать тотального «одобрямса», розовых пони и котиков в медиа. Но и сплошной негатив стимулирует не только рост общего общественного разочарования и социальной депрессии, но и рост невосприятия украинских СМИ и недоверия к журналистам.

Усиливает эту депрессию и это недоверие тот факт, что в подавляющем большинстве случаев, даже после действительно профессиональных журналистских расследований, ничего не происходит.

Западные грантодатели, судя по всему, были наивно уверены, что громкие разоблачения непременно трансформируются в судебные приговоры, отставки и поражения на выборах. Таков уже у них собственный опыт. Но не в Украине. Чиновники после разгромных скандалов остаются на должностях, иногда — переходят «на другую работу в системе», политики-коррупционеры, на которых «метки ставить негде», выигрывают выборы.

Эту украинскую особенность сейчас поняли и сами расследователи (и, наверное, и их спонсоры), но изменения начались в неожиданном русле.

Чтобы «расследования не оставались только текстом на бумаге и имели свое логическое завершение в форме «увольнений должностных лиц» и «остановок миллионных распылений бюджетных средств», с 19 мая юристы Bihus.info помогут «дожимать коррупционеров». Правовую помощь получат все журналисты и активисты со всех регионов Украины, которые разоблачают коррупцию и имеют доказательства. Авторы проекта заверяют, что «команда юристов поможет журналистам довести расследование до зала суда».

«Нас часто спрашивали: Ну, вот разоблачили вы коррупционера, а что дальше? — говорит Денис Бигус. — Но журналисту, или даже редакции своими силами контролировать каждое дело трудно. Любое заявление к стражам порядка забирает кучу времени. И вообще, журналисты этим заниматься не должны. Их функция — информировать. Поэтому пусть информируют, а юристы делают свою часть работы».

Следовательно, к журналистам-разоблачителям, задача которых — только информировать, будут направлены юристы, которые будут доводить расследование до суда. Это шаг в сторону преодоления последствий — но почему все снова свелось к определению места журналиста, как «разоблачение — информирование (точка)»?

Кстати, при таком подходе становится понятно, почему суды о «деле Гонгадзе—Подольского» или о расстреле Небесной Сотни не пользуются популярностью в медиасреде — процесс «после разоблачения» не настолько важен для сегодняшний украинской журналистики, как просто факт сообщения о преступлении.

Но журналистика, если она честно хочет позитивных изменений, должна не только кричать «Пожар!» и на этом умывать руки, но и искать и давать общественности объяснения относительно того, как этот пожар возник, как его погасили, как происходит преодоление его последствий, какие выводы должна сделать власть и общество, чтобы пожар снова не разгорелся, какие меры по предупреждению других пожаров были приняты. Для того чтобы страна прекратила ходить по граблям, мало простого разоблачения и предания огласке фактов. Найти причины, изучить последствия, сделать выводы — в этом и заключается роль и ответственность СМИ как четвертой власти.

В сегодняшнем информационном украинском мейнстриме очень мало аргументированной и не заказной (!) аналитики, интервью (именно интервью диалогов, а не монологов в виде авторских статей и колонок) с компетентными и незаангажированными (!) экспертами, сбалансированных новостей без желтизны и политической или экономической мотивируемости, которые, к тому же, не являются сообщениями пресс-служб. Поэтому причины и последствия всех проблем настоящего остаются вне фокуса внимания       — и СМИ, и общества. И, соответственно, страна снова и снова повторяет собственные ошибки       — в политике, в экономике, в общественной жизни — везде.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ