Что сегодня смотрит украинская молодежь? Видимо, логичнее спросить о том, что предлагает молодежи украинское телевидение? А предлагает оно то же, что и всем домохозяйкам страны: сериал, реалити-шоу, ток-шоу. Шоу, шоу и еще раз шоу.
Никто так называемые воспитательную и познавательную функции телевидения не учитывает. Хотя для молодой аудитории именно эти функции должны были бы стать доминантными. Близки к этому разве что новости, всегда остающиеся на первых лентах телевизионных рейтингов. После многочисленных мыльных опер, естественно...
Здесь уместно снова поднять вопрос о нишовом телевидении. Например, почему бы не создать молодежный телеканал, который бы учитывал потребности и интересы современной молодежи? Ведь сегодня молодое поколение телевидением абсолютно игнорируется. Так же, как детская аудитория. Когда вы в последний раз видели качественную молодежную телепередачу? Мы так же... А потому что не выгодно. ТВ работает совсем на другую аудиторию. А выгода — центральный аргумент для мира телевидения. По головке погладить можно разве что телеканал «Тонис», в эфире которого когда-то появилась программа «ЭкстреМикс», рассчитанная именно на молодую часть аудитории. Позже на канале выходила программа «Чудаки» — абсолютно неформатная, оригинальная, она рассказывала о необычных увлечениях наших соотечественников-чудаков и ярко выделялась на фоне наштампованных шоу. Ее автор и ведущий Александр Гордус считает, что информационные запросы и интересы украинской молодежи телевидение абсолютно не удовлетворяет, потому что эта часть аудитории считается неплатежеспособной. «Поэтому основная масса создаваемых программ рассчитана на старшее поколение», — резюмирует Александр.
Тем временем молодежь телевидению отвечает той же монетой, все больше и больше игнорируя его просто потому, что не находит на экране «пищи», как говорится, для сердца и ума. Молодая журналистка Марьяна Закусыло рассказывает, что уже давно не смотрит телевизор, потому что считает время, проведенное перед экраном, проведенным впустую. «Я смотрю кино. Но кино качественное. А его как раз на нашем телевидении очень мало. Что касается новостей, то свою порцию свежей информации я получаю через интернет. Это более удобно, и к тому же в «сетке» меньше пространства для манипуляций. Я меломан, слушаю качественную музыку, но украинское музыкальное телевидение (это, в первую очередь, касается «М1»), смотреть просто невозможно. Да и вообще сейчас я пытаюсь не смотреть «ящик» вообще, он просто зомбирует и тормозит развитие личности».
По-видимому, телевизионным менеджерам нелишне было бы задуматься, что этот «неплатежеспособный» молодой сегмент — залог их будущих высоких рейтингов и уделять ему больше внимания. Хотя, если задуматься над вопросом, существует ли риск для телеканалов лет через 20—30 остаться без телезрителей, — то вряд ли. Телевидение очень пластично, а медиаменеджеры — народ хитрый и гибкий. Этот тандем мгновенно подстраивается под спрос. Реалити-шоу? Вот вам, пожалуйста! Мыльная опера? Смотрите на здоровье. Вот вам и воспитание...
Молодежь — будущее страны. Патетически, но справедливо. Говоря о молодежном телевидении, очень сложно не удариться в морализаторство. Растолковывать и без того всем понятное влияние программ наподобие «Дом-2» на несформированную психику нет потребности. Оно понятно всем. Как и то, что молодежное телевидение должно быть принципиально иным. Каким? «Это должны быть программы познавательно-развлекательного характера, и их должно быть большинство, — предлагает Александр Гордус. — В любом случае, телевидение должно выполнять образовательную функцию. Я считаю, что основная функция телевидения — воспитательная. И чтобы этот процесс воспитания лучше воспринимался молодежью, его нужно совмещать с развлечениями».
На проблему молодежь-телевидение можно посмотреть еще и с другой стороны. Молодежное телевидение должно быть молодежным, так сказать, до конца. Тут речь не только и не столько о юных симпатичных ведущих (что тоже имеет смысл), как о молодом амбициозном менеджменте телеканалов — с новыми подходами, идеями, стратегиями построения сетки вещания. Кто лучше молодежи знает, что ей на самом деле интересно и необходимо? Но не секрет, что пробиться на телевидение молодым талантам очень сложно. И, даже пробившись, большинство так и не получает возможности для реализации собственных нестандартных проектов. С другой стороны, безусловно, телевидение как явление массовое никогда не станет артхаусным, это не площадка для проб и ошибок молодых амбициозных парней и девушек. Но, кажется, от заскорузлости и коммерциализации наше ТВ скоро треснет по швам... В прайм-тайм слышно, как оно угрожающе трещит... Хочется чего-то не такого дорогого, феерического и прилизанного. Хочется видеть молодых и смелых. Приток свежей крови и подвижных мозгов на украинское телевидение был бы отнюдь не лишним.