На прошлой неделе в «Дне» был опубликован материал «Кадровый голод. В чем причина?» (№119, 21 июля, 2006). В данной публикации авторами был поднят ряд вопросов, касающихся катастрофического недостатка профессиональных кадров на ТВ. Чтобы выяснить отношение самих телеканалов к кадровой проблеме и разобраться в причине кадрового кризиса на телевидении, «День» обратился к руководству нескольких известных каналов со следующим вопросом:? ОЩУЩАЕТЕ ЛИ ВЫ НА СЕБЕ НЕДОСТАТОК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ, И НА КАКИХ ПРИНЦИПАХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ НА ВАШЕМ КАНАЛЕ?
Леонид МАЗОР , генеральный продюсер телеканала «Интер»:
— Как и все другие отрасли, связанные с искусством вообще, — ведь не только телевидение, но и театр, и киноиндустрия страдает от отсутствия профессиональных кадров — творческих и технических. Естественно, для телевидения очень важно, чтобы профессионал представлял собой не только «творца», но и технически грамотного специалиста. Это является основными критериями, на которых строится наша кадровая политика. Не может быть редактора, который не понимает, как снимается телепередача, над которой он работает. Не может быть оператора, который снимает репортаж, но не знает основ журналистики. Для нас очень важно, чтобы люди, работающие на «Интере», были бы не только узкими специалистами своего дела, а таких у нас много и качество их работы безупречно. Но в тоже время их профессиональный кругозор должен быть достаточно широк, чтобы не возникало проблем, когда создание новой передачи или сериала начинается с картинки (здесь мы уже достигли огромных успехов) — а в первую очередь с мысли, о чем все-таки она (передача) — вот тогда у нас не будет проблем с пустотами в эфире и в головах телезрителей. А для того, чтобы получить такие кадры — нужна школа. Интер уже такой шаг сделал, открыв «ИнтерШколу». Это только первый шаг, а вот вслед за этим надо идти дальше и создавать институты с хорошо организованной теоретической и практической базой и правильной методикой обучения. И вот здесь одной Интеровской инициативы недостаточно — здесь нужна поддержка всех телевизионных каналов — ведь профессионалы, способные научить, работают именно там, где делается украинское телевидение.
Александр КЛЫШАВЧУК , заместитель председателя правления ЗАО «ММЦ СТБ»:
— Недостаток профессиональных кадров ощущаем остро. Поэтому для привлечения новых сотрудников используем следующие инструменты. Во-первых, создаем конкурентоспособные условия на рынке труда для привлечения новых сотрудников: позиционируем компанию как одного из лидеров на ТВ-рынке, в которой интересно и престижно работать; заботимся о наличии стабильной, «белой» заработной платы и четких перспектив ее роста (по результатам работы и профессионального роста сотрудника); предлагаем работу в неординарном и быстро растущем бизнесе, и связанные с этим перспективы профессионального роста; создаем среду, в которой интересно не только работать, но и проводить свое время. Во-вторых, воспитываем собственные кадры: набираем (или переводим с других должностей внутри компании) персонал с недостаточно выраженными профессиональными качествами, но с большим потенциалом к его росту и проводим интенсивную подготовку (3—6 месяцев), которая включает обучение, коучинг со стороны коллег и руководителя (подход, позволяющий за короткий срок максимально раскрыть потенциал человека и повысить личную и профессиональную эффективность. — Авт. ). По результатам обучения принимается решение о его возможности или невозможности продолжать работу на выбранной должности.
Валентин КОВАЛЬ , генеральный продюсер телеканала «М1»:
— Я не думаю, что при нынешних темпах роста нашей отрасли можно рассчитывать, что система подготовки кадров в ее традиционном понимании способна удовлетворить все наши запросы. В лучшем случае, мы можем получить специалиста с базовыми профессиональными знаниями, из которого — при наличии способности и желания учиться дальше — можно сделать настоящего профессионала. Этот путь — долгий, но могу с гордостью сказать, что большинство нынешних топ-менеджеров канала достигли своего положения именно этим путем. Конечно, есть и более легкий путь переманивания специалистов. Но люди, совершившие такой шаг однажды, готовы сделать его снова в любой момент, так что этот путь — пагубный, особенно с учетом того, что очень многие телепроекты в Украине живут не по рыночным законам. Этот путь оправдан на стартовых стадиях проектов, но плохо работает «на марше». Так что мы предпочитаем «выращивать» свои кадры — без особой надежды на государство и не глядя по сторонам, где что плохо (или хорошо) лежит.
Кирилл ВЫШИНСКИЙ , шеф-редактор отдела спецпроектов ICTV:
— Профессиональных людей, особенно в таких базовых профессиях ТВ, как репортер, редактор, не так уж и много. Любой запуск нового проекта начинается с головной боли — где найти людей? Ищут в регионах, на других каналах — как правило, на тех, что поменьше и победнее. Говорить о какой-то профессиональной школе — типа «Интерньюза» в начале 1990 – х — сегодня не приходится. И самое страшное — в профессию попадают люди, которые пишут иногда с ошибками и путают «тюнер» с «тенором».