Недавно Социологическая группа «Рейтинг» обнародовала масштабное исследование общественного мнения, в котором, в частности, был раздел «Настроения и оценка угроз украинцами».
Выяснилось, что, по мнению жителей Украины, на первом месте среди всех угрожающих и негативных процессов, происходящих в стране, — массовый выезд украинцев за рубеж (55% респондентов считают это явление самым угрожающим для страны) и экономический упадок (52%).
Но есть среди перечня наиболее опасных угроз и несколько неожиданные. Так, четверть украинцев (это в самом деле очень много) видят в качестве важной опасности «деградацию населения».
Какие из этих угроз наиболее актуальны сегодня для Украины? Произвольное количество ответов %
Опрос проведен силами трех компаний: Центр «Социальный мониторинг», «Украинский институт социальных исследований им. А. Яременко», компания «Инфо Сапиенс» и Социологическая группа «Рейтинг». Аудитория: население Украины с 18 лет и старшие. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионами и типам поселения. Выборочная совокупность: 10000 респондентов. Личное формализованное интервью (face-to-face). Ошибка репрезентативности исследования: не более 1,0%. Сроки проведения: 19-30 января 2019 г.
Людям, естественно, не давали четкого определения этого словам, «деградация», и каждый, конечно, вкладывает в это понятие что-то свое.
Старый советский Словарь украинского языка дает следующую трактовку данного термина:
• 1. Упрощение строения и функций организмов в результате изменения условий существования.
• 2. Постепенное ухудшение, потеря каких-то качеств, свойств; упадок, вырождение.
• 3. Украинская Википедия описывает деградацию как постепенное ухудшение качества, потерю ценных свойств.
Довольно исчерпывающее описание этого явления дал 18 июля 2013 года (!) политолог Виктор Каспрук. В статье «Большая украинская деградация». Как спасти Украину?» в авторский колонке для сайта «Радио «Свобода». Он отмечает, что «еще в 1994 году Леонид Кучма и его окружение заложили ту уничтожительную для Украины систему, которая «заточена» только под откровенное ее разграбление. И потому все, даже лучшие программы выхода из кризиса, никогда не сработают, если эта система не будет наконец демонтирована».
По мнению Каспрука, позитивные изменения в Украине возможны лишь тогда, когда «народ перестанет бояться власти и жить по концлагерным принципам выживания — умри ты сегодня, а я завтра». Для этого, считает эксперт, Украине необходим «антикризисный национальный эгрегор» (общее психологическое настроение народа ), «который будет способен превратить силу коллективного разума в трансформацию позитивных общественных изменений».
Автор статьи не объясняет, как и почему должна измениться коллективная психология жителей Украины для того, чтобы деградация страны и ее населения прекратилась, а вместо этого наконец началось устойчивое развитие и глубинные, а не локальные или временные, перемены к лучшему. Впрочем, методы инициирования подобных изменений есть.
Ненаучный термин «эгрегор» можно описать как совокупность настроений людей. А общественные настроения -это уже измеряемые и конкретные показатели, на которые можно влиять и которые можно корректировать или формировать. Любой профессиональный социальный инженер или политтехнолог знает, как это сделать — для этого лишь нужно изменить повестку дня в информационном пространстве, окружающем человека.
В первую очередь, речь идет о телевизионном продукте, следовательно, телевидение для украинцев все еще самый популярный источник получения информации о внешнем мире.
В новостях на ТВ мы видим «убили, зарезали, ограбили, ужасное ДТП, но есть хорошие новости — в зоопарке родилась пандочка». Теперь к этому набору прибавились еще заказные сюжеты, «джинса», от кандидатов в президенты, а впереди еще и от партий.
Было бы действительно интересно увидеть мировое исследование, но беглый пересмотр телепрограмм стандартных европейских телеканалов подобного треша не выявил.
Впрочем, как говорят, не новостями едиными.
Самые популярные телесериалы на наших экранах посвящены сугубо личной жизни человека, либо безотносительно ко времени и пространству, либо, наоборот, с четкой привязкой к соседнему государству.
«Ничто не случается дважды» серия 1 от 11.02.2019 на телеканале СТБ! Начало 90-х. В военный городок на границе с Грузией прибывает молодая пара — Катя и Дима Богдановы. На Кате подвенечное платье — они только расписались. На невесту сразу же обращает внимание замполит Огнев, одинокий волк.
Начальник заставы — майор Илья Ильич Калинин. Он порядочный человек, но запутался в отношениях с женщинами: прыткая Раиса родила ему дочь Аллочку и ждет, когда он позовет ее замуж. Но майор влюблен в Ирину, директора детского дома.
А в это время героиня сериала «Ничто не случается дважды» Аглая Калинина, старшая дочь майора, учится в Московском университете. Она влюблена в одногруппника Юру, сына дипломата. Аглая узнает, что беременна».
Это описание фильма, по данным исследования аудитории Индустриального Телевизионного Комитета, входящего в тройку наиболее популярных телепрограмм за февраль 2019 года (возраст 18-54, города 50+) вместе с «Голосом граїни» «1+1» и «бытовым» сериалом «Неотправленное письмо» канала «Украина».
Можно было бы долго возмущаться, но давайте просто констатируем этот факт как данность.
Среди передач лидеров — «Следствие ведут экстрасенсы» (СТБ), 17 место, опережающее и «Лигу смеха» (22), и «Вечерний квартал» (29) канала «1+1».
Ни одного выпуска «сбалансированных новостей» или «образовательно-познавательных передач» Общественного телевидения в этом перечне из 50-ти топ-программ нет.
Для специалистов по управлению общественным мнением понятно, к чему приводит этот «набор телезрителя».
Депрессивные, алармистские новости, «мильные оперы» с вкраплениями пропаганды «русского мира», передачи, которые должны развлекать аудиторию или внушать им веру в мистику, никак не развивают человека. На фоне отсутствия качественного, интересного, рейтингового продукта, направленного на развитие, — аналитических программ, исторических фильмов, научно-познавательных передач — все это и приводит к деградации аудитории телевидения, а, в итоге, и всего населения страны.
Наверное, некоторые до сих пор живут в уверенности, что развитие общества зависит от воспитания еще ребенка в семье и его образования в школе. Но нет — уже давно определяющую роль в развитии человека — и интеллектуальном, и социальном смысле — играют средства массовой коммуникации. И именно с содержанием информполя в Украине и произошли «траблы», то есть проблемы, ошибки, неприятности.
«В Украине вся духовная экология очень изуродована информационно задымленным полем», — сказала год назад в интервью «Укринформу» писательница и публицист Оксана Забужко. Этот факт сегодня даже не требует доказательств — все очевидно. Но вопрос в другом -делается это специально или является банальным невежеством? Является это «заполнение дымом» телепространства сознательной технологией программирования общества (привет, теория заговора!) или все это— следствие отсутствия понимания последствий своей деятельности у медиа-владельцев и медиа-менеджеров и последствий отсутствия понимания последствий своей бездеятельности у государственных деятелей и чиновников ведомств, занимающихся медиапространством?
Отсутствие ответов на эти вопросы, и даже самих этих вопросов в публичном дискурсе уже привели к тому, что искреннее удивление вызывают у экспертов-интеллектуалов рейтинги кандидатов в президенты. «Как можно поддерживать откровенных популистов? Почему люди готовы голосовать за абсолютно некомпетентных новичков?» — в отчаянии спрашивают они. Хотя на самом деле нас должно было бы удивить, если бы телезрители делали другой выбор.
Поэтому вместо удивления и возмущения настроениями избирателей нашей удивленной и возмущенной элите можно лишь посоветовать — внимательно посмотрите в своем телевизоре все подряд программы, идущие в прайм-тайм. А затем задайте себе вопрос — что я лично сделал, а если не сделал, то сделаю, чтобы это, то, что вы увидите, исправить?