Анализ ситуации в информационном пространстве Украины свидетельствует о серьезных проблемах в деле защиты национальной информационной безопасности. Эта проблема обсуждалась во вторник на межведомственном совещании по вопросам расширения информационного присутствия Украины за границей. Особую обеспокоенность, по словам и.о. главы Госкомтелерадио Украины Анатолия Мураховского, вызывает асимметрия информационных потоков. Баланс здесь — не в пользу нашей страны. Ведь нынче Украина оказалась под мощным информационным воздействием соседних стран. Так, в эфире западного региона Украины активно присутствуют польские, венгерские, румынские телерадиокомпании. В частности, город Черновцы и область покрываются телерадиопрограммами Румынии и Молдовы. Еще более интересная ситуация в Закарпатье, где фактически вне конкуренции хозяйничают 83 радиостанции трех соседних стран. (Впрочем, сколько бы мы ни обижались на Польщу, Румынию или Россию, это нормальная политика государств, которые защищают свои национальные интересы. Вместе с тем Украина должна была бы позаботиться об усилении собственного информационного влияния). По оценкам и.о. главы Госкомтелерадио, обеспокоенность вызывает и состояние распространения радиопрограмм украинского иновещания. «Если до 1995 года практически в каждой точке земного шара принимались программы Всемирной службы радио Украины на коротких и средних волнах, то сейчас она практически отсутствует в эфире. А возможность принятия государственных украинских ТРК на территории соседней Российской Федерации значительно меньшая, чем российских программ на востоке нашей страны», — отметил Мураховский. В то же время, по его словам, для поддержки внутренних политических и экономических реформ и обеспечения достойного места Украины в мире важным является пропагандирование новой Украины за границей, распространение информации об ее истории и культуре, экономическом потенциале и тому подобное.
Собственно, речь идет о том, чем давно уже занимается газета «День», в частности, посредством англоязычного дайджеста и — если говорить об историко- культурных проектах — книг. Напомним, что последняя книга из «Библиотеки «Дня» — «Войны и мир» — вышла не только на украинском, но и на польском языке и получила диплом как лучшее иностранное издание на польском языке на Международной книжной ярмарке в Польше.
А вот на государственном уровне, похоже, до сих пор так и не очерчены четкие приоритеты в информировании как украинской, так и мировой общественности об Украине. По мнению участников совещания, сегодня ни для кого не является тайной термин «внешнеполитическая пропаганда» и не стоит прикрываться новомодным словом PR, следует просто пропагандировать свою страну. Реализовать эти намерения мешают, в первую очередь, проблемы финансового характера. Например, по словам Николая Ожевана, заведующего отделом информационной безопасности и международных отношений Института проблем международной безопасности, россияне под руководством бывшего министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаила Лесина в 2001 году отрабатывали имидж России в США и вложили в это дело сумму в один миллиард долларов. И поскольку Украина пока еще вряд ли готова выложить такую сумму, то, по мнению Ожевана, формирование позитивного имиджа стоит начинать с информационного сопровождения наших внешнеполитических акций, в первую очередь — с заграничных визитов Президента Ющенко. «Например, визит Ющенко в Турцию совпал с визитом турецкого премьер-министра в США и, конечно же, попал в тень этого более значимого для Турции события. Поэтому и не следует удивляться, что, изучая турецкую англоязычную прессу, я нашел очень мало упоминаний об этом визите», — отметил Николай Ожеван. А господин Мураховский одним из новых заданий для медиа-структур назвал консолидацию украинской диаспоры, которая в ряде западных стран, таких как, например, Канада, США, Австралия и др., имеет значительное проукраинское влияние на государственные учреждения и общественное мнение.
Госкомтелерадио декларирует заинтересованность открытием в Украине бюро ведущих зарубежных масс-медиа, которые бы активно представляли Украину в информационной палитре мира. Чтобы Украина создала свою сеть зарубежных корпунктов. Говорилось на совещании и о важности заключения соглашений с международными информационными агентствами, дипломатическими структурами и выработки доктрины национальной информационной безопасности, четко регламентирующей, что делает, например, НТКУ или МИД. В программе Кабмина «Навстречу людям» одной из основных задач деятельности органов исполнительной власти определено усиление работы по формированию позитивного международного имиджа Украины. Главное, чтобы все эти совещания и документы не ограничились лишь декларациями, а представители профильных государственных органов не только бы обсуждали перспективы пропагандирования Украины, но и замечали и поддерживали уже реализованные в этой сфере проекты.